Доброго времени суток читателям. Сегодня я продолжу свой рассказ о прохождении мною срочной службы в 2024-м году. Сегодня я расскажу об одном загадочном, но очень влиятельном офицере, и о том, как наступил долгожданный "Экватор".
Несмотря на достоверность описываемых событий, в целях соблюдения законодательства о государственной тайне все упоминаемые сведения, которые могут относиться к охраняемым законом данным, считаются условными. Автор не несёт ответственности за возможное совпадение изложенной информации с секретными или закрытыми материалами.
Очень влиятельный человек
Итак, служба также идёт своим чередом. Уже совсем скоро я пройду через так называемый Экватор. На армейском жаргоне это означает ровно половину срока службы. Этого события я ждал очень сильно. У меня он должен был наступить 13-го июня, а значит ждать оставалось совсем недолго. На тот момент на дворе была середина мая.
Описывая свою службу в штабе, я не упомянул об одном крайне интересном человеке, хотя видел в штабе я его ещё с первых дней службы. Поначалу я знал его как просто очень строгого и придирчивого дядьку с очень грозным и низким голосом. Но кто это был, я тогда не знал. Со временем я узнал, что по штату он числится как начальник Админстративно-Хозяйственного Отдела (АХО). Но что-то не сходилось. Я частенько видел, как он собирает перед своим кабинетом командиров всех 4-х подразделений и высказывает им свои замечания и недовольства, либо же ставит новые задачи. При этом все они стояли перед ним в строю по стойке смирно.
Временами я слышал, как он делает замечания офицерам, а те покорно их выслушивают. Что интересно, он никогда не приходил в военной форме. Всегда был только по гражданке. При этом, всегда был одет очень элегантно и стильно. Точно его звания я так и не узнал. Кто-то рассказывал, что он якобы майор ФСБ в отставке. Но наш наряд всегда обращался к нему просто "товарищ полковник", либо же по имени отчеству, которые я здесь не буду называть по понятным причинам. В общем, слухов разных о нём ходило много. И другие офицеры скорее всего знали, кто же он на самом деле такой. Оттого и боялись его. Однажды мне один сослуживец даже рассказал, что однажды товарища полковника видели за разговором по телефону ни много ни мало с бывшим Президентом Медведевым Д.А. Учитывая, с какими людьми он действительно общался, это может быть не далеко от правды.
Совершенно обычным делом была такая ситуация:
Он подходит в нашу дежурку, берёт ближайший телефон, звонит на КПП, сообщает, что сейчас приедет такой-то генерал и приказывает его пропустить. И это были уже не слухи, а реальные ситуации, происходившие у меня на глазах. Среди его гостей были:
- Генерал-Полковник Чайко - если верить новостям, то сейчас он занимает должность командующего Российскими войсками в Сирии. Самого Чайко я не видел, так как товарищ полковник предпочитал проводить время со своими гостями в клубе части. Но не всегда.
- Генерал-лейтенант Завизьон. В прошлом заместитель командующего-начальник штаба Западного Военного Округа. Этого генерала я уже видел своими глазами. Правда, он был по гражданке, но узнать его всё равно не составляло труда. Он очень выделялся.
- Генерал-лейтенант Серицкий. ВРиО Командующего войсками Московского округа.
- Генерал-майор Шелухин. Про этого генерала я уже рассказывал в одной из предыдущих статей. И о нём я буду рассказывать ещё не раз. В будущем лично меня будут готовить к его встрече во время очередного приезда. Но об этом не сегодня.
Также, в кабинете товарища полковника висели портреты:
- Генерал-лейтенанта Киселя - бывшего командующего 1 ТА. По слухам, был отстранён от должности за провал армии под Харьковом.
- Генерал-лейтенанта Никитина - на тот момент штатного командующего 1 ТА.
- А также всех вышеперечисленных генералов.
И ещё у него в кабинете весела наградная грамота лично от Генерал-Полковника Картаполова. Ни много ни мало председателя комитета Госдумы по обороне. Вы могли слышать о нём в новостях. Например, именно он внёс законопроект о поэтапном повышении минимального возраста призыва в армию с 18 до 21 года и предельного возраста с 27 до 30 лет. Словом, человек действительно важный и влиятельный.
