Какой сегодня был немыслимо насыщенный познавательными экскурсиями и новыми впечатлениями день! Молодой и красивый водитель Егор и опытный экскурсовод по имени Галина возили нас на автобусе, демонстрируя красоты северного портового города Архангельска и ранее закрытого и тем более притягательного Северодвинска. В конце поездки мы заглянули на остров Ягры поглазеть на Белое море.
Чуток истории. Живший на беломорье народ всегда испытывал страсть к торговле. При Иване Грозном архангелогородцы выстроили добротное сотрудничество с англичанами.
Вот мы, к примеру, поселились в отеле Пур-Наволок. Откуда такое название? В переводе с местного наречия - мыс, наволоченный водой.
На этом-то мысу и сохранились гостиные дворы, где заезжие купцы продавали свой диковинный товар. Крепость (как защита от шведов) и гостиные дворы существовали как два в одном. Наверху гостиницы поселялся иностранный купец, внизу размещался его товар, откуда шла бойкая торговля. Набережная превращалась в шумные торговые ряды. За один день к мысу могли пристать до 157 груженых судна.
Архангельск - колыбель отечественного судостроения. Именно здесь было построено первое в стране государственное судно (за ветку первенства архангелогородцы все время воюют с воронежцами).
Святой защитник у города, судя по названию - Михаил Архангел.
А вот и самый знаменитый фотограф - Яков Лейценгер.
По его снимкам конца 19 - начала 20 века мы имеем представления о городе тех времен, к тому же, он 4 года был в нем главой, и прославился тем, что запустил первый автобус.
Оказывается, не так давно, в 100 км от города было разведано алмазное месторождение. В госмасштабе это 20%, 80% - прерогатива Якутии.
Неоценима роль лоцманов в портовом деле. Именно они заводили корабли в гавань. Их половинок ласково называли лоцманскими женушками (уж никак не бабами). С последними приезжие купцы водили выгодную дружбу, ведь любительницы покрасоваться и выбрать самое лучшее могли спротежировать качественный товар.
Петр трижды посещал портовый город. Сначала он его развивал, а потом запретил торговать, отдав эту шикарную возможность заработка и процветания Петербургу. Пришлось тогда территории и ее жителям переквалифицироваться и начать валить и пилить лес. Архангельску даже одно время хотели присвоить имя Лесопильск, да люди выступили категорически против - не захотели зваться лесопильщиками.
Как и раньше, основная активность и движуха как проходила, так и проходит на набережной красавицы Двины. Любопытных туристов хватает. Вечером тут можно послушать уличных музыкантов, забрести в один из многочисленных ресторанчиков.
Порт выглядит ухоженно, в променадной зоне установлено много различных знаковых монументов и конструкций.
В жаркую солнечную погоду Северодвинске побережье засетвается любителями солнечных ванн и серфинга.
Проходим по набережной мимо беседки. Сей шедевр был здесь и 125 лет назад. Тогда, говорят, в ней сидел известный писатель Александр Грин.
Архангельцы уверены, что провидение навеяло ему сюжет о романтических "Алых парусах" именно в этом сказочном месте, когда он на закате наблюдал за краснеющими на солннышке кораблями.
Окно в Арктику.
И не спроста: около 400 судов вышло отсюда для изучения неведомых ледяных широт за всю экспедиционную историю края.
Фонарщик - важная фигура, он не только зажигал свет, но и заставлял просыпаться: стучал в окно тем, кто заказывал раннюю побудку.
Существует поверье: если потереть ему нос, то можно вызвать северное сияние даже в августе. И правда, явление можно наблюдать в природе как только подходят к концу белые ночи.
Перед музеем морской истории установлены монументы: кораблестроителю Андрею Курочкину, Петру Пахтусову, описавшему все места на побережье, Владимиру Русанову, ходившему в экспедиции, как и Георгий Седов. Находчивые герои Воронин и Шмидт - тоже изучали Арктику, впервые застолбив там отечественный флаг. Иван Папанин вложил большой вклад во время ВОВ. Все они работали в этом порту и отсюда уходили в плавания.
"Маленькая скандинавия" - так называется серия современных элитных построек у набережной, радующих глаз и привлекающих внимание необычной архитектурой.
Только в 1971 году в Архангельске появляются первые высотки. Болотистая местность не позволяла строить здания выше до изобретения новых технологий. Первое из них - Северное морское пароходство.
На побережье расположено 186 причалов. Есть пара разводных мостов.
