Что обычно делают на экране всякие киллеры и маньяки? Ну, помогают простым людям, расследуют разный криминал, восстанавливают справедливость. Не полиции же всем этим заниматься в конце-то концов! А что тем временем делают стражи правопорядка? Конечно, они проворачивают коррупционные схемы, покрывают преступников или, на худой конец, ведут пространные беседы в разных кафе, пока на улицах города творится полный беспредел.
И вот смотришь на эту вакханалию, и возникает один вопрос: почему так? Откуда взялся этот популярный у режиссёров «перевёртыш»? Понятно, когда нас призывают ненавидеть копов, которые сами нарушают закон. Но почему при этом мы должны сочувствовать реальным убийцам и душегубам? И речь не идёт о каких-то маргинальных фильмах — мы говорим о классике современного кино.
«Леон» (1994): киллер с «прицепом»
Режиссёр и сценарист: Люк Бессон
Вот вам творческая задача: как изобразить убийцу, чтобы он вызывал сочувствие у зрителя. Во-первых, вынести за скобки его «рабочие будни». Помните, как в программном романе Достоевского «Преступление и наказание» автор изображает Соню Мармеладову? Да, нам сообщается, чем именно она зарабатывает себе на жизнь, но на страницах книги подробно это не расписывается. Так и в Леоне главный герой — киллер — вроде и ходит везде с оружием, но «за работой» нам его показывают редко и то урывками. Да, и жертвы все его — мерзкие типы, как нас убеждает режиссёр, одни их физиономии чего стоят.
Во-вторых, чтобы обелить Леона, режиссёр, вешает на него девочку Матильду — ещё одну версию Лолиты — к которой убийца стремительно проникается и вот уже готов жертвовать ради неё свой жизнью и безопасностью. Видимо, расчёт был на то, что в глазах публики спасение ребёнка спишет с Леона все грехи.
И, в-третьих, чтобы киллер выглядел более выгодно, в сюжет для контраста вводят совершенного отморозка — агента Нормана Стэнсфилда. И далее режиссёр предлагает нам сравнить этих двух «героев». Вот хороший киллер со стажем Леон, он ведёт здоровый образ жизни: делает по утрам зарядку и правильно питается (в основном — молоком). А ещё у него есть кодекс чести: не убивать женщин и детей. А вот враг Леона и Матильды — Стэнсфилд: он зарядку не делает, питается исключительно какими-то подозрительными пилюлями и палит по всему, что движется. А ещё он весь фильм ходит какой-то потный, взъерошенный и с безумными глазами — короче, типичный коп из Нью-Йорка.
«Молчание ягнят» (1991): два доктора
Режиссёр: Джонатан Демми
А вот тут у нас «пограничная» лента, чуть более приближенная к реальности, чем «Леон». На этот раз перед нами не киллер и ребёнок-подросток, а маньяк и юная девушка. Однако схема всё та же: некие «напарники» с тёмным прошлом (Клариса Старлинг и Ганнибал Лектер) борются с ещё большим злом — маньяком Буффало Биллом.
Пробежимся по пунктам:
1) Вынести за скобки «рабочие будни»: есть! Каннибал Лектер предстаёт перед зрителями уже сидящим в тюрьме, точнее — в изоляторе. Второстепенные герои много говорят о его преступлениях, но на экране их почти что нет, за исключением лишь финальной сцены. Кстати, способы побега Леона и Лектера очень похожи: оба притворяются раненными полицейскими и таким образом выходят из окружения.
2) Забота о слабом напарнике: есть! Подростка Лектеру не доверили, а вот молоденькую выпускницу академии ФБР — да, пожалуйста. И, как между Леоном и Матильдой, между Лектером и Кларисой тоже возникает та самая «эмоциональная связь», за которую публика, кажется, готова всё всем простить. Вот если бы и Буффало Билл такую «эмоциональную связь» с кем наладил — может, и ему всё простили. И, главное, возможность-то была — похищенная им дочка сенатора. Но он упустил свой шанс...
