Найти в Дзене

Как научить ребёнка читать в домашних условиях?

В современных условиях большая часть детей в первый класс приходят уже читающими. Поэтому родители стремятся к тому, чтобы их ребенок тоже к семи годам овладел чтением. И это очень правильное решение.
Представьте, к середине первого класса чтение ученика должно быть плавным, слоговым, осознанным и правильным, с чётким проговариванием слогов и слов. Темп чтения – 25-30 слов в минуту. А к концу второго полугодия темп чтения уже должен составлять 30-40 слов в минуту. Если ребёнок до школы умел читать по слогам, то эту норму выполнить можно, а если нет – практически невозможно. Поэтому получается, что требования уметь читать при поступлении в школу как бы нет, но оно как бы есть.
Перед началом обучения чтению необходимо убедиться в том, что ребёнок к этому готов. Перечислю основные признаки готовности к обучению:
1) у ребёнка отсутствуют проблемы с произношением звуков речи;
2) ребёнок умеет слушать, не перебивая;
3) может запомнить и выполнить три указания;
4) ребёнок свободно говорит п

В современных условиях большая часть детей в первый класс приходят уже читающими. Поэтому родители стремятся к тому, чтобы их ребенок тоже к семи годам овладел чтением. И это очень правильное решение.
Представьте, к середине первого класса чтение ученика должно быть плавным, слоговым, осознанным и правильным, с чётким проговариванием слогов и слов. Темп чтения –
25-30 слов в минуту. А к концу второго полугодия темп чтения уже должен составлять 30-40 слов в минуту. Если ребёнок до школы умел читать по слогам, то эту норму выполнить можно, а если нет – практически невозможно. Поэтому получается, что требования уметь читать при поступлении в школу как бы нет, но оно как бы есть.


Перед началом обучения чтению необходимо убедиться в том, что ребёнок к этому готов. Перечислю основные
признаки готовности к обучению:
1) у ребёнка отсутствуют проблемы с произношением звуков речи;
2) ребёнок умеет слушать, не перебивая;
3) может запомнить и выполнить три указания;
4) ребёнок свободно говорит предложениями и понимает значение сказанного;
5) у ребёнка нет нарушений фонематического слуха. Проще говоря, малыш на слух легко различает, где лук, а где люк, где кот, а где год.
6) ребёнок различает направления: верх-низ, право-лево.

Если с этим всё в порядке, можно приступать к изучению звуков. Уточню: к изучению звуков, а не букв. Поэтому давайте поговорим об основных ошибках, которые часто допускают родители, обучая своего ребенка чтению.

Ошибка 1
Вместо побуквенного чтения ребёнка учат читать сразу целое слово, иными словами, малыш воспринимает слово целостно. Этот способ гораздо быстрее обычного, но в дальнейшем он приводит к трудностям в правописании и чтении.

Ошибка 2
Самой распространенной ошибкой родителей является то, что они учат с ребёнком буквы, а не звуки. После чего сильно удивляются тому, что ребёнок знает весь алфавит, а читать почему-то не может. Дело в том, что буква – это знак, обозначающий какой-то звук или два звука, а иногда и три. Читаем мы не буквами, а звуками. Вот смотрите: буква Д (дэ), буква О (о), буква М (эм). Как ребёнку читать? ДЭОЭМ? Нет. Чтобы прочитать правильно, ему нужно учить звуки, а не буквы. Поэтому не путайте ребёнка алфавитным произношением.

Ошибка 3
Бессистемные занятия – следующая ошибка. Заниматься следует регулярно. Память детей достаточно кратковременна, поэтому для закрепления навыка требуется череда повторений.

Итак, вы поняли, что малыш достаточно развит, чтобы научиться читать.
Как правильно это делать?

Во-первых, обустройте специальное место для учебы. Пусть там будет удобная мебель — стул и стол для письма и чтения. Настройте правильное освещение. Разместите недалеко полку для книг.

Во-вторых, читайте сами. Ребенок смотрит на родителей и старается быть похожим на них. Поэтому важно самому любить то, чему хочется научить детей. Читайте с удовольствием и развивайте в семье любовь к литературе. Можете создать традицию — например, всей семьей читать по вечерам.

В-третьих, приобретите необходимый наглядный материал для обучения. Это могут быть кубики с буквами, карточки, букварь.

Для начала расскажите ребёнку, чем отличаются звуки окружающей среды (пение птиц, лай собаки, гул самолёта и т.д) от звуков речи (это слова, которые мы говорим и слышим).

Потом научите ребёнка отличать гласные звуки от согласных. При произношении гласных звуков выдыхаемый воздух проходит свободно, не встречает никаких препятствий. Гласных звуков шесть: а, о, у, и, ы, э. Произносите их с ребёнком, наблюдайте за артикуляцией.

Попробуйте прочитать простые слоги: ау, уа, а-а-а.

Когда начнёте знакомить ребёнка с согласными звуками, тоже наблюдайте за тем, как ведут себя органы речи. Воздух встречает препятствия: смыкаются зубы, губы, язык врезается в зубы.

Сначала читайте открытые слоги (та, ту, то, тэ, ты)

Далее приступайте к словам с открытыми слогами: мама, папа, машина, роза, нога, рама.

Потом переходите к словам из трех букв: мак, лук, дом, том, сон, кот, ток, дог.

Затем можно начинать читать слова посложнее: стол, крот, кнут, жгут.

Переходите от простого к сложному постепенно.

Показывайте ребёнку на слог, читайте сами вслух, пусть ребёнок за вами повторяет. Потом попросите его попробовать прочитать самостоятельно. То же самое делайте и при чтении слов. В случае ошибки спокойно произнесите правильный вариант. Ни в коем случае не повышайте на ребёнка голос. Формируйте в нём положительное отношение к чтению.

Взрослому, взявшему на себя роль учителя, важно заложить правильный фундамент техники чтения.

Чтобы помочь родителям в этом непростом деле, я создала курс по обучению чтению с нуля «Учимся читать». Это 33 увлекательных урока в записи, которые помогут вашему ребёнку освоить буквы и звуки, научиться складывать их в слоги и слова и, наконец, полюбить чтение. Уроки проходят в игровой форме, чтобы ребёнку было интересно учиться. Доступ к урокам остаётся с вами на 6 месяцев.

Предлагаю вам начать обучение чтению с помощью первых семи уроков курса. Поняв принцип обучения, вам будет легче продолжить самостоятельно. Просматривайте уроки вместе с ребёнком, при необходимости нажимая на паузу, помогая ребёнку ответить на вопросы, задаваемые на уроке.

Урок 1. Общее понятие о звуках

Урок 2. Звуки [у], [а]. Буквы У, у, А, а

Урок 3. Звуки [о], [ы]. Буквы О, о, ы

Урок 4. Звуки [т], [т']. Буквы Т, т

Урок 5. Звуки [м], [м']. буквы М, м

Урок 6. Звуки [с], [с']. Буквы С, с

Урок 7. Звуки [в], [в']. Буквы В, в

Если захотите и дальше учить ребёнка чтению вместе со мной, то узнать подробнее о курсе можно здесь: программа курса "Учимся читать".

Благодарю за внимание и желаю успехов!