Внимание к деталям является неотъемлемой частью любой хорошей истории. Всегда ведь приятно, когда автор грамотно развешивает чеховские ружья, оставляет намёки и прилагает все усилия, чтобы даже самый неожиданный сюжетный поворот в итоге казался нам обоснованным и логичным.
Такой подход не только вызывает уважение, но и идёт на пользу произведению, делая его повторный просмотр не менее интересным, чем первый, ведь в глазах уже знающего важные сюжетные повороты зрителя, многие сцены и слова персонажей нередко обретают совершенно иной смысл, а незначительные, казалось бы, детали оказываются куда важнее, чем мы могли предположить.
Многие фильмы, особенно те, что выстроены вокруг одного финального "Вот это поворота", переворачивающего всю историю с ног на голову, обожают играться с намёками и ожиданиями зрителей. О 10 наиболее ярких примерах подобного я и хочу сегодня вам рассказать. Приятного просмотра!
P.S. В тексте присутствуют спойлеры!
№10. "Звездные войны"
Классический пример сцены, восприятие которой очень сильно меняет повторный просмотр, подарил нам пятый эпизод "Звездных войн" - "Империя наносит ответный удар". В первый раз тот самый поцелуй Люка и Леи выглядит как безобидная шутка и очевидная попытка принцессы немного поддразнить своего возлюбленного Хана Соло. Дружеский поцелуй. Ничего более.
Однако, для тех, кто решил пересмотреть фильм, сцена становится ещё более неловкой, чем задумывалось, ведь в шестом эпизоде выяснилось, что Лея - родная сестра Люка, с которой его разлучили при рождении. Мда, дело семейное, как говорится. Хорошо хоть они дальше не зашли, а то получились бы уже не "Звездные войны", а какая-то "Игра престолов" в космосе.
И да, несмотря на то, что в начале статьи я распинался про внимание к деталям и заигрывание со зрительскими ожиданиями, у нас тут скорее обратный случай. Вряд ли Джордж Лукас изначально планировал сделать Люка и Лею родственниками. Предположу, что эта идея возникла у него только во время производства шестого эпизода. Так что поцелуй, который задумывался безобидным, внезапно для всех приобрел дополнительный подтекст.
№9. "Шестое чувство"
А вот фильм "Шестое чувство" про мальчика Коула, который "видит мертвецов", и психолога Кроу (в исполнении Брюса Уиллиса), пытающегося ему помочь, полностью вписывается в нашу концепцию. Его финальный поворот меняет восприятие не просто какой-то отдельной сцены, а сразу всей ленты, ведь выясняется, что герой Уиллиса всё это время сам был привидением, мертвецом, которого видел только ребенок.
И создатели полностью продумали эту деталь, что ясно видно на примере того, как с персонажем взаимодействуют другие действующие лица - они его полностью игнорируют. И хотя во время первого просмотра это не особо бросается в глаза, пересматривая фильм, вы не сможете выбросить из головы информацию о том, что герой уже мертв.
Особенно иронично в этом контексте смотрится самая известная сцена фильма. Та, в которой мальчик признается психологу, что видит мертвых людей, которые сами не осознают, что умерли. Он говорит это, глядя в глаза человеку, которого уже давно нет среди живых.
№8. "Гарри Поттер и Философский камень"
Детективная линия является одной из основных в первом фильме про Гарри Поттера. И как в любом хорошем детективе, преступником в конце должен был оказаться не самый подозрительный, а, напротив, самый безобидный и непримечательный персонаж, на которого никто бы точно не подумал.
Собственно, так оно и получилось. Хотя герои полфильма подозревали Северуса Снейпа, чей образ просто кричит о том, что перед нами хитрый злодей, виновником всех без в итоге оказался бедный, вечно заикающийся и вздрагивающий от любого шороха профессор Квиррелл.
Но самое интересное, что в фильме были намеки на этот поворот. И они отчетливо бросаются в глаза при повторном просмотре. Итак, записывайте. Первая встреча с Гарри, во время которой он отказался пожать мальчику руку. Шрам Поттера, заболевший ровно в тот момент, когда Квиррелл повернулся к нему спиной. Ночной разговор Квиррелла со Снейпом. А также, разумеется, инцидент на матче по квиддичу.
Пусть герои поголовно решили, что это Снейп заговаривал метлу Гарри, в фильме можно заметить, что на самом деле этим, сидя в сторонке, занимался Квиррелл. И метла пришла в норму вовсе не из-за того, что Гермиона подожгла мантию Северуса и отвлекла его от колдовства, как изначально казалось, а потому что Квиррелла в этот момент толкнули запаниковавшие волшебники и тот потерял концентрацию.
№7. "Атака титанов"
В "Атаке титанов" очень много сцен, восприятие которых меняется после просмотра всего аниме. Это чуть ли не эталонный пример подобного подхода. Однако, в этой статья я хочу отдельно отметить лишь первый разговор Эрена с Райнером и Бертольдом, во время которого можно заметить массу ненавязчивых намеков на истинную сущность друзей, настолько аккуратно вплетенных в повествование, что подлинный смысл слов персонажей можно понять только во время повторного просмотра.