Что же касается нашего наряда, то нас он ругал довольно часто, но справедливо. Чаще всего за грязь в штабе. Мы каждый день ждали, пока он уедет из части, ведь пока он в штабе, расслабиться не получится. Его кабинет находился по соседству с нашей дежуркой, что только добавляло нам проблем. Он был нашей головной болью практически всю службу за исключением редких периодов, когда он куда-то уезжал. Однако меня он под конец службы запомнил и на мой дембель даже пожал мне руку. Мнения о нём в части были разные, но того, что кошмарил он абсолютно всех, отрицать нельзя.
Рабочка
Постепенно наступало лето. В мае уже было жарко. И мне, как человеку, который намного лучше переносит холод, нежели жару, это не давало поводов радоваться. Зимой хотя бы мороз не даёт тебе "свариться" во время работы. Холод постоянно подгоняет тебя как-то работать. Летом же такого нет. Напомню, в роте всё ещё не было легального способа найти бесплатную холодную питьевую воду. Можно было либо купить её в автомате за деньги (в автомате, которым далеко не всегда разрешалось пользоваться), либо вскипятить в чайнике (но тогда она будет горячая и утолять жажду будет не так сильно), либо тупо рискнуть и попить из под крана (думаю, не надо рассказывать про санитарное состояние водопроводов в нашей стране. А тем более в армии). Последним вариантом я пользовался часто. Мне повезло и я этой водой ни разу не отравился. Я даже пытался опытным путём понять, из какого крана вода течёт наименее грязная. Понимаю, что это звучит дико, но в армии, когда у тебя больше нет другого способа достать питьевой воды, идёшь даже на такие меры.
Так вот, о рабочке. Летом чаще всего рабочка подразумевает подметание взлётки целый день под палящим солнцем. Бывают специальные задания, такие как уход за растениями или даже подпил деревьев. Но всё это ерунда по сравнению с рабочкой в парке. Во первых, территория парка сама по себе обширная. И эту обширную территорию тоже надо поддерживать в чистоте. А во вторых, именно в парке постоянно надо было что-то чинить и латать. И занимались этой работой конечно же свободные от наряда люди. Например, один раз была поставлена задача полностью покрыть крышу гудроном. И ребята действительно клали эту крышу целыми днями под палящим солнцем. Мне туда повезло не попасть. Но мне тоже ещё успеет достаться.
Каждое утро и каждый вечер в штабе проходили совещания. На одном из этажей был специальный большой зал заслушивания, в котором всё было оборудовано специально для проведения совещаний. На совещания приходили все находящиеся на данный момент в штабе командиры подразделений, служб и отделов. И, конечно, на каждое совещание приходили Командующий и Начальник Штаба. Пока проходили совещания, в штабе было относительное спокойствие. Наряд же выполнял свои обязанности. И поскольку в штабе находятся сейчас самые важные лица, неплохо бы навести порядок. В том числе и на этаже с залом заслушивания. И иногда, порой случайно, а порой, не буду скрывать, и не очень, у меня получалось подслушивать, о чём совещаются офицеры. Честно скажу, интересные для меня вещи там звучали редко. Бывало, обсуждали вопросы округа, армии в целом. Но бывало, что обсуждали и проблемы конкретно части. И на одном из таких совещаний я услышал нечто интересное, не обещавшее мне ничего хорошее. Командующий очень громко кричал на кого-то. Недолго послушав, я понял, что эти оры адресованы командиру моего подразделения. Главной претензией командующего было небрежное содержание порядка в парке. И с этим было трудно спорить. Мы действительно разбирали один из гаражей. Вынесли на улицу тогда очень много вещей всяких разных. От книжек с молитвами до просроченных огнетушителей и мебели. Всё это просто стояло на улице и разбиралось, но крайне медленно. Но это ещё не всё. За пару дней до этого, нам была поставлена задача ещё и вынести из одного из гаражей целую полевую кухню. Она состояла из очень многих элементов: металлических форм для хлеба, больших белых деревянных ящиков и даже ванн. Думаю, не надо говорить, насколько тяжело было всё это таскать. Но беда была не только в весе этого оборудования. Эту задачу поручили выполнять людям, свободным от наряда. На дворе была уже весна. Не так давно вышел приказ об увольнении в запас и о призыве на службу. Ребята из роты уже начали уходить на дембель, а новых ещё не привозили. Соответственно, людей в роте становилось всё меньше и меньше. Работать было почти некому. Большая часть солдат роты стоит на должностях в штабе и парке, их к работе не привлечешь. Свободных от наряда людей совсем немного. И в день, когда кухню нужно было выносить, одним из свободных оказался я. Плюс ещё один парень. Тоже из наряда по штабу.
