Найти в Дзене
Твоя История!

Музейная эвакуация в Великую Отечественную войну. Часть 3.

Читатель! А вот и заключительная часть статьи, посвящённая теме "Музейная эвакуация в Великую Отечественную войну". Перед её прочтением рекомендуем ознакомиться с предыдущими двумя. Зоологический музей МГУ имени Михаила Ломоносова. Зоологический музей МГУ перестал принимать посетителей сразу же после начала войны: часть сотрудников отправилась на фронт, часть штата сократили. Однако силами оставшихся работников к эвакуации подготовили большую часть музейной коллекции. Осенью 1941 года её должны были отправить в безопасное место. Однако попытка вывезти ценности не удалась, в Южном порту экспонаты пролежали больше месяца. Чуть позже их отправили по железной дороге в Ашхабад. В октябре 1941 года в музей попала бомба. В помещениях были выбиты стекла, разрушены витрины и стеклянный потолок Верхнего зала. Экспонаты, оставшиеся в музее, перенесли в Нижний зал и подвальные помещения. Зоологический музей начал работать весной 1942 года. Для посетителей открыли Верхний зал и Зал эволюционной мо

Читатель! А вот и заключительная часть статьи, посвящённая теме "Музейная эвакуация в Великую Отечественную войну". Перед её прочтением рекомендуем ознакомиться с предыдущими двумя.

Зоологический музей МГУ имени Михаила Ломоносова. Зоологический музей МГУ перестал принимать посетителей сразу же после начала войны: часть сотрудников отправилась на фронт, часть штата сократили. Однако силами оставшихся работников к эвакуации подготовили большую часть музейной коллекции. Осенью 1941 года её должны были отправить в безопасное место. Однако попытка вывезти ценности не удалась, в Южном порту экспонаты пролежали больше месяца. Чуть позже их отправили по железной дороге в Ашхабад. В октябре 1941 года в музей попала бомба. В помещениях были выбиты стекла, разрушены витрины и стеклянный потолок Верхнего зала. Экспонаты, оставшиеся в музее, перенесли в Нижний зал и подвальные помещения. Зоологический музей начал работать весной 1942 года. Для посетителей открыли Верхний зал и Зал эволюционной морфологии. Не прекращалась и научная деятельность сотрудников музея. Музейные работники, сопровождавшие коллекцию в эвакуации, изучали фауну регионов, старались пополнить экспозицию новыми экспонатами. В 1943 году эвакуированные ценности вернулись в Москву, а в 1945 году музей открыл для посетителей все залы.

-2

Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя. В начале Великой Отечественной войны музейные специалисты из Симферополя осмотрели полотно панорамы в Музее героической обороны и освобождения Севастополя. Оно на тот момент стало ветхим, красочный слой утратил прочность, однако специалисты постановили, что живописную часть нужно эвакуировать. На это не дало разрешение военное командование, и панорама осталась на месте - разобрали только её предметный план. В июне 1942 года в музей попали бомбы. Пожар тушили все, кто находился в этот день поблизости; горящее полотно резали, стараясь уберечь от разрушения хотя бы его часть. Из охваченного огнём здания вынесли 86 фрагментов (примерно две трети полотна) и некоторые хранившиеся в музее картины. Корабль, на котором перевозили полотна, попал под бомбёжку, и фрагменты пострадали от морской воды. В Новороссийске их просушили, упаковали заново и отправили дальше в эвакуацию. В 1942 году панорамное полотно доставили в филиал Третьяковской галереи в Новосибирске. Реставраторы нашли на нём больше шести тысяч повреждений. Начались восстановительные работы: с полотна удаляли пыль и грязь, закрепляли красочный слой. Для хранения фрагменты накатали на большие деревянные валы. После окончания войны их временно переправили в Москву, а затем в Загорск. С 1952 года по оставшимся фрагментам и фотографиям 18 художников начали воссоздавать панораму. Шла реставрация фрагментов, подготовка этюдов, изготавливался новый холст. С мая по сентябрь 1954 года художники работали над живописным полотном в заново отстроенном здании панорамы. 16 октября 1954 года, к 100-летию первой обороны Севастополя, прошло торжественное открытие музея.

