Найти в Дзене
Hand-Mader

Автокредиты по 13%: почему банки сбросили ставку и кто теперь может купить новую машину без переплаты

Оглавление

Рынок автокредитования в России вновь переживает заметное оживление. Согласно свежим данным Объединённого кредитного бюро, средневзвешенная ставка по кредитам на покупку новых автомобилей в июне 2025 года опустилась до 13,6% годовых.

Фото заимствовано - https://journal.ab-club.ru/news/rossiyane-prodolzhayut-brat-kredity-na-pokupku-dorogih-i-poderzhannih-avtomobilej/
Фото заимствовано - https://journal.ab-club.ru/news/rossiyane-prodolzhayut-brat-kredity-na-pokupku-dorogih-i-poderzhannih-avtomobilej/

Это минимальное значение за последние два года — с момента начала жёсткой монетарной политики, вызванной волатильностью ключевой ставки Центробанка и турбулентностью на финансовых рынках. В отличие от ставок на кредиты на покупку подержанных машин, которые стабильно держатся на высоком уровне (28,2% годовых), условия финансирования новых автомобилей ощутимо улучшились. Особенно ярко это проявилось благодаря программам субсидирования, возвратившимся на рынок в обновлённом виде.

Нынешняя ставка близка к докризисным значениям, что не может не повлиять на спрос. Более 71% автокредитов в июне были выданы именно на новые машины — рекордная доля с февраля 2022 года. Это означает, что интерес потребителей смещается в сторону свежих моделей, поддерживаемых государством и автопроизводителями через льготные механизмы финансирования. На фоне высокой инфляции и общего роста стоимости жизни столь низкая ставка воспринимается как окно возможностей, особенно для тех, кто откладывал покупку из-за прежних условий.

Что на самом деле означает ставка 13,6%: экономия или иллюзия доступности

На первый взгляд, ставка 13,6% годовых — это очевидный плюс для потенциального покупателя, ведь ещё в начале 2024 года средние условия кредитования превышали 17–18%, а по многим программам доходили до 20% и выше. Но чтобы понять, насколько нынешнее снижение делает покупку автомобиля действительно более доступной, нужно рассмотреть ключевой фактор — конечную стоимость кредита в деньгах. К примеру, если в 2024 году покупка машины стоимостью 2,5 млн рублей при взносе 30% и сроке на 4 года влекла переплату в пределах 900–950 тысяч рублей, то при текущей ставке переплата снижается до 650–700 тысяч. Это уже весомая разница, особенно при сохранении тех же условий по первоначальному взносу и сроку.

Немного отвлекусь от темы, в этот раз обращаюсь к женской части аудитории. Есть один новый канал, которому нужна поддержка. Ведёт его молодая девушка - мама двухлетнего малыша, которая пишет по делу о многих интересных моментах. Если есть возможность, поддержите ее канал просмотром и подпиской, ей будет приятно.
Женский Дзен | Дзен

Важно понимать, что цифра 13,6% — это средняя ставка по выданным кредитам. Она не всегда отображает условия, которые доступны всем заёмщикам. Получить такую ставку можно, как правило, при соблюдении нескольких условий: покупка автомобиля у официального дилера, участие в программе льготного кредитования, первоначальный взнос не менее 20% от стоимости машины, положительная кредитная история. Иначе банки могут назначать ставку индивидуально, исходя из оценки платёжеспособности клиента, и она может оказаться заметно выше.

Фото заимствовано - https://spb.vedomosti.ru/economics/articles/2024/11/08/1073731-v-peterburge-v-oktyabre-zamedlilis-prodazhi-novih-mashin
Фото заимствовано - https://spb.vedomosti.ru/economics/articles/2024/11/08/1073731-v-peterburge-v-oktyabre-zamedlilis-prodazhi-novih-mashin

Нельзя забывать и о дополнительных комиссиях, страховых продуктах (КАСКО), которые банк может включить в обязательный пакет, тем самым увеличивая эффективную ставку. Поэтому экономия, безусловно, есть, но она всё же обусловлена выполнением ряда условий, и воспользоваться всеми преимуществами смогут не все категории граждан.

Почему именно новые автомобили стали «дешевле» в кредит, а не подержанные

Резкое расхождение в ставках на новые и подержанные автомобили в 2025 году объясняется сразу несколькими факторами. Прежде всего, на новые машины распространяется действие государственной программы льготного автокредитования, которую в этом году существенно модернизировали. Согласно условиям, заёмщик может получить скидку на процентную ставку до 10 пунктов при соблюдении ряда требований — покупка первой машины, семья с детьми, работники государственных организаций и предприятий оборонного сектора. Именно такие льготы, возмещаемые государством, и снижают нагрузку на заёмщика, в то время как банки получают свои проценты в полном объёме.

Кроме того, автопроизводители и дистрибьюторы активно продвигают собственные программы финансирования — так называемые субсидированные кредиты от бренда. В таких случаях они частично компенсируют банку выпадающие доходы или дают скидку на автомобиль при оформлении кредита. Эти программы чаще всего действуют на ограниченный список моделей, но позволяют клиенту получить ставку вплоть до 0,1–3,5% годовых при соблюдении дополнительных условий: КАСКО, первоначальный взнос, использование услуг партнёрского банка. Это стимулирует спрос именно на новые автомобили, особенно в условиях, когда спрос на вторичный рынок начинает насыщаться.

