Цесаревич Павел Петрович, будущий император Павел I, со своей супругой великой княгиней Марией Фёдоровной, путешествуя анонимно по Европе под именами графа и графини Северных, летом 1782-го года посетили Францию. Им по этому случаю был преподнесён подарок русским послом во Франции Иваном Сергеевичем Барятинским — тёмно-синяя декорированная эмалями севрская ваза «Башелье» с витыми ручками (vase Bachelier à anses tortillés) и листьями в месте их прикрепления к тулову.
Ваза была куплена Барятинским за 1800 ливров 25 июня 1782-го года.
Модель «вазы Башелье с витыми ручками» (vase Bachelier à anses tortillés) изготавливалась из мягкого фарфора литьем в четырех вариантах, отличающихся деталями рельефного декора или полным его отсутствием, как на вазе, подаренной Барятинским графской чете Северных. Автором модели является художник Жан-Жак Башелье, бывший директором Севрской фарфоровой мануфактуры с 1756-го по 1793-й год.
Ваза была привезена в Россию и находилась в резиденции Павла Петровича, впоследствии императора Павла I, в Гатчине. В 1862-ом году она стояла на шкафчике в Большом кабинете императрицы Александры Фёдоровны. Её можно рассмотреть на акварели Эдуарда Гау, написанной в 1877-ом году. К сожалению, именно этой акварели знаменитого художника дворцовых интерьеров мне не удалось найти в хорошем разрешении: ваза видна, но увеличить изображение нельзя.
В 1886-ом году по приказу императора Александра III, сделавшего Гатчину своей постоянной резиденцией, была проведена реконструкция внутренних покоев дворца, во время которой ваза хранилась в сервизной кладовой. Затем она заняла свое место в гостиной императрицы Марии Фёдоровны. В Гатчинском дворце-музее ваза находилась до 1928-го года, когда она была передана на продажу через Ленинградгосторг.
Но ваза осталась непроданной, возможно, из-за повреждения крышки, а возможно, по какой-то другой причине. В 1938-ом году она поступила в Государственный Эрмитаж. Во время скитаний по разным учреждениям повреждённая крышка вазы и вовсе куда-то подевалась.
В настоящее время «ваза севрского фарфора, покрытая синей глазурью с вызолоченными ручками, с напаянными на глазурь золотыми пластинками, расписанными эмалью» не представлена в постоянной экспозиции.
Художниками и архитекторами как в зодчестве, так и в декоративно-прикладном искусстве использовались единые принципы формообразования. Эти принципы заложены в архитектурном ордере, являющимся универсальным образцом и средством гармонизации формы. Особенно ярко это выражалось в эпоху классицизма.
Ордер является идеальным выражением архитектоники, представляющей собой художественную композиционную целостность и служащей эстетическим выражением вазы. «Архитектура» вазы состоит из элементов, с разделением на несомые и несущие с нарастанием сложности снизу вверх и включает три конструктивных блока: основание (пьедестал), развитие (ножка) и завершение (тулово).
Корпус этой вазы почти шаровидный, переходящий в высокое цилиндрическое горло, заканчивающееся в верхней части золочёным ободком. Каждая ручка выполнена в виде двух золоченых переплетенных веток с фигурным листом в месте прикрепления на плечиках; эти переплетённые ручки поднимаются к ободку горла.
Ножка вазы невысокая двухступенчатая, расширяющейся и нижней частью переходящая в круглое основание, покоящееся на квадратном плинте.
На тёмно-синем фоне ваза декорирована эмалями: непрозрачными — белой, лилово-розовой, бирюзовой; прозрачными — зелёной и красной.
Горло и корпус украшены регулярной россыпью белого жемчужника. Ободок горловины украшен чередующимися крупными белыми, розово-лиловыми и бирюзовыми кабошонами в обрамлении мелкого белого жемчужника. Нижнюю часть горла украшает фриз из спиралевидно изогнутых золотых пластинок с орнаментальной росписью эмалями, отделённый от корпуса пояском мелкого белого жемчужника и орнаментальным поясом из чередующихся эмалевых зубчиков и золотых стрел.
Плечики вазы декорированы бордюром из золотых с зелёным листьев, покрытых бирюзовыми кабошонами в окружении мелкого жемчужника.
Нижнюю часть корпуса покрывает широкий бордюр из чередующихся золотых стрел и овальных с заостренным верхом золотых пластинок, украшенных орнаментальной эмалевой росписью в виде пальметок в нижней их части.
Поясок белого жемчужника отделяет бордюр от орнаментальной композиции донца, представляющей крупные попарно соединенные завитки аканта, разделенные узкими деталями растительно-геометрического характера.
Верх ножки украшает орнаментальный фриз; ниже — поясок белого жемчужника и золотая кайма. Углы плинта декорированы эмалевой орнаментацией на синем фоне, по краям плинта проходит поясок белого жемчужника. Боковые стороны плинта позолоченные с орнаментальной росписью эмалями в виде пальметок, окольцованных зелёными побегами, в рамке мелкого белого жемчужника.
Ваза подписана лично эмальером Кото: «Coteau in fe 1782». Сигнатура Кото, поставленная его рукой, дата и богатый эмалевый декор делают эту вазу уникальным произведением Севрской фарфоровой мануфактуры. Роскошь декора в сочетании с датой росписи свидетельствуют, что Кото выполнял специальный заказ, предназначавшийся в качестве подарка цесаревичу Павлу Петровичу и его супруге великой княгине Марии Фёдоровне.
Как могла выглядеть ваза с крышкой, даёт представление ваза Башелье с витыми ручками, украшенная полихромным декором в золотом медальоне, с аукциона Christie's. Крышка придаёт вазе совершенный вид.