Проблема задержки речевого развития у детей была и остается достаточно актуальной. Не только педагоги, но и родители замечают, что дети начинают достаточно поздно говорить, при этом их речь плохо сформирована. Во многом это связано с отсутствием общения со сверстниками и взрослыми. Дети чаще общаются с гаджетами, чем с родителями.
Речевые патологии могут быть как врожденными, так и приобретенными. Причины условно классифицируются на функциональные и органические. К функциональным относят нарушения соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе и нарушения, связанные с неблагоприятными воздействиями на организм ребенка (общая физическая ослабленность, незрелость, обусловленная недоношенностью или внутриутробной патологией, заболевания внутренних органов, рахит, нарушения обмена веществ). К органическим причинам относят недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения, а также различные органические нарушения периферических органов речи. Выделяют органические центральные (поражения мозга) и органические периферические причины (поражения органа слуха, расщепление нёба и другие морфологические изменения артикуляционного аппарата).
Дизартрия, задержка речевого развития, заикание, дисграфия, — это далеко не все диагнозы, которые встречаются в логопедической практике. Вирусные заболевания, внутриутробные и другие патологии, являются причиной возникновения проблем с речью в детском возрасте. У взрослых также могут быть диагностированы речевые нарушения. В большинстве случаев логопедические проблемы у взрослых развиваются после инсульта, нейроинфекции, хирургических вмешательств, черепно-мозговой или другой травмы. В некоторых ситуациях искажение или затруднение звукопроизношения у взрослых сохраняется с детства. Любые нарушения в строении или ослаблении функций артикуляционного аппарата приводят к затруднениям в формировании и развитии речи.
План лечения для каждого пациента разрабатывается индивидуально в зависимости от тяжести симптомов и характера заболевания. В условиях коррекционной работы специалисты используют различные методики, в том числе и немедикаментозные. В последнее время логопеды чаще используют метод кинезиотейпирования.
Кинезиотейпирование — это метод симптоматического лечения, профилактики и реабилитации мышц и связочного аппарата человека. Термин образован из двух слов «kinesio» (движение) и «tape» (лента). Он известен так же как «кинезиологическое тейпирование» и «кинезиотейпинг».
Метод кинезиотейпирования был разработан в 1973 году американским доктором японского происхождения Kenzo Kase (Кензо Касе). Этот метод не ограничивал свободу движения, как классические тейпы. Впервые метод был представлен на олимпиаде в Сеуле в 1988 году. После этого он завоевал не только страны Азии, но и всю Европу, где начал широко использоваться врачами различных специальностей. На территории СНГ тейпирование начало распространяться в начале 2000-х годов и набрало высокую популярность не только среди спортсменов, но и среди логопедов, косметологов и массажистов.
Основные механизмы воздействия тейпа на организм человека:
- увеличение внутритканевого пространства под тейпом, за счет натяжения тейпа,
- изменение тонуса мышц, за счет воздействия на проприо- и интерорецепторы,
- моделирование паттерна движения (повторяющееся движение), за счет векторного наложения тейпа,
- уменьшение болевого синдрома за счет уменьшения компрессии (сдавления),
- уменьшение отечного синдрома и лимфостаза, происходящего за счет процессов саморегуляции,
- ускорение заживления ран и рассасывания гематом, за счет улучшения микроциркуляции.
Тейпы – это хлопковые эластичные ленты, способные пропускать влагу и воздух. Они обладают практически той же способностью растягиваться, что и человеческая кожа. На ленты наносится акриловое термоактивное покрытие, в результате чего прогревается тот участок тканей, на который наклеивается тейп.
Тейпы накладываются на сухую, чистую и обезжиренную кожу (на месте наклеивания не должно быть ран). Через некоторое время, под действием температуры тела, тейп активизируется. Важно отметить, что это дышащий материал, т.е. кожа под тейпом не мокнет.
Количество сеансов зависит от конкретной проблемы. Тейпы наклеиваются на определенные участки кожи (шея, окологубная часть и т.д.) и остаются там на определенное время – от пары часов до 14 дней (время непрерывного ношения не должно превышать 3-5 дней, после чего нужно сделать перерыв в 2 дня). Подобное длительное воздействие позволяет усилить эффект от артикуляционной гимнастики и логопедического массажа.
Важно отметить, что тейпы не мешают движению мышц артикуляционной и мимической мускулатуры. Более того, наклеенные хлопковые ленты улучшают работу мышц речевого аппарата, помогая им делать верные движения: с нужной степенью интенсивности, в нужном направлении и т.д.
Тейп снимают медленно и осторожно, чтобы избежать раздражения или повреждения кожи. С не чувствительного участка кожи тейп удаляют, фиксируя кожу вручную, постепенно, по направлению роста волос, направление руки всегда в сторону окончания тейпа. Можно заранее намочить тейп. С более чувствительной или детской кожи тейп удаляют, протерев его детским маслом или специальным раствором для удаления тейпов.
