Творческая мастерская «Философ Шопенгауэр».
Артур Шопенгауэр – клиническая картина, характер, научное творчество, самореализация и лечение его философией!
"Я не знаю более прекрасной молитвы, чем эта: «Пусть все живые существа останутся свободными от боли»", А. Шопенгауэр.💕
Артур Шопенгауэр (1788-1860), немецкий философ, представитель волюнтаризма (бессознательное побуждение (воля) первично, разум вторичен) и один из самых известных мыслителей иррационализма (есть понятия, которые не поддаются рациональному постижению, а только через такие вещи как интуиция, чувства, вера, инстинкт, откровения).
КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА: наследственная отягощённость по отцовской линии (по линии отца встречались родственники со слабоумием, вспыльчивым характером, болезненными страхами, меланхолией и болезненной страстью менять местожительства; отец (успешный коммерсант) временами был подвержен вспышкам гнева и приступам депрессии, выбросился из окна). Мать (дочь сенатора) «была наделена живой фантазией, гибким и острым умом, весёлым и общительным нравом, обладала склонностью к изящным искусствам и несомненным литературным талантом... прижизненное издание её сочинений составило 24 тома» (!!), в своё время была известной писательницей. Устроила у себя один из известнейших литературных салонов Германии, в котором часто бывал Гёте и другие выдающиеся сочинители того времени. Отношения родителей между собой были холодные.
"Меланхолик примет за трагедию то, в чем сангвиник увидит лишь интересный инцидент, а флегматик — нечто, не заслуживающее внимания" А. Шопенгауэр.
ФОБИИ И ДЕПРЕССИИ: количество патологических страхов, которыми страдал философ (боязнь оспы, холеры, опасностей на улице, плохих новостей, пожаров), позволяет говорить о фобическом тревожном расстройстве; тревожная депрессия требовала «ритуализации повседневной жизни». Нелюдим, с детства любовь к «отвлечённой науке» и «задатки пессимизма, которые наложили отпечаток на его жизнь и философскую рефлексию»; страдал, по его собственным словам, «тяжёлой меланхолией».
Периодически Шопенгауэр испытывал такие депрессивные состояния, что неделями ни с кем не встречался с рядом, по-видимому, мнимых соматических симптомов, как это часто бывает в фазах депрессии.
ВНЕШНОСТЬ: плотного крепкого телосложения; несколько ниже среднего роста, стройный и с громадной головой; но особенно замечательны были его светлые, блестящие, голубые глаза.
Описание знакомым 50-летного Шопенгауэра:
«... это был хорошо сложенный, изысканно, но несколько старомодно одетый человек среднего роста с короткими седыми волосами, с почти военными бакенбардами, чисто выбритый, с розовым лицом, с ясным живым взглядом сверкающих, как звезды, голубых глаз. Его не слишком красивое, но одухотворенное лицо часто имело иронически-насмешливое выражение. Его стиль и язык несут на себе некоторый отпечаток этих особенностей его характера. Его остроумие, сарказм и насмешливый тон непревзойденны. Он — великий мастер афоризмов, которые стали крылатыми фразами».
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ: вопреки расхожему мнению, женщин философ все же знал, имел сексуальные отношения с ними, особенно в молодости, были и влюбленности, и как минимум один серьезный продолжительный роман. Но остался холостяком.
Две яркие возлюбленные Шопенгауэра и ОБЕ Каролины:)
Первая, это актриса Каролина Ягеман.
Роман был только на уровне ухаживаний и ничем не кончился.
Вторая возлюбленная, именно с ней были самые длительные отношения - Каролина Медон (немецкая оперная певица и театральная актриса).
РЕЖИМ ДНЯ (которого придерживался до самой старости). Утро: напряжённая умственная работа, затем играл на флейте. Каждый день купался в реке. Обедал всегда в лучшем ресторане причём «с завидным аппетитом». Наевшись, беседовал «с почитателями, число которых множилось день ото дня». После обеда он отправлялся на длительную прогулку, а вечером посещал театр или читал дома.
«Кто не любит одиночества, тот не любит свободы».
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ БИОГРАФИИ: Шопенгауэр принципиально назначал свои лекции в те же часы, что и более знаменитый Гегель. Разумеется, его аудитория чаще всего оставалась пустой, что он объяснял происками коллег-философов. // Мог поведать за обедом собеседникам «об открытом им средстве от половых болезней: после акта следует обмыть гениталии раствором хлорной извести», так как считал что свои мысли нужно излагать с предельной ясностью. // Фамильный герб Шопенгауэров украшал девиз: «Point de bonheur sans liberte» - «Нет счастья без свободы». // Шопенгауэр называл существующий мир «наихудшим из возможных миров», за что и получил прозвище «философа пессимизма».
Первым употребил слово "мотивация" (желание, причина активности; наглядная у животных и абстрактная у человека).
