Найти в Дзене
Кристина.Таро.Мир.

Шопенгауэр. Характер. Клиническая картина. Самопомощь по Шопенгауэру.

Творческая мастерская «Философ Шопенгауэр».
Артур Шопенгауэр – клиническая картина, характер, научное творчество, самореализация и лечение его философией! "Я не знаю более прекрасной молитвы, чем эта: «Пусть все живые существа останутся свободными от боли»", А. Шопенгауэр.💕 Артур Шопенгауэр (1788-1860), немецкий философ, представитель волюнтаризма (бессознательное побуждение (воля) первично, разум вторичен) и один из самых известных мыслителей иррационализма (есть понятия, которые не поддаются рациональному постижению, а только через такие вещи как интуиция, чувства, вера, инстинкт, откровения). КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА: наследственная отягощённость по отцовской линии (по линии отца встречались родственники со слабоумием, вспыльчивым характером, болезненными страхами, меланхолией и болезненной страстью менять местожительства; отец (успешный коммерсант) временами был подвержен вспышкам гнева и приступам депрессии, выбросился из окна). Мать (дочь сенатора) «была наделена живой фантазией, гиб
Оглавление

Творческая мастерская «Философ Шопенгауэр».
Артур Шопенгауэр – клиническая картина, характер, научное творчество, самореализация и лечение его философией!

"Я не знаю более прекрасной молитвы, чем эта: «Пусть все живые существа останутся свободными от боли»", А. Шопенгауэр.💕

Артур Шопенгауэр (1788-1860), немецкий философ, представитель волюнтаризма (бессознательное побуждение (воля) первично, разум вторичен) и один из самых известных мыслителей иррационализма (есть понятия, которые не поддаются рациональному постижению, а только через такие вещи как интуиция, чувства, вера, инстинкт, откровения).

КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА: наследственная отягощённость по отцовской линии (по линии отца встречались родственники со слабоумием, вспыльчивым характером, болезненными страхами, меланхолией и болезненной страстью менять местожительства; отец (успешный коммерсант) временами был подвержен вспышкам гнева и приступам депрессии, выбросился из окна). Мать (дочь сенатора) «была наделена живой фантазией, гибким и острым умом, весёлым и общительным нравом, обладала склонностью к изящным искусствам и несомненным литературным талантом... прижизненное издание её сочинений составило 24 тома» (!!), в своё время была известной писательницей. Устроила у себя один из известнейших литературных салонов Германии, в котором часто бывал Гёте и другие выдающиеся сочинители того времени. Отношения родителей между собой были холодные.

Мама и сестра Шопенгауэра."Иоганна Шопенгауэр с дочерью Аделью", Каролина Бардуа, 1806
Мама и сестра Шопенгауэра."Иоганна Шопенгауэр с дочерью Аделью", Каролина Бардуа, 1806

"Меланхолик примет за трагедию то, в чем сангвиник увидит лишь интересный инцидент, а флегматик — нечто, не заслуживающее внимания" А. Шопенгауэр.

ФОБИИ И ДЕПРЕССИИ: количество патологических страхов, которыми страдал философ (боязнь оспы, холеры, опасностей на улице, плохих новостей, пожаров), позволяет говорить о фобическом тревожном расстройстве; тревожная депрессия требовала «ритуализации повседневной жизни». Нелюдим, с детства любовь к «отвлечённой науке» и «задатки пессимизма, которые наложили отпечаток на его жизнь и философскую рефлексию»; страдал, по его собственным словам, «тяжёлой меланхолией».
Периодически Шопенгауэр испытывал такие депрессивные состояния, что неделями ни с кем не встречался с рядом, по-видимому, мнимых соматических симптомов, как это часто бывает в фазах депрессии.

ВНЕШНОСТЬ: плотного крепкого телосложения; несколько ниже среднего роста, стройный и с громадной головой; но особенно замечательны были его светлые, блестящие, голубые глаза.