3) Злой представитель закона: есть! Доктор Фредерик Чилтон. Он, как и Стэнсфилд, всё время какой-то нервный, дёрганный (с такой-то работой!). Ощущение будто актёру дали задачу вызвать как можно большую неприязнь у зрителя. Чилтон, правда, настоящие преступления не совершает, но (!) этот «мерзавец» издевается над вверенными ему пациентами-маньяками, вроде Лектера. И как издевается (!): включает им громко телевизор, отбирает рисунки и т. д. А в финале сбежавший каннибал идёт мстить своему «мучителю» — вот такой вот «счастливый конец».
«Старикам тут не место» (2007): и детям тоже
Режиссёры: Джоэл Коэн и Итан Коэн
Этот фильм — своеобразный антипод «Леона». И в данном случае создатели поставили перед собой более сложную задачу: заинтересовать зрителя своим персонажем, не пытаясь его обелять или приукрашивать.
Итак, что тут у нас? Во-первых, нет явного главного героя. Эту роль делят между собой сразу три персонажа: простой работяга и ветеран Вьетнамской войны Льюэллин Мосс, шериф Эд Том Белл и киллер-маньяк Антон Чигур. И внимание зрителя постоянно смещается с одного на другого. То есть у публики тут нет чёткой инструкции: кому сопереживать, а кого ненавидеть. Во-вторых, здесь отсутствует тот самый «слабый напарник» (Матильда, Клариса), с которым «сильному напарнику» (Леон, Лектер) нужно настраивать ту самую «эмоциональную связь», дабы вызвать сочувствие у публики. А сочувствие публики тут до зарезу нужно именно Антону.
Ну, так что по пунктам?
1) Вынести за скобки «рабочие будни»: да и нет… Да, потому что в момент, когда сюжет разворачивается Антон уже вышел из-под контроля своих нанимателей и преследует уже собственные неясные цели. То есть он не на «работе», и тут бы ему повстречать на дороге заплаканную даму в беде… Но нет, он повстречал какого-то обычного проезжего и убил его, чтобы забрать машину… да уж… Получается, киллер и в «свободное время» продолжает заниматься своим любимым злым делом.
2) Забота о слабом напарнике: нет! В сюжет так и не вводят несчастного ребёнка или бедную девушку-агента, которой надо помочь с поимкой другого преступника. Поэтому и расхожей истории об искуплении тут места нет.
3) Злой представитель закона: скорее нет, чем да. Полицейские здесь не злые и продажные, а скорее — уставшие и потерявшие надежду. Шериф в годах не поспевает за развитием событий не потому, что он не хочет помогать, а потому что просто не в силах вписаться в новый, жестокий мир, на что нам и намекает название фильма. Но зато тут есть свой вариант Буффало Билла — ещё один киллер, «коллега» Антона — Карсон Уэллс. Но, в отличие от ситуации в «Молчании ягнят», Карсон не оказывается тем самым «абсолютным злом» на фоне которого даже Антон смотрелся бы ещё более-менее. Наоборот, Карсон здесь выступает «нормальным» наёмником, живущим «по понятиям». А «абсолютным злом» так и остаётся Антон.
Выводы: И что теперь?
Точного ответа нет, вся статья — лишь приглашение к размышлениям. Но если бы нужно было выбрать из этих трёх лент какого-то «победителя», то им бы стал фильм «Старикам тут не место» за более реалистичное описание преступников, без сентиментального флёра. А так, все три картины, без иронии, заслуживают очень высокой оценки. В этой небольшой подборке, конечно, много кого и чего не хватает. Например, «Убить Билла» Квентина Тарантино, где работает всё та же схема: киллер спасает ребёнка. Но, может быть, мы ещё вернёмся к этой теме. А пока…
Спасибо за внимание!
_________________________________________________
Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и обязательно пишите своё мнение в комментариях