Логопедическое тейпирование используется для коррекции следующих нарушений:
- Выраженная саливация, т.е. у ребенка наблюдается избыточное образование слюны, либо у него есть проблемы с проглатыванием слюны. Основная задача – научить ребенка автоматизированному глотанию. Если этот процесс нарушен, то малыш будет буквально истекать слюнями, потому что в день вырабатывается до 2 литров слюны, которые человек в норме глотает в течение суток. Для решения этой проблемы тейп накладывается на шею (включая проекцию подъязычной кости, с которой прикреплены мышцы, участвующие в процессе глотания). Все то время, пока будет наклеен тейп, ребенок будет сам сглатывать слюни, в результате чего происходит тренировка этих мышц.
- Использование тейпирования актуально в том случае, если ребенок не может произносить Б, П, Ф и другие губные звуки (из-за нарушения иннервации круговой мышцы рта). При этом нужно отметить, что использование этой методики целесообразно только у тех детей, у которых специалист диагностировал гипотонус данной мышцы. В этом случае происходит незначительное стягивание тейпом области вокруг губ. В результате этого происходит раздражение рецепторов круговой мышцы рта.
- У детей с неврологическими проблемами часто наблюдается приоткрытый рот, что в свою очередь сопровождается проблемами с глотанием. Вполне естественно, что это состояние сопровождается слюнотечением (когда рот открыт, просто невозможно нормально проглотить слюну). Можно постоянно напоминать ребенку, чтобы он закрыл рот (конечно, если он может сделать это самостоятельно и понимает обращенную к нему речь), но все это дает только временный эффект, поэтому по прошествии 5-10 минут рот снова будет приоткрытым. Объясняется это тем, что мышцы, которые закрывают рот, слабее мышц, которые его открывают. Безусловно, каждый раз напоминать ребенку об этом – дело бесполезное и утомительное. В этом случае поможет тейп (если он правильно наклеен), который возьмет на себя эту функцию, «напоминая» мозгу о том, что надо закрыть рот. В результате этого происходит тренировка мышц, что и позволяет решить эту проблему.
Кроме этого, применение тейпов целесообразно использовать при:
- нарушении общей и мелкой моторики;
- невритах, парезах;
- птозах;
- проблемах с произношением из-за слабого тонуса мышц щек и губ;
- при невозможности удержания артикуляционных поз при постановке и автоматизации звуков;
- при инфантильном тип глотания;
- в качестве комплексной терапии пациентов, которые перенесли инсульт.
Механизм воздействия тейпирования на речевую мускулатуру:
- эффект «лифтинга». Тейп приподнимает кожу, фасции паретичнымх мышц и этим улучшает микроциркуляцию и лимфооток в них — необходимое условие для нормального функционирования мышечных волокон.
- эффект «раздражения рецепторов». Тейп воздействует на различные рецепторы в коже и мышцах, над которыми он был наклеен, заставляя мозг обратить внимание на неработающие мышцы.
- эффект «дискомфортного натяжения». Тейп формирует непривычное расположение органов артикуляции (губ, нижней челюсти и т.д.). Это приводит к желанию подвигать ими, «вернуть» их на место и создает новый физиологичный стереотип движения.
При работе с детьми эта методика часто оказывается наиболее эффективной, что объясняется постоянным воздействием тейпа, которое не причиняет дискомфорта, поэтому ребенок не будет обращать внимание на аппликацию. Проблема звукопроизношения с помощью методик тейпирования решается в логопедии у пациентов любой возрастной категории. Кинезио тейп, как и кросс тейп, можно применять как у взрослых, так и у детей младшего возраста, которые часто страдают проблемами звукопроизношения и нуждаются в безопасной и эффективной коррекции различных дефектов речи.
Применение тейпов имеет некоторые противопоказания, такие как индивидуальная непереносимость, заболевания кожи, острые фазы заболевания.
Логопедическое тейпирование, в отличие от массажа, продолжается не один сеанс, а представляет собой процедуру с продолжительным периодом действия. Тейп тонизирует нерабочие, слабые мышцы, а также устраняет гипертонус мышц. Проводится после логопедического массажа (перед артикуляционной гимнастикой). В логопедической практике используется несколько видов тейпирования, но самым результативным является сочетание метода тейпирования с логопедическим массажем, артикуляционной гимнастикой и нейрокоррекцией. Важно отметить, что такая терапия не используется в качестве единственного способа коррекции.
Важным преимуществом данного метода является отсутствие возрастных ограничений, а также совместимость (и ускорение их эффекта) других методов коррекции.
Тейпирование не является заменой занятия или логопедического массажа. Разноцветные наклейки на коже не исправят звукопроизношение, не запустят речь. Это дополнительный способ усовершенствовать коррекционную работу логопеда.