Как доставить на голову противника тактический ядерный заряд? В первой половине 1960-х годов в сухопутных войсках СССР эта задача решалась с помощью тактических ракетных комплексов «Луна» и появившегося чуть позже «Луна-М». Они закидывали боеголовку мощностью порядка 10 кт на дальность в районе 30 и 60 км соответственно.
Оба комплекса еще долго служили как в СССР, так и за границей (с ракетами без специальной БЧ) и в целом зарекомендовали себя с положительной стороны. Но был у них и существенный недостаток: ракеты являлись неуправляемыми. Прицеливание осуществлялось поворотом машины и углом, на который выставлялась ракета при пуске. В полете изделие стабилизировалось только с помощью аэродинамических стабилизаторов и вращения, которое на старте придавалось четырьмя двигателями, установленными в середине ракеты (Луна-М).
В результате круговое вероятное отклонение от точки прицеливания могло достигать 700 м. И не думайте, что наличие ядерного заряда нивелирует точность: для БЧ с мощностью порядка 10 КТ такой промах серьезно снижает степень повреждений объекта, по которому наносится удар. Поэтому, чтобы гарантировать поражение, требовалось бы запустить не одну, а несколько ракет. Очевидно, что ракета должна была как-то корректироваться в полете.
Идея
Чтобы определить пути решения проблемы, 3-е ЦНИИ Минобороны провело научно-исследовательскую работу под шифром «Холм». В результате были определены два направления: создание ракеты с инерциальной системой наведения и разработка изделия, которое будет наводится на цель радиокомандным методом.
Первая работа получила шифр «Точка», вторая — «Ястреб». Головным предприятием по обеим темам назначили ОКБ-2 ГКАТ, ныне АО «МКБ Факел». И тогда и сейчас предприятие специализировалось на зенитных ракетах.
Отмечу, что эта не та самая точка, которая была принята на вооружение в 1975 году. Первая тема с данным шифром, над которой работало ОКБ-2, не была доведена до конца. Все материалы передали в КБ Машиностроения, которое в итоге создаст уже хорошо известный комплекс 9К79 «Точка». Но это будет уже совершенно другая система.
Концепция
Комплекс, разрабатывавшийся по теме «Ястреб», должен был размещаться на автомобильном шасси повышенной проходимости.
Баллистическая ракета для «Ястреба» разрабатывалась на основе уже существующей ракеты В-611 (4К60) от морского ЗРК М-11 «Шторм», которую незадолго до этого также разработали в ОКБ-2. У нее заимствовали конструкцию корпуса и плоскостей, систему управления, двигатель и некоторые другие агрегаты. Такая унификация должна была серьезно ускорить и удешевить всю программу, но в итоге вышло по-другому.
Согласно имеющейся информации, ракету планировали оснащать только специальной (ядерной) боевой частью. По сравнению со стандартной БЧ зенитной ракеты она была тяжелее, из-за чего изменилась балансировка изделия. Для компенсации этого головной обтекатель оснастили дестабилизаторами.
Дестабилизатор — горизонтальное оперение, устанавливаемое перед крылом и предназначаемое для обеспечения или улучшения продольной управляемости летательного аппарата.
Ракета стартовала с направляющей балочного типа.
В передней части шасси, за кабиной управления, находилась радиолокационная станция, в которой и заключалась, пожалуй, главная особенность ТРК «Ястреб».
Предполагалось, что после пуска РЛС будет отслеживать траекторию ракеты, а автоматика в системе управления, сравнивая текущую и требуемую траекторию, будет по радиоканалу подавать команды на рулевые машинки управляющих плоскостей для коррекции полета к цели. Управление должно было осуществляться на протяжении всего активного участка.
В теории такой способ наведения должен был обеспечить требуемые параметры точности при относительно небольшой цене ракеты, поскольку вся автоматика размещалась на СПУ, а ракета только получала команды управления.
Но у такого решения имелись и недостатки. В частности, после пуска боевая машина не могла сразу уходить со стартовой позиции в укрытие, поскольку требовалось некоторое время сопровождать ракету.
Кроме того, для управления полетом ракеты между ей и СПУ не должно было находится препятствий, которые мешали бы прохождения радиосигнала или создавали бы помехи. Из-за этого, например, применение «Ястреба» в условиях гор было бы практически исключено.
При этом не стоит забывать, что работающая РЛС еще и демаскирует установку перед средствами радиотехнической разведки противника, а радиоканалы управления могут оказаться уязвимы со стороны комплексов РЭБ.
Да, в 1960-е годы они ещё не были так развиты, как в наше время, но уверен, что в случае принятия на вооружение «Ястреба», американцы неминуемо бы начали в ускоренном темпе развивать меры противодействия.
Воплощение
Работы по теме «Ястреб» не продвинулись дальше стадии эскизного проекта. Только отдельные элементы были воплощены в опытные образцы. Почему разработку отменили? Скорее всего, сказались несколько факторов. Во-первых, боевая машина получалась очень сложной и дорогой за счет использования РЛС и автоматики для управления ракетой.
Сама же ракета, созданная на основе изделия для ЗРК, судя по всему, не укладывалась в требования по дальности (8–35 км). Исходная В-611 могла поражать воздушные цели на удалении до 55 км, но для «Ястреба» ракета перепрофилировалась в баллистическую и оснащалась более тяжелой специальной БЧ, что негативно влияло на дальность полета. Вероятнее всего, конструкторы пришли к тому, что в имеющихся габаритах на большую дальность рассчитывать бесполезно.
Единственной составляющей комплекса, которая активно проходила полигонные испытания было шасси.
В разных источниках утверждается, что базой для «Ястреба» занимались Брянский и Кутаисский автозаводы и Мытыщинский машиностроительный завод. При этом на единственных доступных кадрах с испытаний шасси можно различить мытыщинский объект 560 с массо-габаритным макетом РЛС.
Возможно, что в качестве варианта шасси рассматривался объект 1040, разрабатывавшийся конструкторами КАЗ для размещения будущего ЗРК «Оса». Это было развитие бронетранспортера объект 1015Б, о котором шла речь в одной из прошлых статей.
Судьба этой опытной машины от инженеров из Грузии в итоге не сложилась: серийную «Осу» разместили разместили на машине от БАЗа.
Проект создания ТРК под шифром «Ястреб» был закрыт не позже 1966 года. Тогда же прекратили работы и по «Точке» с инерциальным наведением. Документы по ней передали в коломенское КБ Машиностроение КБМ, которое с задачей справилось: в 1975 году на вооружение был принят тактический ракетный комплекс 9К79 «Точка». Но это уже была совсем другая система.
На этом на сегодня все. Надеюсь, что вам было интересно. Если да, то ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.
Также рекомендую подписаться на мой канал в Telegram.
И небольшое обращение к постоянным читателям.
К сожалению, в последнее время у меня серьезно просела статистика. Не знаю, с чем это связано, но это серьезно ударило по доходу.
Мой канал является для меня не только любимым хобби и отдушиной, но и важным источником пополнения семейного бюджета. Поэтому буду рад, если поддержите меня донатом через кнопку под статье или по ссылке.
На самом деле, всегда радуюсь любой сумме. Это значит, что кому-то действительно интересно то, что я делаю.