ЛИЧНОСТЬ ШОПЕНГАУЭРА:
Знал свободно 6 языков, играл на флейте. Коммерсантом как отец быть не хотел, после его смерти бросил обучение и перевелся на медицинский факультет, затем перешёл на философский. Его главный труд – «Мир как воля и представление» был написан в тридцатилетнем возрасте (!), труд, который «по объёму выдающихся мыслей значительно превосходит любое другое философское сочинение…». Его тексты отличались невероятным литературным красноречием, особенностью его стиля были простота, ясность и красота языка. Свободно описывал в своих работах умалчиваемые темы, например о половой жизни, об атеизме.
Любил собак, держал пуделей, выступал в защиту прав животных (оставил им часть своего состояния). Восхищался философами Платоном и Кантом хотя и с некоторыми оговорками. Увлекался искусством, страстно любил природу.
«Мрачный пессимизм», мелочность, зависть, снобизм, высокомерие, честолюбие, граничащее с манией величия..., житейская расчётливость. Отсутствие сострадания к людям, хотя много говорил о нём в своей книге. Воинственный пыл в спорах с немногочисленными друзьями, причём он нередко бывал очень груб и высокомерен. Его «путевые дневники полны презрительных и насмешливых замечаний». Не удивительно, что сам Шопенгауэр «не умел вызывать к себе ни любви, ни великодушия, ни умиления – напротив, он почти всегда рождал в людях одну неприязнь и раздражение».
✨ПРИ ЭТОМ: Путевые дневники юного Артура дают представление о том, какие именно интересы и наклонности со временем лягут в железное основание его характера. Мощнее всего в них будет звучать один мотив — безграничный, всепоглощающий ужас перед невыносимыми страданиями человечества.
ВЫВОДЫ О РАССТРОЙСТВАХ И ХАРАКТЕРЕ:
Расстройства: выраженная симптоматика тревожно-депрессивного синдрома. Характер: Полифонический характер (с возможным преобладанием эпилептоидного (вспыльчивость, паранойяльная настроенность), гипотимного (депрессивно-циклоидного) и шизоидного радикалов).
«Полифоническая» мозаика - одновременное загадочно-странное звучание нескольких характерологических радикалов. Само творчество Шопенгауэра «можно рассматривать в качестве проективной методики определения латентного клинического радикала».
📌ЛЕЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВОМ: психотерапевты подчеркивают "ничто так не смягчает депрессивные переживания как творчество, которому необходимо предаться в полную силу; благодаря своим страданиям, можно тоньше, правдивее, глубже понимать и чувствовать нежели здоровые люди".
«Артур Шопенгауэр оставил неизгладимый след в мировой философии. На его мировоззрении выросло не одно поколение талантливых деятелей во всех областях науки. Его философия – это он сам, это весь Мир прошедшие через его личность. Подобная гиперкомпенсация ошеломительна по своему масштабу и глубине. А если учесть, что по данным различных авторов депрессией страдает до 40% населения земного шара, становится понятным, почему его «философия пессимизма» остаётся востребованной и привлекательной по настоящее время»».
Поскольку в полифоническом творчестве «характерологические радикалы соединяются в гипер-реалистическую философическую таинственность - такое творчество открывает возможность видеть-обдумывать мир, людей, себя одновременно из самых противоположных точек, в самых невероятных разрезах. Это как «эмблема» («овеществленная мысль»).
"Это само-психотерапия через выборку и переделку реальности (материалистической, идеалистической или из обеих одновременно) и только того, что помогает в полифонической тоскливости-депрессивности» (какая была у Шопенгауэра).
"Мы все товарищи по несчастью, а потому нуждаемся во взаимной терпимости и любви, раз уж нам выпало жить бок о бок, а также в том числе во взаимной помощи" (Шопенгауэр).
КАК СЕБЕ ПОМОЧЬ ПО ШОПЕНГАУЭРУ.
Способы преодоления страданий по Шопенгауэру:
1. Аскетизм.
2. Сострадание.
3. Искусство и эстетический опыт.
P.S. На вопрос душеприказчика, где он хочет покоиться, последовал ответ: «Все равно; они меня найдут».
По материалам:
- А. Шувалов «Энциклопедия патографий», 2004 ; «Вечные спутники: Творчество и аффективные расстройства», 2017 vk.com/album-10778982_99666686
- Публикации школы ТТСБ М. Бурно, Е. Добролюбовой («О характерах людей»; «Практическое руководство по ТТС» и др.) vk.com/album-10778982_99666686
- Легендарная психотерапевтическая повесть Ирвина Ялома «Шопенгауэр как лекарство»
bookap.info/popular/ya...
- Гулыга А.В. и ряд др. авторов в списке литературы А. Шувалова "Философ-мизантроп" / proza.ru/2019/02/12...
- Андреева И.С. Артур Шопенгауэр: Жизнь и творчество // Индивидуальная монография. РАН, ИНИПОН, 2001. №2001. cyberleninka.ru/article/n/...
- Фицджеральд, Мэтт. «Философия Артура Шопенгауэра: искусство как противоядие от страдания», 2021 www.thecollector.com/arthur-sch....
- Википедия и др. интернет-источники, включая сами произведения философа: lib.ru/FILOSOF/SH...