Описание знакомым 50-летного Шопенгауэра:

«... это был хорошо сложенный, изысканно, но несколько старомодно одетый человек среднего роста с короткими седыми волосами, с почти военными бакенбардами, чисто выбритый, с розовым лицом, с ясным живым взглядом сверкающих, как звезды, голубых глаз. Его не слишком красивое, но одухотворенное лицо часто имело иронически-насмешливое выражение. Его стиль и язык несут на себе некоторый отпечаток этих особенностей его характера. Его остроумие, сарказм и насмешливый тон непревзойденны. Он — великий мастер афоризмов, которые стали крылатыми фразами».

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ: вопреки расхожему мнению, женщин философ все же знал, имел сексуальные отношения с ними, особенно в молодости, были и влюбленности, и как минимум один серьезный продолжительный роман. Но остался холостяком.

Две яркие возлюбленные Шопенгауэра и ОБЕ Каролины:)

Первая, это актриса Каролина Ягеман.
Роман был только на уровне ухаживаний и ничем не кончился.

Каролина Ягеман.
Каролина Ягеман.
"В 1809 году в актрису Ягеман, которая была старше его на 11 лет, влюбился молодой немецкий философ Артур Шопенгауэр. Единственный сохранившийся поэтический опыт Шопенгауэра — это любовное стихотворение к Каролине Ягеман".
"В 1809 году в актрису Ягеман, которая была старше его на 11 лет, влюбился молодой немецкий философ Артур Шопенгауэр. Единственный сохранившийся поэтический опыт Шопенгауэра — это любовное стихотворение к Каролине Ягеман".

Вторая возлюбленная, именно с ней были самые длительные отношения - Каролина Медон (немецкая оперная певица и театральная актриса).

Каролина Медон
Каролина Медон

Портретная фотография Артура Шопенгауэра, сделанная Иоганном Шефером, 1859. Дагеротипный портрет. Библиотека университета Франкфурта-на-Майне, Германия, через Wikimedia Commons
Портретная фотография Артура Шопенгауэра, сделанная Иоганном Шефером, 1859. Дагеротипный портрет. Библиотека университета Франкфурта-на-Майне, Германия, через Wikimedia Commons

РЕЖИМ ДНЯ (которого придерживался до самой старости). Утро: напряжённая умственная работа, затем играл на флейте. Каждый день купался в реке. Обедал всегда в лучшем ресторане причём «с завидным аппетитом». Наевшись, беседовал «с почитателями, число которых множилось день ото дня». После обеда он отправлялся на длительную прогулку, а вечером посещал театр или читал дома.

«Кто не любит одиночества, тот не любит свободы».

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ БИОГРАФИИ: Шопенгауэр принципиально назначал свои лекции в те же часы, что и более знаменитый Гегель. Разумеется, его аудитория чаще всего оставалась пустой, что он объяснял происками коллег-философов. // Мог поведать за обедом собеседникам «об открытом им средстве от половых болезней: после акта следует обмыть гениталии раствором хлорной извести», так как считал что свои мысли нужно излагать с предельной ясностью. // Фамильный герб Шопенгауэров украшал девиз: «Point de bonheur sans liberte» - «Нет счастья без свободы». // Шопенгауэр называл существующий мир «наихудшим из возможных миров», за что и получил прозвище «философа пессимизма».
Первым употребил слово "мотивация" (желание, причина активности; наглядная у животных и абстрактная у человека).

"Каково обоснование морали Шопенгауэром?  Человеческими поступками, повторяет он, движут три основные пружины: 1) безграничный эгоизм; 2) злоба, доходящая до крайней жестокости; 3) сострадание, доходящее до благородства и великодушия".
"Каково обоснование морали Шопенгауэром? Человеческими поступками, повторяет он, движут три основные пружины: 1) безграничный эгоизм; 2) злоба, доходящая до крайней жестокости; 3) сострадание, доходящее до благородства и великодушия".