Это и рассказ о нападении титанов, который Бертольд позаимствовал у одного из беженцев, и упоминание таинственных "них", на которых оказались совсем не похожи Армин и Эрен (вместо адских отродий, которых рисовала марлийская пропаганда, засланцы встретили на острове самых обычных людей), и акцент на понятии "воин", выдающий в Райнере и Бертольде пришельцев из внешнего мира, а также фамилии Эрена, которая абсолютно точно знакома Райнеру, что станет очевидно гораздо позже.
№6. "Игры разума"
Фильм о знаменитом математике Джоне Нэше примечателен тем, что зритель до последнего не уверен в реальности происходящего, ведь главный герой страдает от постоянных зрительных и слуховых галлюцинаций, из-за чего даже целые сюжетные линии по итогу могут оказаться лишь плодом его воображения. Но самое интересное - это, конечно же, персонажи фильма, далеко не все из которых являются настоящими людьми. И понять, кто именно из них галлюцинация получается далеко не сразу, что делает повторный просмотр игрой по поиску намеков и предпосылок, оставленных создателями.
№5. "Гравити Фолз"
В 3 серии 1 сезона "Гравити Фолз" Мэйбл создает восковую фигуру дяди Стэна. И реакция настоящего Стэна на неё - это одна большая шутка, растянутая на целый эпизод, которая во время первого просмотра работает вполне предсказуемо. Весь происходящий фарс воспринимается как острый приступ нарциссизма от Стэна, который проводит кучу времени с собственным двойником, скорбит, когда того обезглавливают, а затем устраивает пышные похороны большому куску воска.
Однако, повторный просмотр заставляет пересмотреть свое мнение об эпизоде, ведь ты начинаешь понимать, что Стэн, скорее всего, видел в фигуре вовсе не самого себя, а давно потерянного брата Форда. Судите сами, он подпрыгивает от неожиданности, когда впервые за очень долгое время видит перед собой это лицо, не расстается с фигурой ни днем, ни ночью, а когда воскового Стэна "убили", его крик был преисполнен искреннего ужаса и скорби.
Довольно скупой Стэн даже не пожалел денег на то, чтобы похоронить фигуру "по-человечески". При том, что никакой выгоды от этого он не получил. Мероприятие было закрытым. Только для самых близких, что уже указывает на серьезность намерений Стэна. Будто бы он искренне хотел попрощаться с братом, которого снова потерял. И это отличный пример того, как повторный просмотр может превратить комедию чуть ли не в драму.
№4. "Люди в черном 3"
То самое можно сказать про момент из фильма "Люди в черном 3". Сцена смерти полковника Эдвардса и внезапно открывшаяся правда о его тесной связи с Джеем меняет восприятие не только сюжета этой части, но и всей франшизы, включая знакомство Джея с Кеем, его вступление в организацию и последующее взаимодействие напарников.
№3. "Меланхолия Харухи Судзумии"
Знакомство Кёна, главного героя аниме "Меланхолия Харухи Судзумии", с молчаливой девушкой Юки Нагато также воспринимается совершенно иначе после просмотра всего сериала, ведь на самом деле для неё это далеко не первая их встреча (скажем спасибо путешествиям во времени).
И более того, дома у Юки, в комнате, в которую ни в коем случае нельзя заглядывать, уже несколько лет лежит в стазисе сам Кён и его подруга Микуру, прибывшие из будущего и не сумевшие самостоятельно вернуться назад. Их Нагато пробудит, когда Кён из настоящего решит отправиться в прошлое.
№2. "Мир дикого запада"
Сериал "Мир дикого запада", в частности, его первый сезон, славится своей запутанностью, нелинейной подачей истории и неожиданными поворотами внутри неожиданных поворотов. И в общем-то, это неудивительно, ведь к его созданию приложил руку Джонатан Нолан, брат Кристофера Нолана, а также автор сценария таких фильмов как "Мементо", "Престиж" и "Интерстеллар".
Чтобы осознать всё то, что на самом деле происходило на экране, понадобится далеко не один просмотр. Несмотря на щедро разбросанные намеки, с первого раза мало кто способен узреть всю картину. И отдельно хотелось бы отметить небольшое приключение Уильяма и Долорес, которое не только оказывает колоссальное влияние на основной сюжет, но и воспринимается совершенно иначе при повторном просмотре.
№1. "Бойцовский клуб"
Ну, и разумеется, самый известный пример фильма, восприятие которого меняет повторный просмотр - это "Бойцовский клуб". Осознание того, что Рассказчик и Тайлер Дерден всё это время были одним и тем же человеком полностью преображает ленту и придает новый смысл различным деталям фильма, в котором с самого начала было множество незаметных для простого зрителя намеков на этот сюжетный поворот.
Спасибо, что дочитали до этого момента! Надеюсь, это означает, что вам было интересно, а если так, то не забывайте ставить лайки, делиться своим мнением в комментариях, а также подписываться на канал и группу ВКонтакте, чтобы не пропустить другие интересные статьи.