Найти в Дзене
Авраменко Елена

Из педагогической практики

Фото взято из открытых источников.
Фото взято из открытых источников.

Комментарий к статье:

"С сентября этого года в школы возвращаются советские стандарты образования. К чему это приведёт."

В самом начале педагогической деятельности после окончания университета в Москве я вышла на работу в самую обычную среднюю общеобразовательную московскую школу. Нас было четыре учителя - словесника. Я хорошо помню те требования, которые выдвинула директор на первом педсовете. То, что касается экспериментального материала в базовой учебной программе. Базовая программа для самой обычной, самой простой общеобразовательной школы по моему предмету, это учебник Баранова М. Т., Ладыженской Т. А. - русский язык; Коровина В. Я. - литература. Эти учебные линии пришли к нам ещё из советской школы. Они отработаны и полностью проверены. В переработанном и отредактированном виде присутствуют они в школах и до сих пор. Мы с вами, уважаемые читатели, тоже учились именно по ним. Убрали только, по сути, ярко направленную на идеологическую борьбу рабочего класса - пролетариата с помещиками и на осуждение господ трактовку литературных произведений у Веры Яновны Коровиной ( что в советское время было обязательным наполнением идеологической пропаганды).

А ещё в советское время была учебная линия по русскому языку Павла Александровича Леканта: учебник под его редакцией (может, кто помнит жёлтую обложку). Я как раз слушала его курс лекций, когда училась в университете на 4-м и 5-м курсе, именно он преподавал у нас синтаксис. Сейчас его уже нет в живых. Прекрасный педагог, профессор, доктор филологических наук. Хотя его научная линия в виде учебника для школы была менее распространена, чем учебник М. Т. Баранова.

И на первом моём педсовете директор подняла вопрос об обязательном (крайне желательном) для школы участии в экспериментальных программах.

Мне, как и остальным моим коллегам (хотя может они уже были более осведомлены к этому времени, я ведь только пришла тогда) не было ни пояснено содержание, цели и задачи этих экспериментальных программ, ни кто является заказчиком изменения образовательного процесса, ни то, на каких детей рассчитаны эти новшества. Было сказано только одно: за внедрение экспериментальных программ школа получает доплату, а значит это должно будет отразиться на уровне нашей зарплаты. То есть, при использовании их зарплата (забавная по сумме, особенно у меня, без опыта работы и стажа,тогда ещё были разряды: мой был 8-ой) станет чуть выше. И, соответственно, при неиспользовании (такого по идее и не предполагалось в принципе) - ниже, причём без всяких "чуть". Речь шла ТОЛЬКО про деньги! Только!

Ни о помощи в обучении инклюзивным и аутентичным детям, детям, ни об адаптивных материалах для отстающих или ослабленных учеников, ни даже о дифференцировке по классам и возрастам речи не шло. Для каких предметов тоже было не пояснено. Видимо, касалось всех. И до моего прихода школа в этом уже участвовала.

Вот я сидела потом и думала.

То есть это нигде не проверенная, никем не отработанная никогда и ни на ком, не сертифицированная, не адаптированная для конкретного возраста учебная (?) информация неизвестно по чьей указке отобранная и поступившая к внедрению в программу общего школьного образования, которую наше руководство потребовало отработать на детях школы. Просто за доплату. За деньги.

Вот так и может получиться: директор сказал - учителя сделали. Вы к чему нас призываете иначе, уважаемые родители, из тех, кто захочет возразить нашему директору? К неподчинению руководству? К анархии в образовании?

А если что пошло НЕ ТАК?

Есть другая сторона.

Извините, дорогие дети и их родители. Программа-то была экспериментальная, не всё же у всех всегда получается с первого раза, мы задачу выполнили, пока вы были на своей работе. А не нравится, есть частные платные НОУ и домашнее обучение для желающих.

Проработала я в этой школе только первый год, не хватало там даже самых обычных наглядных материалов и пособий. Тогда ещё, я помню, существовала в платёжке графа "на методическую литературу", по которой учителю - словеснику выплачивались ровно 100 рублей. В месяц. Добавила к ним, если сложить все месяцы в году (с учётом отпуска пусть 1200р.) ещё 2300р. и купила таблицы Елены Георгиевны Чендуллаевой по русскому языку. Можете сейчас найти оригинал того издания в Ленинской библиотеке на Александровском саду в Москве. Вот уж что действительно в дальнейшей работе пригодились.

Вывод: я полностью поддерживаю введение единого образовательного стандарта в системе общего начального и среднего образования!

Что же касается тех неординарных методик и замечательных разработок, новых учебных линий которые есть (даже ещё в 2008 году на выставке в московском Манеже я насчитала 8 учебных линий по уже изданным тогда учебникам), но в реальности предполагают индивидуальный подход к ребёнку, то они больше подходят для частных школ и гимназии, а не к общей ПОТОКОВОЙ системе образования. По разным причинам. Эта тема для нескольких отдельных статей. Если будет интересно, опишу подробнее.

Директор же той школы, отнюдь не вредная и не злая женщина (специально не пишу номер и местоположение этого образовательного учреждения), когда заходила в мой кабинет во время урока и видела мою попытку заняться с конкретным учеником, напоминала мне в обязательном порядке:

"У нас НЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ! Елена Александровна." Так она мне и запомнилась этой фразой. И как она акцентировала в речи, "раскатывала" слово "индивидуальное". Правда, как - то зайдя на урок литературы перед каникулами, увидев, что я даю детям задание прочитать " Повесть о настоящем человеке", написанную Борисом Полевым по биографическому факту, об Алексее Маресьеве, безногом герое-лётчике( в повести изменена одна буква в фамилии этого человека), очень старалась донести до детей, почему всем надо прочесть обязательно эту книгу и очень переживала.

Не думайте, господа, что учителю всё равно, что преподавать и какую новую "экспериментальную" программу внедрить, лишь бы деньги платили, хоть какие-то, но стабильно. Поэтому и нужен такой подход в образовании, единая система обучения. Ну не должен каждый учитель в отдельности сражаться с администрацией за каждое такое новшество или против него. Должна быть чётко отлаженная, как часовой механизм, хорошо работающая прозрачная и понятная большинству система внутри школьной образовательной среды.

Спасибо всем, кто дочитал. А у вас какой опыт в плане экспериментов в системе общего образования, фактический? Хотелось бы знать.