ЛИЧНОСТЬ ШОПЕНГАУЭРА:
Знал свободно 6 языков, играл на флейте. Коммерсантом как отец быть не хотел, после его смерти бросил обучение и перевелся на медицинский факультет, затем перешёл на философский. Его главный труд – «Мир как воля и представление» был написан в тридцатилетнем возрасте (!), труд, который «по объёму выдающихся мыслей значительно превосходит любое другое философское сочинение…». Его тексты отличались невероятным литературным красноречием, особенностью его стиля были простота, ясность и красота языка. Свободно описывал в своих работах умалчиваемые темы, например о половой жизни, об атеизме.


Любил собак, держал пуделей, выступал в защиту прав животных (оставил им часть своего состояния). Восхищался философами Платоном и Кантом хотя и с некоторыми оговорками. Увлекался искусством, страстно любил природу.

-8

«Мрачный пессимизм», мелочность, зависть, снобизм, высокомерие, честолюбие, граничащее с манией величия..., житейская расчётливость. Отсутствие сострадания к людям, хотя много говорил о нём в своей книге. Воинственный пыл в спорах с немногочисленными друзьями, причём он нередко бывал очень груб и высокомерен. Его «путевые дневники полны презрительных и насмешливых замечаний». Не удивительно, что сам Шопенгауэр «не умел вызывать к себе ни любви, ни великодушия, ни умиления – напротив, он почти всегда рождал в людях одну неприязнь и раздражение».

✨ПРИ ЭТОМ: Путевые дневники юного Артура дают представление о том, какие именно интересы и наклонности со временем лягут в железное основание его характера. Мощнее всего в них будет звучать один мотив — безграничный, всепоглощающий ужас перед невыносимыми страданиями человечества.

-9

ВЫВОДЫ О РАССТРОЙСТВАХ И ХАРАКТЕРЕ:

Расстройства: выраженная симптоматика тревожно-депрессивного синдрома. Характер: Полифонический характер (с возможным преобладанием эпилептоидного (вспыльчивость, паранойяльная настроенность), гипотимного (депрессивно-циклоидного) и шизоидного радикалов).

«Полифоническая» мозаика - одновременное загадочно-странное звучание нескольких характерологических радикалов. Само творчество Шопенгауэра «можно рассматривать в качестве проективной методики определения латентного клинического радикала».

📌ЛЕЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВОМ: психотерапевты подчеркивают "ничто так не смягчает депрессивные переживания как творчество, которому необходимо предаться в полную силу; благодаря своим страданиям, можно тоньше, правдивее, глубже понимать и чувствовать нежели здоровые люди".

«Артур Шопенгауэр оставил неизгладимый след в мировой философии. На его мировоззрении выросло не одно поколение талантливых деятелей во всех областях науки. Его философия – это он сам, это весь Мир прошедшие через его личность. Подобная гиперкомпенсация ошеломительна по своему масштабу и глубине. А если учесть, что по данным различных авторов депрессией страдает до 40% населения земного шара, становится понятным, почему его «философия пессимизма» остаётся востребованной и привлекательной по настоящее время»».

