Найти в Дзене
Arttech

Богоматерь Одигитрия из ветковских мастерских

Экспертиза раскрыла тайну иконы Богоматери Одигитрии: старообрядческая мастерская XIX века создала образ «под старину»

Фрагмент (с) ArtCollecting
Фрагмент (с) ArtCollecting

Эксперт Марина Надеева завершила комплексное исследование загадочной иконы Богоматери Одигитрии, происходящей из ветковских мастерских, попавшей в коллекцию Нины Молевой. Особенность этого образа заключалась в удивительном стилистическом парадоксе — созданная в XIX веке икона намеренно имитировала художественные приемы XV столетия.

После тщательного анализа эксперты пришли к выводу, что перед нами характерный образец старообрядческой иконописи середины — второй половины XIX века. Это период, когда старообрядческие мастера сознательно обращались к древним образцам, создавая новые иконы «в традиции» для своих приверженцев.

Колористическое решение иконы оказалось ключом к разгадке. Яркий оранжевый фон, насыщенные красные одеяния с золотистой каймой и тонкая красная линия нимба — все это характерные приметы указанного периода. Особый интерес представляет живописная манера: лики выполнены в плоскостной трактовке, но с элементами объема, что демонстрирует любопытный синтез традиционной иконописной техники с новыми художественными веяниями.

Технологический анализ принес не менее интересные открытия. Исследование доски выявило следы механической обработки, характерные для фабричного производства того времени. Особого внимания заслуживает покрытие — специалисты идентифицировали спиртовой лак, нанесенный неравномерно для создания эффекта естественного старения. Такой прием был широко распространен среди старообрядческих мастеров.

Настоящим свидетелем истории стали повреждения от насекомых, обнаруженные на оборотной стороне иконы. Эти следы красноречиво свидетельствуют о длительном бытовании иконы в крестьянской среде, где подобные «насечки времени» были обычным явлением.

Стилистически икона представляет собой яркий пример коммерческого иконописного производства второй половины XIX века. Мастера сознательно выбирали архаичный тип Одигитрии, хорошо узнаваемый и востребованный среди старообрядцев, но исполняли его в упрощенной манере с броским колоритом, характерным именно для ветковских мастерских.

«Перед нами прекрасный пример того, как старообрядческие мастерские реагировали на запросы своей паствы, — комментирует Марина Надеева. — Верующие хотели иметь дома «древние» образы, а мастера умело создавали произведения, которые отвечали этим ожиданиям, сохраняя при этом узнаваемые черты своего времени».

Это исследование особенно ценно тем, что проливает свет на малоизученную область русской иконописи — коммерческое производство икон для старообрядцев в XIX веке. Каждая такая работа помогает лучше понять художественные процессы, происходившие в русском искусстве в период, когда традиционная иконопись сосуществовала с новыми тенденциями.

Источник