Александр Ширвиндт родился в Москве в известной семье: его отец, Анатолий Густавович Ширвиндт, был педагогом и скрипачом в Московском художественном театре (МХАТ), а мать, Раиса Самойловна, занимала должность редактора в Московской филармонии. Их первая дочь прожила всего девять лет, и рождение сына стало долгожданным утешением для родителей. Ширвиндты были открытой и популярной московской семьей, в их доме регулярно проводились творческие вечера, на которые собирались друзья родителей, среди которых были известные личности, такие как Рина Зеленая, Дмитрий Журавлев и Леонид Утесов.
Несмотря на свою известность, Ширвиндты жили в большой коммунальной квартире, где у них было восемнадцать соседей. Родители часто уезжали на гастроли, что ограничивало их время, проведенное с маленьким сыном. В связи с этим было принято решение отправить Александра на воспитание к бабушке в город Чердынь до достижения им школьного возраста. Пребывание в Чердыни затянулось из-за начала войны, и мальчик закончил первый класс там в 1943 году.
В Москву Александр вернулся только к пятому классу и был зачислен в знаменитую московскую школу №110, где обучались дети многих известных людей. Родители старались привить ему любовь к музыке, и он усердно изучал нотную грамоту, хотя особых успехов не достиг. Зато бальные танцы, на которые его также отдали родители, стали для него настоящим увлечением. Александру нравилось скользить по паркету в плавных вальсах и полонезах, а также наблюдать за девочками в легких платьях.
Увлечение бальными танцами впоследствии сыграло важную роль в его поступлении в театральное училище. Решение о выборе дальнейшего пути Ширвиндт принял, вдохновившись образом жизни известных друзей своих родителей, и подал документы в несколько театров. Как он сам признавался, он не готовился к поступлению и использовал знания, полученные на кружках дополнительного образования — по танцам и музыке. Тем не менее, его талант и яркая внешность сразу привлекли внимание в Высшем театральном училище имени Щукина.
Ширвиндт стал любимцем преподавателей. Его статная фигура, уникальный низкий голос и благородная манера речи, дополненные короткими саркастическими замечаниями, произвели положительное впечатление на учителей, которые предсказывали ему блестящее будущее. Сразу после окончания вуза молодого Александра пригласили в Театр киноактера, созданный специально для актеров, временно не задействованных в съемках. Работа в этом театре открыла для Ширвиндта новые горизонты.
В кино Александр дебютировал с ролью в фильме «Она вас любит». В сюжете его персонаж, скромный зоолог Канарейкин, влюбляется в спортсменку и отправляет ей восторженное письмо, однако по ошибке вкладывает в конверт фотографию оперного певца, красавца Вадима Ухова, который очаровывает девушку и почти начинает с ней роман. Однако его моральные качества оказываются недостойными советской спортсменки. Эффектного, но недалекого и трусливого красавца сыграл Александр Ширвиндт, которого на съемочную площадку привел его друг Михаил Козаков.
В результате своей работы, которую Ширвиндт охарактеризовал как «роль молодого кретина», начинающий киноактер получил значительный гонорар, на который приобрел свой первый автомобиль — «Победу». Зрители запомнили Александра, однако новые значимые роли в кино не последовали. В киноиндустрии его не особенно приглашали, в то время как в театре актер проявил себя и вскоре был приглашен в Ленком, а затем на несколько спектаклей в театр на Малой Бронной.
Только в 1970 году Александр был принят в труппу театра Сатиры, где вскоре дебютировал как режиссер, а в десятых годах XXI века занял должность художественного руководителя.
Ширвиндт продолжал сниматься в кино, однако его роли не отличались заметностью. В середине 1970-х годов, будучи уже взрослым и известным в театральных кругах артистом, он получил одну из эпизодических ролей в культовом фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы». В этой картине он сыграл яркого, хотя и довольно спокойного персонажа, и только после этого стал по-настоящему известным. Ироничный и элегантный Павлик, который не теряет самообладания в любых обстоятельствах, навсегда вошел в новогодние традиции россиян.