"Множество дошедших до нас данных свидетельствуют, что древние были свободны от этого предрассудка. Когда один из тевтонских вождей вызвал Мария на поединок, этот герой ответил: "если тебе надоела жизнь, можешь повеситься" и предложил ему подраться с одним знаменитым гладиатором"."Сократа вследствие многих его диспутов часто оскорбляли действием, что он спокойно переносил: получив раз удар ногой, он хладнокровно отнесся к этому и удивил обидчика словами: "разве я пошел бы жаловаться на лягнувшего меня осла? Другой раз ему сказали: "разве тебя не оскорбляют ругательства этого человека", на что он ответил: "нет, ибо все это не приложимо ко мне". "Из сказанного достаточно ясно, что рыцарская честь не первична, не заложена в основу человеческой натуры. Ее принципы — искусственны; их происхождение нетрудно открыть. Эта честь — порождение тех времен, когда за кулаком признавалось большее значение, чем за мозгами..". "Во всяком случае отвечать или мстить за оскорбление — это дело гнева, а отнюдь не чести и не долга, как это тщатся доказать апостолы рыцарской чести". ".. при дуэли, дескать, противники по обоюдному соглашению ставят свою жизнь на карту. Но едва ли здесь можно говорить о согласии: деспотический принцип рыцарской чести и весь этот абсурдный кодекс играют здесь роль пристава, приволокшего обоих или, по крайней мере, одного из противников пред это жестокое судилище".
"Множество дошедших до нас данных свидетельствуют, что древние были свободны от этого предрассудка. Когда один из тевтонских вождей вызвал Мария на поединок, этот герой ответил: "если тебе надоела жизнь, можешь повеситься" и предложил ему подраться с одним знаменитым гладиатором"."Сократа вследствие многих его диспутов часто оскорбляли действием, что он спокойно переносил: получив раз удар ногой, он хладнокровно отнесся к этому и удивил обидчика словами: "разве я пошел бы жаловаться на лягнувшего меня осла? Другой раз ему сказали: "разве тебя не оскорбляют ругательства этого человека", на что он ответил: "нет, ибо все это не приложимо ко мне". "Из сказанного достаточно ясно, что рыцарская честь не первична, не заложена в основу человеческой натуры. Ее принципы — искусственны; их происхождение нетрудно открыть. Эта честь — порождение тех времен, когда за кулаком признавалось большее значение, чем за мозгами..". "Во всяком случае отвечать или мстить за оскорбление — это дело гнева, а отнюдь не чести и не долга, как это тщатся доказать апостолы рыцарской чести". ".. при дуэли, дескать, противники по обоюдному соглашению ставят свою жизнь на карту. Но едва ли здесь можно говорить о согласии: деспотический принцип рыцарской чести и весь этот абсурдный кодекс играют здесь роль пристава, приволокшего обоих или, по крайней мере, одного из противников пред это жестокое судилище".

Поскольку в полифоническом творчестве «характерологические радикалы соединяются в гипер-реалистическую философическую таинственность - такое творчество открывает возможность видеть-обдумывать мир, людей, себя одновременно из самых противоположных точек, в самых невероятных разрезах. Это как «эмблема» («овеществленная мысль»).

"Это само-психотерапия через выборку и переделку реальности (материалистической, идеалистической или из обеих одновременно) и только того, что помогает в полифонической тоскливости-депрессивности» (какая была у Шопенгауэра).

-11
"Мы все товарищи по несчастью, а потому нуждаемся во взаимной терпимости и любви, раз уж нам выпало жить бок о бок, а также в том числе во взаимной помощи" (Шопенгауэр).

КАК СЕБЕ ПОМОЧЬ ПО ШОПЕНГАУЭРУ.

Способы преодоления страданий по Шопенгауэру:
1. Аскетизм.
2. Сострадание.
3. Искусство и эстетический опыт.

-12

P.S. На вопрос душеприказчика, где он хочет покоиться, последовал ответ: «Все равно; они меня найдут».

По материалам:
- А. Шувалов «Энциклопедия патографий», 2004 ; «Вечные спутники: Творчество и аффективные расстройства», 2017
vk.com/album-10778982_99666686
- Публикации школы ТТСБ М. Бурно, Е. Добролюбовой («О характерах людей»; «Практическое руководство по ТТС» и др.)
vk.com/album-10778982_99666686
- Легендарная психотерапевтическая повесть Ирвина Ялома «Шопенгауэр как лекарство»
bookap.info/popular/ya...
- Гулыга А.В. и ряд др. авторов в списке литературы А. Шувалова "Философ-мизантроп" /
proza.ru/2019/02/12...
- Андреева И.С. Артур Шопенгауэр: Жизнь и творчество // Индивидуальная монография. РАН, ИНИПОН, 2001. №2001.
cyberleninka.ru/article/n/...
- Фицджеральд, Мэтт. «Философия Артура Шопенгауэра: искусство как противоядие от страдания», 2021
www.thecollector.com/arthur-sch....
- Википедия и др. интернет-источники, включая сами произведения философа:
lib.ru/FILOSOF/SH...