Известный писатель-сказочник Писаков, идущий по деревянным мосточкам, расположился на проспекте Чумбарова-Лучинского - местном Арбате, демонстрирующем великолепие деревянных построек прошлого.
Всем гуляющим по яркой улочке присваивается звание архангельских чумбариков. Весело? Здесь вся наша автобусная компания чумбариков встала кругом и загадала желания (каждый свое), взявшись за руки.
Эркер, забор и крыльцо-рояль - основные признаки местного деревянного зодчества.
Дом Дарьи, Марии, Анны такой-то... Почему жилье принадлежало не мужчинам? Дело в том, что у мужа-моряка опасная профессия, поэтому вся недвижимость изначально переписывалась на жену. Кстати, есть поверье, что души моряков превращаются в чаек.
Постройка самого высокого в городе здания проектных организаций в 24 этажа относится к советскому периоду. По нему легче ориентироваться в городе, так как его заиетно за версту. Архангелогородцы вначале строительства называли его Пизанской башней из-за образовавшегося крена. Архитекторы испугались завала, засуетились, но исправились. Как видим, теперь оно ровное, ночью подсвечивается сверху и выглядит элегантно, словно свечка.
Молодежным театром в городе руководит энергичный режиссер Виктор Панов. Ему 86 лет, его младшая дочурка только в школу собирается, старшая - Елена известная актриса, окончившая МХАТ.
Монумент с вечным огнем. Его составляющие элементы: солдат, моряк и девушка-снайпер по имени Роза, воспитательница детсада. Роза Шанина поднимала острую и щипетильную тему: она говорила, что на войне ей приходилось отбиваться не столько от немцев, сколько от приставучих мужчин-соотечественников, и как тяжело ей было убивать людей, пусть даже и врагов, ведь у каждого из них есть свои семьи, свои интересы, свой мир.
К сведению: 45 процентов бойцов, отправившихся на отечественную войну из этого региона, не вернулись домой.
Увековечили в металле и тюленя, как спасителя от голода и холода во времена ВОВ. Очень невкусное и противное тюленье мясо - ворвань (не закроешь нос - вырвит) становило на ноги, спасало детей и взрослых от голодной смерти в тяжелые годы. Режиссер Панин вспоминает, что в детстве только его и ел, даже не подозревая о существовании других продуктов.
Спешим на подводную субмарину в Северодвинск. Город корабелов зародился в 1936 году.
Говоря о холодах в области, гид отметила, что климат в последнее время стал менее суров. В пору ее детства бывало и минус 48. Она даже считала, что зимние каникулы устраивают из-за морозов. Экскурсовод вспоминает как однажды решила сделать маме сюрприз - помыть в доме пол - так тряпка в двух местах пристыла к углам с такой силой, что она никак не смогла ее оторвать. Сейчас же температура воздуха зимой едва достигает отметки - 28.
Северстрой, Молотов и Северодвинск - все это одно и то же - один город, занимающийся строительством атомных подводных лодок - АПЛ.
Северодвинск в советское время был закрытым. Даже муж жене не мог признаться чем занимается: говорил, что сковородки на всю страну клепает.
Наша гид неоднократно пыталась в него попасть, но постовые бдили на совесть - разворачивали. Только по пропускам. Да еще и жалобу "катали" на университет, где нарушительница закона обучалась.
Теперь у нас есть возможность проехать и пройтись по улочкам некогда секретного городка.
Самый огромный завод - "Севмаш" - северное машиностроительное предприятие, которое одновременно может строить 14 АПЛ, у него аж целых 7 проходных! Представляете масштаб?
Есть проблема: не хватает рабочих рук. Эти руки автобусами каждое утро везут из Архангельска и каждый вечер возвращают. Мы были тому свидетелями.
Всего в Северодвинске три завода - "Севмаш", "Арктика" и "Звездочка". Зарплата сварщика ориентировочно может доходить до 200 тысяч. Правительство обещало повысить, так как работники надолго не задерживаются. Иногородним дается общежитие и льготы, как в советское время.
В 1985-м Северодвинск насчитывал 250 тысяч жителей, сейчас - 150. 100 тысяч уехали искать лучшей жизни в 90-х и видимо нашли ее, потому что так и не вернулись.
Первое поколение ("Ленинский комсомол") АПЛ начало строится в 1955-57 годах. Ныне уже 4-е, идет разработка 5-го усовершенствованного. АПЛ под названием "Акула" было изготовлено всего 6 - это огромная махина с 9-этажный дом. Обычная же подлодка размером с пятиэтажку.