В тот день шёл очень сильный ливень. Нам дали старые бушлаты, чтобы мы хотя бы не так сильно намокли, но они почти не помогли. Наряд по парку из помощи нам предложил разве что резиновый плащ из комплекта ОЗК, чтобы не так сильно намокнуть. Под сильным дождём мы с горем пополам большую часть кухни вынесли на улицу. Промокли мы насквозь. Когда я в казарме снял носок и чуть нажал на него, с него начала литься вода, будто я его намеренно выжимаю. Все вещи мы повесили сушиться. Из каптёрки нам на время дали другую. Старую, но сухую. Казалось бы, на этом мучения закончены. Но я тогда не знал, что дальше всё будет только хуже. В день того самого совещания, как я уже говорил, было поручено очищать парк от всего. И если почти всё барахло мы успели разобрать, либо спрятать днём, то полевую кухню мы спрятать обратно в гараж не успели. Тогда было уже немного больше свободных, но сил всё равно было явно недостаточно. Тогда нас отправили убирать эту кухню после вечерней поверки и, более того, после отбоя. Нас было всего 4 человека. Один очень сухой паренёк, я довольно среднего телосложения, один парень с вылетвашей коленной чашкой и ещё один, единственный реально сильный из нас. На улице было уже темно. Опять начался дождь. Больше людей нам выделять отказались. Рядом с гаражом, в который мы заносили кухню, из земли торчала арматура, а перед воротами висела металлическая толстая проволока, через которую надо было переступать и, соответственно, поднимать через неё тяжёлое оборудование. Пока мы таскали, нам казалось, что прошла чуть ли не вся ночь. Но когда мы вернулись в казарму, оказалось, что прошло чуть больше часа. А самое интересное, что это произошло точно в день моего экватора. Именно в тот день прошла ровно половина моей службы. Теперь осталось отслужить ещё столько же.
Конфликты в начальстве
Тем временем, в верхах назревал конфликт. В одной из прошлых частей я рассказывал про сержанта, до боли помешанного на поиске запрешёнки у солдат. Так вот, выяснилось, что на днях государство выдало ему квартиру совсем рядом с частью. Квартира была однокомнатная, довольно маленькая. Откуда я это знаю? Дело в том, что мы периодически ходили делать туда ремонт. Я, например, отдирал куски старых обоев и клеил новые. Да, использование труда солдат в личных целях в современной армии это ОЧЕНЬ распространённое явление. Справедливости ради, сержант покупал нам в награду всякие сэндвичи и газировку. И на том спасибо.
Однако, частенько, находясь в штабе, я слышал и видел, как товарищ полковник отчитывает сержанта и ругает его. Он называл его бездельником и это было только самое мягкое из высказываний. От одного парня, работавшего в канцелярии, я узнал, что товарищ полковник очень зол на сержанта и вроде как у него с ним даже есть личные счёты. Но, конечно, косячить перед таким человеком это очень плохая затея и последствия не заставили себя долго ждать...
В один из моих нарядов произошёл инцидент. Наступила ночь. Я пошёл отбиваться первым. А утром, когда проснулся дежурный, он мне рассказал, что ночью приходил сержант и спалил второго посыльного с телефоном. Как мне рассказали, он появился очень неожиданно. Подходил к дежурке чуть ли не на цыпочках. Таким образом, мой напарник остался без телефона. Но самое страшное для меня было не это. Оказывается, сержант той ночью, пока я спал, спрашивал ещё и про меня. Говорил, что и меня тоже покарает. И, что меня больше всего удивило, он не просто знал, что у меня телефон есть, но он даже знал, какой. "Лопата с двумя кружками", как он говорил, и был прав. Два кружка это камера и панель для отпечатка пальца. До сих пор для меня остаётся загадкой, откуда он про это узнал. Перед ним я ни разу не палился, разумеется. Единственный возможный вариант, который остаётся, это то, что меня кто-то сдал. Скорее всего так и было. С таких новостей я был в шоке, когда узнал. В таком шоке, что я тем же утром стал искать новое укромное место, где можно прятать запрещёнку. При том, чтобы ни одна живая душа не знала об этом месте. И я такое место нашёл. Есть такая поговорка "Если хочешь что-то спрятать, спрячь это на самом видном месте". Эту поговорку я реализовал в этот раз. На одном из этажей, прямо возле кабинета ВРиО Начальника Штаба, стояли экспонаты оружия. Одним из экспонатов был РПГ, похожий на тот, что на картинке 👇
Один раз, пока я убирался, я решил изучить этот гранатомёт. Выяснилось, что крышки на его концах очень легко откручиваются. Там я и решил прятать свою запрещёнку. Да, открывать крышки можно только тогда, когда на этаже нет вообще никого, ибо экспонат находится на самом виду. Но зато это место надёжное, как я тогда думал. Итак, теперь всё моё "добро" хранилось там.