Фото заимствовано - https://ortcom.kz/en/novosti/1653197522
Фото заимствовано - https://ortcom.kz/en/novosti/1653197522

Что касается подержанных автомобилей, то они практически не попадают под программы субсидирования. Кроме того, банки оценивают риски при кредитовании подержанного транспорта выше из-за возраста машины, вероятности технических неисправностей, сложности последующей реализации в случае дефолта заёмщика. Всё это приводит к высоким ставкам — в среднем 28,2% годовых — и ограниченному интересу к такому финансированию.

Как отразится снижение ставок на структуре авторынка и доступности автомобилей для населения

Снижение ставок на автокредиты может стать значимым фактором роста продаж новых автомобилей. Уже в июне 2025 года отмечен рекордный с начала 2022 года показатель: 71,5% всех автокредитов приходится на новые машины. Эта тенденция может усилиться, если ставка удержится или продолжит снижаться, особенно на фоне стабилизации ключевой ставки Центрального банка, которая сейчас составляет 10,5%.

Увеличение доли новых автомобилей в кредитных портфелях банков позитивно сказывается на всей отрасли. Во-первых, оживляется производство и сбыт, поскольку производители получают оборотные средства через дилеров. Во-вторых, стимулируется легализация оборота — в случае с новыми машинами сделки полностью прозрачны, включая налоговую и страховую составляющие. В-третьих, происходит технологическое обновление автопарка: на дороги выходят более современные, безопасные и экологичные машины, что в долгосрочной перспективе снижает нагрузку на инфраструктуру и медицину.

Однако есть и обратная сторона. Резкий рост спроса на кредиты может привести к увеличению кредитной нагрузки населения. Даже при ставке в 13,6% годовых месячный платёж по авто стоимостью 2,5 млн рублей может составлять 40–45 тысяч рублей в течение 4–5 лет. Это серьёзная финансовая нагрузка для семьи со средним уровнем дохода. Поэтому существует риск, что часть заёмщиков, привлекаемых «низкими» ставками, в перспективе могут столкнуться с трудностями при обслуживании долга.

Фото заимствовано - https://auto.wprost.pl/aktualnosci/10993042/dobra-wiadomosc-dla-firm-zasady-odliczania-vat-od-aut-sluzbowych-nie-zmienia-sie.html
Фото заимствовано - https://auto.wprost.pl/aktualnosci/10993042/dobra-wiadomosc-dla-firm-zasady-odliczania-vat-od-aut-sluzbowych-nie-zmienia-sie.html

Особенно если на фоне новых экономических вызовов изменится ситуация на рынке труда или начнётся новый виток инфляции.

Какие автомобили сейчас проще всего купить в кредит с низкой ставкой

Преимущество получают те модели, которые участвуют в программах господдержки или субсидируются самими автопроизводителями. В первую очередь это машины отечественного и китайского производства. На конец июля 2025 года в перечень моделей, доступных по льготной ставке, входят:

— LADA Vesta NG, Granta, Niva Travel

— Haval Jolion, F7, M6

— Chery Tiggo 4, 7 Pro, Arrizo

— Geely Coolray, Emgrand

— Москвич 3

— Evolute i-Joy и i-Pro (электромобили, включённые в отдельную программу поддержки)

Некоторые модели Hyundai и Kia, произведённые на территории ЕАЭС, также могут участвовать в акциях банков-партнёров. Оформить автокредит на них можно в крупных банках с государственной долей — таких как ВТБ, Сбербанк, Газпромбанк, Россельхозбанк. Также активно работает рынок captive-финансирования — то есть через собственные структуры, подконтрольные автопроизводителям (например, Chery Finance, Haval Finance).

Для получения ставки от 3 до 13% годовых покупателю, как правило, нужно:

— предоставить первоначальный взнос от 20 до 30%

— оформить полис КАСКО на весь срок кредита

— иметь положительную кредитную историю

— подтвердить доходы справкой или через систему «Госуслуги»

Некоторые программы допускают оформление без поручителей, а срок кредита может достигать 5–7 лет.

Фото заимствовано - https://www.americanexpress.com/en-us/credit-cards/credit-intel/credit-score/?eep=25330&extlink=midfunnel_creditintel_dvnative_2020-5784942_292824826_143141005
Фото заимствовано - https://www.americanexpress.com/en-us/credit-cards/credit-intel/credit-score/?eep=25330&extlink=midfunnel_creditintel_dvnative_2020-5784942_292824826_143141005

Июль 2025 года стал поворотной точкой на рынке автокредитования: ставки по новым автомобилям достигли минимума за два года, а доля выданных кредитов на новые машины превысила 70%. Это свидетельствует о том, что сочетание господдержки, брендовых программ и стабилизации макроэкономической ситуации приносит результат. Но, как и всегда, «низкая ставка» — лишь часть картины. За ней стоят конкретные требования банков, необходимость оформления сопутствующих продуктов, а также риски, связанные с долговой нагрузкой.

Тем, кто рассматривает покупку нового автомобиля в кредит, важно внимательно изучать условия, проверять общую переплату, сравнивать предложения от разных банков и не принимать решения под влиянием одной только цифры. Тем не менее, окно возможностей открыто. И если оно не закроется в ближайшие месяцы, рынок может вернуть позиции, утраченные за последние три года.

Спасибо тем, кто дочитал статью до конца.
Не забываем подписываться на канал, дальше больше интересных историй и полезных тем! 👍
Донаты приветствуются, но это конечно же по-возможности