Закадровый голос, представляющий героев фильма в начале «Иронии судьбы», также принадлежит Ширвиндту. Его голосом также озвучены некоторые персонажи популярных мультфильмов, в частности, Чеширский кот в «Алисе в стране чудес».
Известно, что для достижения достоверности в «Иронии судьбы» Рязанов разрешил актерам пить пиво во время съемок сцены в бане. Однако в бутылках с водкой должна была находиться вода. Тем не менее, в первый день съемок сцены у одного из актеров был день рождения, и, не сговариваясь, все принесли ему в подарок настоящую водку, заменив ею реквизитные бутылки. Когда режиссер понял, откуда взялась такая естественная игра актеров, была уже глубокая ночь. Рязанов планировал переснять все сцены, чтобы избежать показа актеров «под мухой», но, просмотрев отснятые кадры, остался удовлетворен: исполнение выглядело очень органично.
Еще один случай, связанный с употреблением алкоголя, произошел на съемках фильма «Трое в лодке, не считая собаки», где главные роли исполнили настоящие друзья — Ширвиндт, Миронов и Державин. Съемки продолжались все лето и затянулись до поздней осени. Однако в ноябре требовалось «играть лето», поэтому использование теплой одежды было запрещено. Чтобы актеры не заболели, водолазы-каскадеры доставляли на борт лодки горячительные напитки, которые помогали им справляться с холодом.
«Трое в лодке...» стал фильмом, который еще раз подтвердил профессионализм и киногеничность актера. После звездных 70-х Ширвиндта наконец заметили кинорежиссеры, и он стал получать более частые приглашения. Еще одной площадкой для реализации талантов Александра стало телевидение, благодаря которому стали популярными такие передачи, как «Семь нас и джаз», «Терем-Теремок», «Театральные встречи».
Александр Ширвиндта было трудно представить без его характерного аксессуара — трубки. Актер делился воспоминаниями о том, как этот предмет появился в его жизни в юношеские годы, когда он и его друзья из актерской компании начали курить. Добыть красивую трубку тогда было настоящим приключением, однако впоследствии это стало значительно проще.
Коллекция Ширвиндта насчитывала более двухсот трубок, которые он сам называл скорее свалкой, так как курительные приборы были разбросаны повсюду: в его доме, на даче, в автомобилях и т.д. Александр Анатольевич использовал трубки самых различных видов. В его коллекции имелись экземпляры, оставленные друзьями — Григорием Гориным и Ефимом Копеляном. Также в ней присутствовали авторские трубки, ювелирно изготовленные мастерами из Санкт-Петербурга — Федоровым, Киселевым и Гречихиным. Ширвиндт менял трубки с такой же легкостью, как перчатки, однако табак предпочитал один и тот же — голландский вишневый.
Образ интеллигентного и вальяжного денди с трубкой и элегантными манерами сопровождал Ширвиндта на протяжении всей его карьеры. Коллеги по профессии называли его «особым явлением», а женщины без памяти влюблялись в него. Поэтому красивого актера часто записывали в бабники, но он честно признавался: «Я испортил жизнь только одной женщине!», имея в виду свою супругу. «Александр Анатольевич не скрывает, что он подкаблучник! — говорила его жена, архитектор Наталья Белоусова. — Умному мужчине без комплексов так и удобнее».
Они познакомились еще в школьные годы, отдыхая в одной дачной компании в подмосковном поселке, основанном дедом Натальи, когда тот работал главным архитектором Москвы. Молодежь проводила время на реке и собирала грибы, а вечерами устраивала бальные танцы в одной из беседок. Наташа училась в восьмом классе, а Александр — в девятом, и между ними началось взаимное влечение. По шутливым воспоминаниям Ширвиндта, ему очень нравилось, что семья Натальи держит корову. В процессе развития их отношений он даже мечтал о том, как будет пить свежее молоко, которое будет доить его супруга. Однако этой мечте не суждено было сбыться: ближе к свадьбе корову продали.
