С этого момента Куприн для меня автор не «Гранатового браслета», а именно «Ямы».
Долгое время Александр Куприн был для меня писателем невидимкой, с «Гранатовым браслетом» не сложилось, и я просто о нем не думала, не интересовалась биографией, не пыталась читать. Год назад начала подмечать для себя отзывы на «Яму», о которой раньше ничего не слышала, еще и тема интересная, несвойственная русским классикам: Публичные дома. Добавила книгу в свой список на прочтение, целый год отодвигала этот момент. А тут прям захотелось отодвинуть все книги на потом, и приступить именно к этой.
Все начинается с описаний быта публичных домов, того, как в них все было устроено в конце 19, начале 20 века, кто заправлял такими заведениями, какие были правила общения с клиентами, как, и чем жили женщины, которые были вынуждены работать в таких условиях. Сразу натолкнулась на мысль о том, откуда Куприн черпал информацию, сам был постояльцем таких заведений или имел знакомства с людьми из этой сферы?... Оказалось, что автор хотел осветить проблему низших слоев населения, составляющую того, почему женщины выбирают профессию проститутки, как с этим живут, и почему не бросают свое ремесло. Автор собирал и изучал информацию на протяжении 6 лет в 1890 годах, чтобы издать книгу. После издания книги на нее был наложен арест, потому что книга показалась читателям и критикам пошлой. Мда, так современники и не поняли, что же хотел сказать автор. Зато прекрасно поняли мы в свое время!
Куприн стал первым русским, а возможно и мировым (честно, не интересовалась) классиком, который не постеснялся темы, изображал действительность физиологично, со всеми ее запахами, неидеальными телами, душевными пороками. В книге неоднократно герои становятся в щекотливое положение, например, мужчины сидя в публичном доме рассуждают о грехопадении, не понимая, что сама ситуация абсурдна.
Данная книга уникальна тем, что читатель может понаблюдать за ситуацией с разных сторон. Интересно, каково быть проституткой? Пожалуйста, вот вам чувства, мысли, принципы. Хотите узнать, каково быть «благородным» мужчиной, который пытается спасти падшую женщину, но при этом только потворствует греху? Да на здоровье, здесь этого предостаточно.
Герои живые, самые обычные люди, со своими слабостями и чувствами. От этого очень легко их понять, осудить, пожалеть.
Конечно, хотелось бы сказать о красоте языка, несмотря на такую некрасивую тему. Все таки это русская классика, здесь есть осенние листья, которые бордовые, как забродившее вино, и много других метафор и олицетворений. Ниже приведу одну цитату, чтобы показать, насколько красив слог, которым автор умудряется писать низости.
Видишь ли, – заговорил он медленно, с расстановками, точно в первый раз
вслушиваясь в свои мысли и взвешивая их. – Видишь ли, меня притягивает и
интересует в этой жизни ее... как бы это выразиться?.. ее страшная,
обнаженная правда. Понимаешь ли, с нее как будто бы сдернуты все
условные покровы. Нет ни лжи, ни лицемерия, ни ханжества, нет никаких
сделок ни с общественным мнением, ни с навязчивым авторитетом предков,
ни с своей совестью. Никаких иллюзий, никаких прикрас! Вот она – я!
Публичная женщина, общественный сосуд, клоака для стока избытка
городской похоти. Иди ко мне любой, кто хочет, – ты не встретишь отказа,
в этом моя служба. Но за секунду этого сладострастия впопыхах – ты
заплатишь деньгами, отвращением, болезнью и позором. И все. Нет ни
одной стороны человеческой жизни, где бы основная, главная правда сияла с такой чудовищной, безобразной голой яркостью, без всякой тени
человеческого лганья и самообеления.
Это произведение точно не из разряда легкого чтения. Книга давит морально, а в некоторых моментах давит тяжестью мысли и слога. Моменты с рассуждениями о жизни читаются довольно непросто, но пропустить или прочитать поверхностно их нельзя, сразу теряется смысл.
Я не могу сказать, что эта книга не для всех, скорее наоборот, прочитать я бы посоветовала каждому, кто не боится пошлости и низости жизни. Но вот понравиться книга может не любому.