-3

Государственный исторический музей. После получения приказа о подготовке к эвакуации в Государственном историческом музее начали упаковку ценных экспонатов - сабли князя Пожарского, золотого прибора Александра Пушкина, кафтана Ивана Грозного, парадного платья Екатерины II и других предметов коллекции. Изготавливали муляжи и копии, которые заняли место подлинных предметов искусства в экспозиции. Часть коллекции переместили в подвал. Ответственным за груз назначили археолога Александра Брюсова, брата поэта Валерия Брюсова. Он 16 лет проработал в музее, участвуя во многих экспедициях. В конце июля баржа с коллекциями нескольких музеев (Исторического, Биологического, Этнографического, восточных культур, Музея революции СССР) и библиотек (Ленинской, исторической, иностранной литературы и др.) вывезла экспонаты сначала в Хвалынск, а потом в Кустанай (Казахстан), где они находились до 1944 года. Исторический музей работал для посетителей всю войну. Сотрудники продолжали искать экспонаты для будущих выставок, в первую очередь собирая документальные свидетельства войны - военную форму и оружие, плакаты и фотографии. В музее открылась выставка об обороне Москвы; вскоре начали работать экспозиции "Александр Суворов", "Народы Сибири в XVI-XVII веках" и многие другие. Музейные работники выезжали с лекциями в прифронтовые зоны, выступали на предприятиях и в госпиталях. Когда советские войска перешли в наступление, сотрудники Исторического музея выехали на места боёв, где также собирали экспонаты и записывали рассказы свидетелей.

-4

Государственный музей-заповедник "Царское Село". Последняя экскурсия в Екатерининском дворце прошла 22 июня 1941 года. О начале войны сотрудник дворца-музея Вера Лемус вспоминала: "С этого дня содержанием и смыслом нашей жизни стала работа по отбору, упаковке и отправке вглубь страны старинных картин, мебели, обивочных тканей, фарфора и множества других предметов историко-художественного значения". Экспонаты начали выносить из залов. Картины вытаскивали из рам, скрепляли между собой и устанавливали в ящики. Большие полотна накатывали на валы, оборачивали тканью и клеёнкой. Хрупкие предметы искусства заворачивали в бумагу, а ящики для них наполняли стружкой. С первым эшелоном в эвакуацию отправили изделия из драгоценных металлов, ценное оружие, две мозаики XVIII века, картины Ивана Айвазовского, Ильи Репина, Франца Крюгера, Николая Рериха. К середине августа в музее оставались лишь три научных сотрудника - Тамара Попова, Евгения Турова и Вера Лемус. Они продолжали упаковывать коллекцию: наспех сколачивали ящики, косили и сушили траву на газонах, чтобы прятать в неё экспонаты, что-то заворачивали в газеты. Позже всё эвакуировали без упаковки, прикрывая бумагой или тканью. Параллельно сотрудники музея пытались сохранить здание дворца: паркеты укрывали ковровыми дорожками (ворсом вниз); чердачные перекрытия смазывали суперфосфатом, чтобы сберечь от пожара; окна заклеивали бумагой, марлей и плотной тканью, а позже и забивали досками. Янтарную комнату и стеклянную облицовку спальни Екатерины II оклеили папиросной бумагой. В начале сентября начались непрерывные бомбёжки и артиллерийские обстрелы города Пушкина, и вскоре его оккупировали немцы. Оставшиеся во дворце коллекции были уничтожены или вывезены на Запад. После освобождения Ленинграда началась работа по возвращению экспонатов в город. Последняя партия ценного груза прибыла уже в 1945 году. Музейные работники вновь дежурили круглосуточно: вскрывали ящики, готовили научную документацию по восстановлению архитектурных памятников, налаживали экскурсионную работу. До 1952 года Центральное хранилище музейных фондов проводило работу по проверке сохранившихся экспонатов. В результате установили, что 65% музейных предметов из четырёх пригородных дворцов-музеев утрачены в годы войны.

-5

Читатель! Узнал ли ты что-то новое после прочтения трёх статей? Пиши в комментариях. Подписывайся, с нами интересно, ведь это Твоя История!