Раневская Фаина Георгиевна (1896–1984)
Великая русская и советская актриса театра и кино, лауреат трёх Сталинских премий, народная артистка СССР.
Родилась в Таганроге в весьма состоятельной семье. Её отец Гирш Хаимович Фельдман, купец 1 гильдии, был одним из самых богатых и уважаемых граждан города.
Фаина получила хорошее образование, но в 14 лет «заболела театром» и в 1915 году фактически сбежала из дома в Москву, где не сумела поступить ни в одно учебное театральное заведение «в связи с полным отсутствием способностей».
Однако осенью того же 1915 года она подписала на актёрской бирже контракт на работу в керченской труппе мадам Лавровской, с чего начались её многолетние скитания по провинциальным сценам.
Утвердиться на московской сцене актрисе удалось только в 1931 году, когда знаменитый режиссер Камерного театра Александр Таиров пригласил её на роль проститутки Зинки в свой спектакль «Патетическая соната».
Успех был просто ошеломляющим. Известно, что над кассой Камерного театра Таирова висел плакат, отпечатанный типографским способом:
«Все билеты проданы, до конца пятилетки!!!».
Между прочим партнером Раневской по этому спектаклю был молодой но уже достаточно известный актер Михаил Жаров.
К сожалению, длительного сотрудничества, у Раневской и Таирова не получилось. Как известно в любом театре может быть только одна прима, а в театре Таирова это место давно и заслуженно занимала Алиса Коонен – многолетняя жена и муза режиссера. Тем ни менее Фаина Георгиевна до конца жизни испытывала чувство глубокой благодарности к Александру Яковлевичу и Алисе Георгиевне за то, что они дали ей шанс, по-настоящему проявить себя ярчайшей театральной актрисой
В 1935 году Раневская переходит в Театр Красной армии, где вскоре вновь покоряет московских театралов ролью Вассы Железновой, главной героини одноименной пьесы Горького.
В кино Раневская дебютировала в 1934 году сыграв роль госпожи Луазо в фильме М. Ромма «Пышка».
Наиболее запомнившиеся зрителям фильмы и роли с её участием 30-х – 40 - годов:
С начала 50-х годов Фаина Георгиевна до конца жизни служила в Театре им. Моссовета. Талант актрисы часто превосходил таланты режиссёров. У Раневской было собственное видение игры, и оно часто не совпадало с режиссёрским. Например, играя эпизодическую роль в спектакле «Шторм», она полностью переписала её и сыграла на свой лад.
Вся театральная Москва валом валила в театр имени Моссовета, чтобы увидеть Раневскую в маленькой роли, из которой она сделала настоящий шедевр.
В итоге если в начале спектакля в зале был аншлаг, после сцены с Раневской зрители потихоньку начинали расходиться, а после антракта доигрывать приходилось в полупустом зале. Вполне естественно, что Завадскому и актерам труппы это не нравилось и сцену из спектакля просто убрали.
Однако, как бы там ни было, именно на сцене Театра имени Моссовета Раневская сыграла свои лучшие театральные роли в спектаклях:
Последней ролью Фаины Георгиевны Раневской на театральной сцене стала Филицата в спектакле «Правда хорошо, а счастье лучше» по пьесе Островского в постановке Сергея Юрского.
Как я уже писал выше Вся семья Фаины Георгиевны Раневской эмигрировала на запад в 1917 году на пароходе, принадлежавшем её отцу. Впервые после тридцатилетней разлуки встретиться с родственниками Раневской удалось в 1947 году в Праге, где она снималась в фильме «Весна».
В конце 50-х ей удалось добиться разрешения воссоединиться с сестрой Изабеллой Ален бездетной, овдовевшей подданной Франции и поселить её в своей квартире в знаменитом доме на Котельнической набережной.
Здесь сестры прожили 4 года. После смерти Изабеллы в 1963 году Раневская похоронила её на Донском кладбище
После этого она прожила в «Котельническом замке», еще 10 лет, а в 1973 году переехала в новый дом по адресу Большой Палашевский переулок 3.
Здесь она провела последние годы своей жизни. Сюда навестить пожилую актрису часто приходили молодые коллеги. Известно, что частым гостем Фаины Георгиевны бывал Владимир Высоцкий, которого она однажды здорово, выручила во времена его службы в Театре имени Пушкина. Особенно часто забегала сюда Марина Неёлова
В самом конце жизни у Фаины Георгиевны появился еще один близкий друг дворовый пес Мальчик, которого она подобрала во дворе в ужасном состоянии и буквально спасла ему жизнь. Пес оценил заботу и был рядом со своей хозяйкой до последнего дня. Позаботиться о Мальчике Фаина Георгиевна попросила свою близкую подругу Светлану Майорову.
Фаина Георгиевна Раневская скончалась 19 июля 1984 года. По её завещанию похоронена рядом с сестрой на 4-м участке Нового Донского кладбища.
На надгробии актрисы и её сестры установлена маленькая бронзовая фигурка собачки, своеобразный кенотаф её любимому псу, пережившему хозяйку на 4 года.
Бурков Георгий Иванович (1933–1990)
Один из самых популярных советских актеров театра и кино. Заслуженный артист РСФСР.
Начинал, как актер Пермского драматического театра. В 1965 году получил приглашение главного режиссёра театра имени Станиславского, Бориса Львова-Анохина перебраться в Москву. В дальнейшем служил в театрах «Современник», имени Пушкина, МХАТ.
Был близким другом Василия Макаровича Шукшина, у которого снялся в фильмах
Вместе они мечтали создать собственный «Русский народный театр». Пьеса сказка «До третьих петухов» была написана Шукшиным специально для режиссёрского дебюта Буркова.
Друзья вместе снимались в фильме Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину».
Известно, что Бурков был первым, кто обнаружил тело скоропостижно скончавшегося Василия Макаровича в каюте теплохода, на котором жила съемочная группа.
Георгий Бурков был одним из любимых актеров Эльдара Рязанова. Первый фильм, на котором они вместе работали, был «Зигзаг удачи»
после чего Эльдар Александрович задействовал Буркова почти во всех своих самых знаменитых фильмах.
Не менее успешно снимался Георгий Иванович и у других кинорежиссеров. Его фильмография насчитывает около 80 киноролей, не считая участия в нескольких десятках сюжетов для киножурнала «Фитиль», озвучивания мультфильмов, работы на телевидение и радио.
Летом 1990 года Георгий Иванович должен был приступить к съемкам в фильме Рязанова «Небеса обетованные» в роли Президента, но попал в больницу со сложным переломом ноги. Была проведена операция, которая прошла удачно, однако спустя два дня, 19 июля Георгий Бурков скончался. Диагноз тромбоэмболия. Похоронен на 13-м участке Ваганьковского кладбища.
На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Буду рад узнать ваше мнение об этих замечательных актерах, а пока всего вам доброго и до скорой встречи.