Найти в Дзене
Записки буквоеда

​​Стюарт Тёрнтон — Последнее убийство в конце времён

Третья попытка, ставшая последним шансом После «Дьявола и тёмной воды» к новой книге внезапно прославившегося Тёрнтона подходишь с опаской. Тем более что по аннотации к предыдущему роману и стремительности выхода третьего становится ясно: творческий кризис и страх перед чистым листом никуда не делись. Как и обязательства перед издателем — похоже, достаточно жёсткие и не оставляющие времени на настоящий полёт фантазии… Что нового, когда все искусственно состарено  С первых страниц становится понятно: автор продолжает заигрывать с ретро-стилистикой. Например, он снова объявляет список действующих лиц, будто перед нами театральная пьеса. Но если в «Тёмной воде» это выглядело гротескно и чрезмерно, то здесь форма сдержаннее. Хотя до свежести и оригинальности дебютного романа всё ещё очень далеко. Постапокалипсис, зловещий туман, выращенные люди — всё это элементы давно знакомых сюжетов. Тёрнтон создаёт проработанный мир, но происходящее в нём напоминает не сюжет полноценного романа, а

Третья попытка, ставшая последним шансом

После «Дьявола и тёмной воды» к новой книге внезапно прославившегося Тёрнтона подходишь с опаской. Тем более что по аннотации к предыдущему роману и стремительности выхода третьего становится ясно: творческий кризис и страх перед чистым листом никуда не делись. Как и обязательства перед издателем — похоже, достаточно жёсткие и не оставляющие времени на настоящий полёт фантазии…

Что нового, когда все искусственно состарено 

С первых страниц становится понятно: автор продолжает заигрывать с ретро-стилистикой. Например, он снова объявляет список действующих лиц, будто перед нами театральная пьеса. Но если в «Тёмной воде» это выглядело гротескно и чрезмерно, то здесь форма сдержаннее. Хотя до свежести и оригинальности дебютного романа всё ещё очень далеко.

Постапокалипсис, зловещий туман, выращенные люди — всё это элементы давно знакомых сюжетов. Тёрнтон создаёт проработанный мир, но происходящее в нём напоминает не сюжет полноценного романа, а скорее набросок сценария старомодного компьютерного квеста, собранного из идей десятков других авторов.

Мне, например, вспомнилась концепция коммуны на острове в романе «Конец детства» Артура Кларка. А уж истории про туман встречаются в фантастике регулярно. Особенно там, где автору не хочется утруждать себя более детальной проработкой истоков угрозы. Туман он и есть туман, чтобы делать всё туманным, а значит априори загадочным…

Вердикт

«Последнее убийство» можно прочитать разве что из любопытства — видимо слишком высокой оказалась планка «Семи смертей», и дотянуться до неё Тёрнтону уже не под силу. Увы, ждать четвёртый роман уже не хочется.

Даже нейтральной оценки эта запутанная (и, увы, не с точки зрения интриги) книга не заслуживает. Да, финал трудно предсказать, но это не делает сюжет увлекательным и вовлекающим. В нагромождении детективных клише с претензией то ли на антиутопию, то ли на социальный манифест просто не хочется ничего искать.

-2
Для справки:
На написание «Семи смертей Эвелины Хардкасл» у Стюарта Тёрнтона ушло около 15 лет — автор признавался, что это была его первая попытка большого литературного проекта, и он многократно переписывал сюжет, выкидывал главы, заново выстраивал структуру и учился писать «по-настоящему». Вдохновлялся произведениями Агаты Кристи, особенно её умением создавать замкнутые пространства, запутанные расследования и строгую логику повествования.
На вторую книгу — «Дьявол и тёмная вода» — ушло 2 года, но Тёрнтон честно говорил о мучительном процессе и давлении после успеха дебюта.
На третью — «Последнее убийство в конце времён» — примерно 4 года, включая полный отказ от первого варианта романа объёмом 111 000 слов.

#современнаялитература

#детектив

#научнаяфантастика

#постапокалипсис

#антиутопия

#не_рекомендую

#книжныйобзор 

#новинки 

#чточитать