Пока мы так пристально и неустанно следили за рынком новых автомобилей в России, как-то совсем забыли про рынок автомобилей подержанных. А он ведь продолжает жить своей жизнью.
Хотя и жизнью гораздо более скромной, чем ещё год назад. Разумеется, продажи машин с пробегом тоже упали. Более того, у них для этого было даже больше причин. Почему? Потому что продажи новых автомобилей субсидирует российское государство, если мы говорим про Lada.
Или сами производители, если мы говорим про иномарки. Именно с этим связан тот странный факт, что при ключевой ставке в 20% средняя ставка по автомобильному кредиту составляет 13%.
Не станут же банки работать себе в убыток, верно? Да, конечно не станут. Недостающие проценты им попросту компенсируют китайские марки, чтобы хоть как-то поддерживать реализацию своей продукции на территории нашей страны.
Понятное дело, что продажи подержанных автомобилей никто субсидировать не собирается. Заинтересованных в этом нет. Поэтому на вторичном рынке средний процент по кредиту совсем другой.
Средняя цифра за половину 2025-го года — 28,2% годовых. Впечатляет, не правда ли? Ещё бы вторичный рынок не просел с такими ставками. Тем более, что именно туда идут те россияне, у кого меньше всего денег на покупку автомобиля.
Ведь самая дешевая Лада Гранта сегодня стоит почти 750 000 рублей. Да и совсем не факт, что вы сможете найти её в минимальной комплектации. Скорее всего, придётся отдать заметно большое средств.
И несмотря на такую ситуацию, вторичный рынок всё равно живёт. Более того, если смотреть срез по отдельным моделям, то всплывут на поверхность и вовсе удивительные вещи.
Например, довольно несложно догадаться, какой подержанный автомобиль стал самым продаваемым в минувшем июне. Как думаете?
Верно, это ВАЗ-2107. Несмотря на тот факт, что автозавод из Тольятти перестал её выпускать ещё 13 лет назад, «семёрка» по-прежнему держит мёртвой хваткой первое место в рейтинге продаж на вторичном рынке.
Изредка уступая золото родственнице. Речь о второй «Самаре». Более молодые и свежие Лады даже близко не могут подобраться к этому дуэту.
А вот теперь самое интересное. В прошлом месяце одни россияне продали другим россиянам почти 11 тысяч Жигулей седьмой модели. Много это или мало?
В том же месяце новые Гранты разошлись тиражом в 11 521 машину. То есть, разница чисто символическая — меньше тысячи штук.
А вот Ладу Весту в июне решили купить всего лишь 5 871 житель нашей страны. То есть, в 2 раза меньшее тех, что стал обладателем подержанной «семёрки». Это особенно забавно с учётом того факта, что ВАЗ-2107 не производится и с каждым годом их становится всё меньше.
Они разбиваются в авариях, сгнивают, попросту разваливаются от времени. Но это всё равно один из самых продаваемых и популярных в стране автомобилей.
Впрочем, сильно обойти Весту получилось даже у ВАЗ-2114. Вторая «Самара» в июне заняла четвёртое место среди подержанных машин. Пропустила вперед Hyundai Solaris и Kia Rio.
Правда, разница там небольшая. Если корейцев купило 9,2 и 9,1 тысяч россиян соответственно, то «четырнадцатая» разошлась тиражом в 8,7 тысяч штук. Напомню, что новая Лада Веста выдала лишь 5,8 тысяч единиц.
Что же получается? Россиянам «семёрки» и «Самары» нужнее Весты?
Скорее так. Очевидно, что большинство тех самых «семёрок» и всё семейство «Самара» приобретаются не в кредит. Оно и понятно, ведь их стоимость в среднем не превышает 200 тысяч рублей.
Поэтому космическая ставка в 28,2% по кредиту на подержанные машины здесь почти не играет никакой роли.
Но если смотреть на общее количество продаж той или иной модели, то становится совершенно понятно, что большая часть россиян балансирует между подержанной «семёркой» или новой Грантой.
Это самые популярные машины в стране с заметным отрывом. И если на пятки ВАЗ-2107 хотя бы наступают подержанные корейцы и ВАЗ-2114, то новая Веста уступает новой Гранте почти в 2 раза.
Когда видишь статистику, то возникает логичный вопрос: а для чего нам Искра? Чтобы окончательно добить Весту? Или чтобы чуть-чуть отщипнуть у Гранты?
Поскольку по цене она всё-таки ближе к Весте, то и автоматически дальше от «народа», потому что большинству нужен автомобиль между «семёркой» и Грантой. Другой вариант — Гранта дешевеет, а Искра занимает её ценовой диапазон.
Тем более, что суммарный объём инвестиций в семейство Искра составил 37 миллиардов рублей.
Согласитесь, что для того, чтобы относительно быстро отбить такую сумму, нужно продавать Искры тысячами. А лучше даже десяток тысяч каждый месяц. То есть, идти темпами «семёрки» и Гранты.
Но это крайне маловероятно. И судя по всему, на самом АвтоВАЗе это прекрасно понимают. Во-первых, там даже не пытаются аврально ускорить темпы сборки производства Искры. Её продажи стартуют всего лишь в трёх городах.
Я такого раньше не припомню, но предприятие из Тольятти данный факт не смущает. Во-вторых, волжский автомобильный гигант не стал снимать с производства Гранту и собирается выпускать все три модели (Гранта, Искра, Веста) одновременно.
Конечно, ведь с вероятностью в 99% именно Гранта будет среди них генерировать львиную долю прибыли. А остальные на подхвате.
Что скажете, товарищи? Нужно возвращать ВАЗ-2107 на конвейер, а Весту с него снимать?
Как и всегда, жду ваших вердиктов в комментариях под статьёй.
Советую посмотреть:
OMODA C7 — пространство для всех: комфорт водителя и пассажиров в деталях
Раскрыты цены на Ладу Искру. В базе она дороже Весты. Какой тогда смысл в новинке?
Приглашаю в мой канал в Telegram, где я собираю всё о нашем автопроме в коротком формате. Новости, заметки и редкие факты.