Осенью в городе у них начался настоящий роман, который можно назвать междушкольным, поскольку в то время мальчики и девочки учились раздельно. Молодые влюбленные встречались только после уроков, чтобы провести вместе несколько часов. Александр Ширвиндт даже с удовольствием ходил на каток, хотя позже признался любимой, что не любит кататься на коньках, но очень хотел быть рядом с ней. Спустя несколько лет они решили пожениться.
Ширвиндт вспоминал, как Наташа появилась в их коммунальной квартире: она пришла в ночной сорочке и с полотенцем. Александр на кухне показал это соседям и объявил: вот, женился, жену с приданым взял. Через год после бракосочетания у них родился единственный сын Михаил. Еще через несколько лет молодая семья переехала в знаменитую высотку на Котельнической набережной.
О многочисленных романах выдающегося Ширвиндта существует множество легенд. Некоторые из них изложены в откровенной, хотя и сомнительной по своей достоверности, книге актрисы Татьяны Егоровой «Андрей Миронов и я». Согласно ее ярким воспоминаниям, весь женский коллектив театра «Сатира» мгновенно оказался под чарами нового актера, которого она сравнивает с «копией Давида Микеланджело», и ему не требовалось прилагать особых усилий для завязывания новых отношений. Если верить Егоровой, даже супруга художественного руководителя театра, Зинаида Плучек, не устояла перед обаянием Ширвиндта. По крайней мере, так Егорова объясняет множество ролей, которые стали поступать к Александру.
Согласно свидетельствам коллег, романы Ширвиндта завязывались и на съемочных площадках. Однако сам актер никогда не комментировал эту информацию, несмотря на многочисленные вопросы. В публичном пространстве Ширвиндт оставался верен своей супруге Наташе (к слову, он проявлял к ней значительную ревность) и созданной им семье. Супруги прожили вместе 67 лет, до самой смерти Ширвиндта.
Из переписки Александра и Натальи
Александр:
«Прошло 7 дней с момента нашего расставания. Я вернулся в эту комнату, которая стала для меня очень родной и уютной за те несколько дней, что мы там провели. Она была пустой!.. Я лег на простыню, сохранившую частичку твоего тепла, на подушку с легким ароматом тебя и одним твоим волосом, укрылся холодным колючим пледом и... не мог заснуть до самого момента, когда уже нужно было вставать. Я чувствовал себя буквально покинутым и очень одиноким».
Наталья:
«Я выехала из Киева с твердой решимостью не писать тебе, точнее, писать редко и не жаловаться, но мне стало так невыносимо плохо... Мне кажется, я никогда не любила тебя так, как сейчас. Я буквально схожу с ума... Я плачу, потому что мне очень грустно и одиноко, потому что идет дождь, все небо затянуто тучами, и нигде нет ни одного просвета. Так будет всегда, всегда!..»
Их единственный сын, Михаил Ширвиндт, стал известным журналистом. В первом браке Михаил стал отцом Андрея и Александры, названной в честь деда, а те, в свою очередь, уже сделали Наталью Николаевну и Александра Анатольевича прабабушкой и прадедушкой. В мае 2020 года артист сообщал, что вновь стал прадедом — и одновременно еще раз дедом. Внучка Ширвиндта родила близнецов, а сын Михаил в новом браке стал отцом в третий раз.
«Их на днях привозили к нам на дачу на смотрины, и я с трех метров в маске наблюдал за смешными Семеном и Матвеем. Один помещается на ладошке, а другой довольно крупный. И не успели их отвезти в Москву, как на следующий день у моего сына Миши, молодожена (он заключил законный брак зимой), родился сын», — делился Александр.