В РФ было изготовлено 7 титановых под лодок. Они невероятно дороги (дешевле построить целый город), но зато они несравнимо легче и маневреннее.
В мощнейших строительных цехах можно заблудиться. 55-й цех даже попал на страницы книги Гиннесса из-за рекордно гигантских габаритов.
Вот мы и в музее.
Первый зал занимает макет "Навага" протяженностью 8,5 м. Фактическая ее длина - 172 м. Заложили АПЛ в 1967-м, строили 4 года.
Закладная доска.
Нос, корма, отсек, переборка, переборочные люки, очень много механизмов: опреснители, насосы, перескопы и др. - запутаешься в терминах.
Поход занимал до 90 дней, а то и больше.
Отдыхали офицеры в жилом отсеке. Центральный отсек - пост-управление под руководством капитана. Последнее слово всегда остается за ним.
Далее отсеки - шахты-бочки для хранения ракет (16 штук). Реакторный и турбинный отсеки.
В 1970-м "Навага" ходила в кругосветку. Ее командиру Березовскому тогда дали звание героя.
АПЛ погружаются на предельную глубину 1000 м, рабочая глубина -100-200 метров.
Еще одна локация музея - комната-имитация отсека подводной лодки.
Здесь мы узнаем, что лодка строится на стапельном поезде, чтобы легче было спускать ее на воду. Целый год она может проходить испытания.
Гидрокостюм весит 30 кг, необходим на случай спасения в аварийной ситуации. Воспользваться им можно на глубине до 100 метров из-за кессонной болезни. Эвакуация происходит через аварийный люк. Подводники в таком случае бросали монетку - кто первый пойдет. Если ошибется с открытием - случится трагедия.
Ориентируется в пространстве подлодка по звукам. Подводник -акустик читает и расшифровывает спектрограмму - чтобы понять кто рядом - свой или чужой.
Спасибо большое за исчерпывающий рассказ экскурсоводу Елене, а мы двинемся на остров Ягры полюбоваться южным берегом Белого моря(место, затапливаемое водой). Название связано с приливами и отливами.
Все думала- как же мы туда попадем? Паром? Корабль? Все оказалось проще - по мосту.
На Яграх водятся муравейники ростом с 2 метра. Вот вам документальное подтверждение. А все потому, что на острове нет медведей. Архангельцы любят рассказывать байку, что был когда-то один косолапый, но некая бабка - любительница грибов и ягод, встретила его в лесу, да так сильно орала от страха, что ему пришлось убегать, куда глаза глядят. Так и лишились последнего.
Южный берег Белого моря. Теплый. Нам повезло. Поймали время отлива.
А вы знаете, как узнать вода прибывает или убывает? По волнам - если они с гребешками - значит море наполняется.
Очень долго идти, очень мелко. Пока зайдешь по пояс - тебя уже с берега не видно.
В выходные дни здесь очень много отдыхающих. Правда, лето очень короткое. Осенью в шторм ветер может поднимать волны до 6 метров в высоту.
Тут мы прошлись по воинскому мемориальному комплексу.
Памятник погибшему "Курску". Его воздвигли на 40-й день после смертоносной аварии - 12 августа 2000 года. Многие из ребят родом из Архангелька, их ждала дома семья, родители или невесты. История трагедии до сих пор находится под грифом " секретно".
Великий человек Сергей Павлович Королев 3 года жил и трудился в Северодвинске. Но местные даже не догадывались об этом. В зарплатной ведомости он значился как "конструктор номер один". Они узнали кто это был, лишь увидев фотографию в некрологе. И были очень удивлены и шокированы.
Конструктор отличался тем, что никогда не улыбался. Его спрашивали, в чем причина хмурости. И слышали ответ: "Если бы вашу жизнь сделали такой же несправедливой, вы бы тоже разучились улыбаться".
Свой первый вечер в Архангельске мы закончили ужином в ресторане отеля "Пур-Наволок". В целом - неплохо. Но второй раз был я туда не пошла. Не хватило атмосферности блюдам и интерьеру. Зато я попробовала новое блюдо - оленину в брусничном соусе. Вкусно!
И виды неплохие со смотровой площадки! А завтра снова в путь-дорогу - знакомиться с местом рождения Михаила Ломоносова. Так что до скорых встреч! Всем прочитавшим - мира и добра! 😍