Найти в Дзене

RUSSIAN RESEARCHER ИЛИ НАУКА В РОССИИ 2025.

Мы идем сквозь океан бюрократии со сломанным компасом… Наверно, ученый должен иметь план. План своих исследований, план будущих статей, план на жизнь и как провести вечер выходного дня. И это правильно. Но не в России. Не буду говорить, что в других странах всё как по маслу, но в моей любимой стране всё как-то вопреки. Всё тонет в бюрократии, звонках, визированиях каждого винта, внезапных дедлайнах, ненужных проверках, позднем информировании задним числом – словом, в любом случае ты «сам дурак» и «козел отпущения», хотя ты хочешь просто узнать об этом мире чуть больше, чем пишут в Интернете или рассказывают на лекциях в ВУЗе. И любой план научной работы рушится, когда на его пути встает волна бюрократии. Допустим вы ученый естественно-технического направления и помимо ручки с бумажкой вам нужно оборудование. И предположим, что оно у вас даже есть, но не на работе, а дома – осциллограф, блок питания или даже анализатор спектров. Но вот беда: если проносить это оборудование на работу чес
Оглавление

Мы идем сквозь океан бюрократии со сломанным компасом…

Наверно, ученый должен иметь план. План своих исследований, план будущих статей, план на жизнь и как провести вечер выходного дня. И это правильно. Но не в России. Не буду говорить, что в других странах всё как по маслу, но в моей любимой стране всё как-то вопреки. Всё тонет в бюрократии, звонках, визированиях каждого винта, внезапных дедлайнах, ненужных проверках, позднем информировании задним числом – словом, в любом случае ты «сам дурак» и «козел отпущения», хотя ты хочешь просто узнать об этом мире чуть больше, чем пишут в Интернете или рассказывают на лекциях в ВУЗе. И любой план научной работы рушится, когда на его пути встает волна бюрократии.

Случай первый – абсурдный.

Допустим вы ученый естественно-технического направления и помимо ручки с бумажкой вам нужно оборудование. И предположим, что оно у вас даже есть, но не на работе, а дома – осциллограф, блок питания или даже анализатор спектров. Но вот беда: если проносить это оборудование на работу честно, то нужно потратить не меньше недели, собирая какие-то документы, хотя ноутбук и, простите, смартфон, вы вносите и выносите ежедневно. По-хитрому, конечно, можно запихать прибор в рюкзак или спрятать под куртку, но, согласитесь, это комично при взгляде со стороны, а если вдуматься, то грустно. А если, у вас этого прибора нет? Тогда вы либо ищите у кого он есть в вашем НИИ, либо встаете на путь грантов и закупок

Фигура вторая – непредсказуемая.

Бюрократия в отношении науки зиждется на мысли, что «ученый – это ленивый дармоед, которого нужно использовать первее и в более полном виде, чем он использует «космические» казенные средства на его деятельность и содержание выделяемые. Поэтому помимо его прямых обязанностей – разработки вечного двигателя и эликсира бессмертия – нужно его заставить заполнять отчеты, бланки, формы. Причем, чтобы этот ленивец не расслаблялся, формат документов желательно менять раз пять-семь в год, требуя от него становится и маркетологом-экономистом при подаче заявок, и нумерологом-ясновидцем при написании планируемых достижений через год, когда в мире все меняется каждый месяц. Необходимо, чтоб ученый вечно был как бы «на измене»: тревожился, переживал, томился в ожидании – а не просто планировал эксперименты, делал измерения и писал статьи. Нельзя ему такой роскоши и комфорта позволять».

Композиция третья – сказочная.

В те, совсем недавние по меркам истории, времена, когда YouTube не тормозил, на его просторах можно было увидеть видео, снятые в зарубежных ВУЗах и НИИ, как небольшие туториалы и гайды о том, чем люди науки занимаются в этих странах каждый день. Можно было увидеть, как проводить измерение или синтез, как работать в какой-то программе по обработке результатов, да и просто узнать что-то новое и полезное из сферы твоих научных интересов. Это была сказка, глоток свежего воздуха и надежда, что если даже «дарминонские» ученые смогли снять свои наработки на смартфон и поделиться ими в Интернете, то где-то наука есть.

Наука, которая находится под заботой государства, а не под контролем бюрократии.

В этих волшебных местах есть смысл планировать свою научную деятельность, потому что общество понимает и ценит её, оно стремится к знанию и прогрессу. Стремится настолько, что у рядовых научных сотрудников есть время записать видео и выложить его в Сеть.