Найти в Дзене
Ильяс Невретдинов

Зачем нужны аранжировки? Музыкальные факты; выпуск №5

#музыкальные_факты #ильяс_невретдинов Давайте представим такую ситуацию: вы — профессиональный музыкант, который хочет исполнить понравившееся сочинение, но только вот написано оно для другого инструмента, а не для того, которым вы владеете. Что же делать... играть только ту музыку, которая не по душе? К тому же, стоит вспомнить, что многие привычные нам сегодня инструменты не были популярны или даже пока изобретены в периоды тех или иных эпох. Так, например, в Германии, когда там жил и работал великий И.С. Бах, ещё не был распространëн (в современном понимании) кларнет, из-за чего гениальный композитор так и не написал произведений для этого инструмента. Но используя фантазию, вполне логично предположить, что, если бы Бах жил лет на 100 позже, то, скорее всего, он создал бы не одно произведение для кларнета. Могу аргументировать такую версию тем, что композитор неоднократно стремился найти духовым инструментам лучшее применение, делая с ними эксперименты (см. Бранденбургские концерты
Оглавление

#музыкальные_факты

#ильяс_невретдинов

Суть проблематики

Давайте представим такую ситуацию: вы — профессиональный музыкант, который хочет исполнить понравившееся сочинение, но только вот написано оно для другого инструмента, а не для того, которым вы владеете. Что же делать... играть только ту музыку, которая не по душе? К тому же, стоит вспомнить, что многие привычные нам сегодня инструменты не были популярны или даже пока изобретены в периоды тех или иных эпох. Так, например, в Германии, когда там жил и работал великий И.С. Бах, ещё не был распространëн (в современном понимании) кларнет, из-за чего гениальный композитор так и не написал произведений для этого инструмента. Но используя фантазию, вполне логично предположить, что, если бы Бах жил лет на 100 позже, то, скорее всего, он создал бы не одно произведение для кларнета. Могу аргументировать такую версию тем, что композитор неоднократно стремился найти духовым инструментам лучшее применение, делая с ними эксперименты (см. Бранденбургские концерты №1; 2; 4; 5, а также некоторые кантаты, напр., BWV 20; 51 и др.)

Что такое «аранжировки»? Для чего они?

Есть ли какое-то решение у всех упомянутых выше проблем?.. Разумеется — создание аранжировок (транскрипций; переложений). Аранжировки представляют собой некую обработку, адаптацию того или иного произведения под какие-либо условия, требования: под особенности возможностей исполнителя, для игры другим инструментальным составом и т.п. К примеру, знаменитое «Размышление» из оперы «Таис» французского композитора Ж. Массне исполнили уже, наверное, практически на всех инструментах, которые входят в состав симфонического оркестра. Таким образом, исполнителю, чтобы быть обладателем обширного репертуара, не обязательно нужно уметь играть сразу на множестве инструментов, то есть быть «сверхмультиинструменталистом» (ведь физически это нереально). Достаточно просто провести несколько вечеров за нотной тетрадью. Конечно, чтобы создать хорошую аранжировку, необходимо иметь должный набор знаний и умений (теория музыки), а для этого как раз мы все, музыканты, должны постоянно совершенствовать себя. То есть для создания аранжировки, если вы сами хорошо обучены, не обязательно привлекать посторонних лиц к проекту. Перед вами открыта музыка всего человечества! К примеру, в эпоху барокко труба была очень востребованным и популярным инструментом, но композиторы писали для неё не так уж и много, если мы будем сравнивать с тем же скрипичным репертуаром. Из-за чего так получилось? А дело в том, что труба тогда была натуральной, а не хроматической (как сегодня).

Натуральная (барочная) труба
Натуральная (барочная) труба
Современная хроматическая труба
Современная хроматическая труба

Эта проблема сильно усложняла работу композиторам, поэтому сочиняли для данного инструмента лишь самые отважные. Но сейчас, когда трубе и еë разновидностям (флюгельгорн, труба пикколо и т.д.) покорился весь хроматический звукоряд, возможности увеличелись в разы. Исполняя на трубе пикколо музыку, написанную изначально для скрипки, А. Вивальди (🌹желающим могу предложить послушать🙂) я получаю настоящее наслаждение от прикосновения к достоянию планетарного масштаба!Кстати, даже сам И.С. Бах сделал много аранжировок для клавира и органа итальянских композиторов-современников.

Есть ли у аранжировок минусы?

Безусловно, что всë не может быть настолько гладко... Существуют мнения, мол, аранжировки нарушают права композиторов и являются нововведением исполнителей. Лично я считаю такой взгляд немного абсурдным. Хотя здесь и есть определëнная логика, нужно понимать, что музыка — это не наука, где царят чëткие и неоспоримые законы. Музыка, как утверждал И.С. Бах, должна трогать сердца. Если мы делаем что-то прекрасное, нарушая при этом те или иные правила, тогда зачем они нам вообще нужны? Давайте вернëмся к упомянутому ранее кларнету! Если мы запретим аранжировки, тогда ведь кларнетисты вообще никогда не смогут поработать с текстом величайшего композитора всех времён и народов И.С. Баха!..

Какой мы сделаем вывод?

Аранжировки играют огромную роль как в композиции, так и в исполнительстве. Они помогают какому-либо произведению показать себя в новых красках, а музыканту — продемонстрировать публике

А что думаете об аранжировках вы?

Подпишитесь на новые видео, статьи, аудиозаписи и анонсы концертов:

ВКонтакте — https://vk.com/ilyas_trumpet

YouTube — https://youtube.com/@Ilyas_Trumpet?feature=shared

Яндекс Дзен — https://dzen.ru/ilyas_trumpet

RUTUBE — https://rutube.ru/channel/26485909

Telegram — https://t.me/Ilyas_Trumpet