Но волноваться долго мне не пришлось. Конфликт сержанта с товарищем полковником дал о себе знать. Точно в последний день весны сержанта отправили на СВО. Более того, квартиру, в которой он за свой же счёт делал ремонт, у него отобрали. Таким образом сержант остался ни с чем, а я мог ни о чём не волноваться. Это я снова о том, что везение помогало мне довольно часто.
Орбита
В один из майских дней нам выпала хорошая возможность легально отдохнуть. Свободных от наряда людей забирали на некий концерт. Этим концертом была премия Министерства Обороны в сфере культуры, проходившая в театре Российской армии. Для такого случая даже пришлось впервые с КМБ примерить на себя офисную форму одежды. Сама премия была довольно интересным мероприятием. Хотя места были и не самые лучшие, всё равно было очень интересно. К тому же очень приятно было хотя бы ненадолго почувствовать себя свободными людьми. На концерте выступало много артистов, таких как SHAMAN, Юта, Любэ, Джанго, Кипелов и много других. Вручал премии заместитель Министра Обороны Генерал Армии Цаликов. К слову, в тот же вечер стало известно о снятии его с должности заместителя Министра Обороны. Интересное совпадение.
Я уже говорил о том, что дембеля нашей роты начали уходить домой. По хорошему, наряд должен меняться в полном составе. Но, поскольку народу стало очень не хватать, почти всем приходилось заступать по несколько дней подряд. Сначала в наряде менялось 2 человека из 3, потом 1... В конце концов дошло до такого, что наряд менять было просто некем. Солдаты буквально не уходили с нарядов вообще. Были на так называемой орбите. В числе таких солдат был и я. Я в тот период заступал в наряд 11 дней подряд. Тяжело ли это было? Да, тяжело. Но я всегда помнил о том, что там, на рабочке, намного хуже. Снялся с наряда я уже только тогда, когда приехало долгожданное пополнение. Новенькие слоники, для которых уже мы были старшим призывом.
Классическая армейская ситуация
Завершить сегодняшнюю статью я хочу историей про классическое комичное армейское раздолбайство. В один из дней снова нависла угроза приезда штатного Начальника Штаба Генерал-Майора Шелухина. Но суть не в этом. Суть в том, что в его кабинете должны были произойти некоторые изменения к его приезду. В частности, туда купили новый телевизор. Одним утром из той самой 60 БРУ, в которой я проходил РМП, приехали 2 офицера. И новый телевизор при них. Проблема была в том, что телевизор просто не помещался в то место, куда его было приказано повесить (знаю, звучит очень тупо, но так и было). В итоге стали как-то разбирать шкафы, снимать полки, менять компоновку у той стены, где должен был висеть телевизор. После небольшой перестановки он туда, конечно, влез. Но расстановка кабинета, за которую отвечал, у слову, товарищ полковник, была нарушена. Но это были уже не наши проблемы. И как вы думаете, что же произошло вечером того же дня? Снова приехали те же самые офицеры, приказали сделать перестановку в обратном порядке, а телевизор в итоге забрали. Что это было и из-за чего произошло, я так и не понял. Но сама ситуация была максимально глупая и даже смешная. Однако, позже мне было уже не до смеха. Когда я спускался с этажа, я увидел что тот самый экспонат РПГ, в котором лежали мой телефон и зарядка к нему пропал. Его просто не было на месте. В этот момент меня настиг ещё больший шок. Я спросил у посыльного за тумбой, выносили ли экспонаты из штаба. Он сказал, что да, но куда конкретно он не знает. Я быстро обзвонил все места, куда хотя в предположительно могли вынести эти гранатомёты, но всё было тщетно. Их нигде не было. Таким образом я остался без телефона и связи с домом.
На этой ноте мы сегодня закончим. В следующий раз я расскажу о том, удалось ли мне найти гранатомёты с начинкой из запрещёнки, о том, почему в армии лучше не болеть и об очередной смене Командующего. На этот раз это будет уже более статный и известный человек, с которым мне, тем не менее, придётся иметь дело. Спасибо за прочтение!