О чем статья:
Думаете открыть салон красоты, барбершоп, ногтевую студию или косметологию в партнёрстве? Обязательно прочитайте эту статью, прежде чем подписывать любые договорённости. Партнёрство, начавшееся с вдохновения и общих целей, часто заканчивается разочарованием, спорами и закрытием бизнеса!
Я знаю многие компании, которые начинались как вдохновляющие союзы, а спустя год превращались для собственников в источник стресса, конфликтов и убытков.
Почему так происходит?
Разберемся в этом с точки зрения нейробиологии и природы лидерства.
Партнёрство: сила или слабость?
Предприниматели часто стремятся найти себе «второе плечо» в бизнесе:
- кто-то хочет подстраховаться,
- кому-то страшно одному,
- кому-то просто не хватает знаний.
На первый взгляд кажется, что это логично, так как вместе проще, веселее и, вроде как, безопаснее. Но есть один нюанс!
Партнёрство в бизнесе — это не про «пополам», это прежде всего про власть и распределение ответственности. И если вы не понимаете, как это работает на уровне базовой биологии человека, то ваш бизнес может рухнуть, так и не добравшись до стабильной прибыли!
С чего начать, думая о партнерстве?
Прежде чем вступать в партнёрство, задайте себе важные вопросы:
- Вы ищете человека, на которого можно переложить часть ответственности или вы ищете партнёра, с которым сможете усилить свои сильные стороны?
- Вы хотите взять ответственность на себя или надеетесь, что партнёр закроет ваши слабые места?
Если мотивацией в партнерстве является избегание ответственности, то не стоит в него заходить. Например, если в вашей голове сидит установка «я не люблю продажи, пусть этим займётся партнёр», то скорее всего, такое партнёрство обречено на провал.
Но если вы изначально готовы полностью брать на себя ответственность за ключевые направления бизнеса (продукт, продажи, маркетинг), а партнёр усиливает вас в тех сферах, где он сильнее, например в финансах и юридических вопросах и между вами есть четкие договорённости, кто и за что отвечает, тогда партнёрство сработает.
Партнерство по законам природы.
Каждое устойчивое партнёрство строится по законам природы. В природе, если посмотреть на любую стаю - в ней всегда лидер один!
Как только оба партнёра начинают считать себя равными лидерами, неминуемо начинается конкуренция, а затем и конфликт.
Это похоже на двух львов в одной стае — им придётся делить территорию. Если в стае два льва, то рано или поздно, случится неизбежная драка.
Даже если формально партнёры имеют равные доли, всегда должен быть один человек, принимающий ключевые решения и отвечающий за самые важные процессы в бизнесе. Другой может быть тоже лидер, но он должен незримо подчиняться главному лидеру.
Если между партнерами нет четких договоренностей, то спустя какое-то время все равно выяснится — кто принимает финальные решения, кто отвечает за деньги, кто ведёт за собой команду. И если оба партнера все это время считали себя главными или они, по своей природе, оба безусловных лидера, то будет конфликт.
Поэтому к выбору партнёра нужно подходить очень осторожно. Если вы, по своей природе сильный лидер, то вам лучше избегать партнерства с человеком, который тоже безусловный лидер.
В браке, кстати, то же самое. Брак — это тоже партнёрство, просто закреплённое другими правилами. В любом партнёрстве лидер может быть только один, второй же принимает позицию чуть ниже и не конкурирует за лидерство напрямую. Если оба начнут бороться за одну роль, партнёрство неизбежно развалится. Стая не существует, если в ней два лидера.
Как правильно выстроить партнёрство в beauty-бизнесе?
I. Чётко распределите зоны ответственности.
Один человек отвечает за стратегию, продукт, маркетинг и продажи. Второй занимается финансами, операционкой, управлением.
Если два партнёра берут на себя одну и ту же зону ответственности, например, маркетинг, то ответственность размывается. Каждый ощущает, что делает больше, что его вклад важнее, а партнёр либо не дотягивает, либо делает "не так". Возникает конкуренция, напряжение, недовольство.
А вот когда зоны влияния чётко разделены, например, один отвечает за финансы, а другой за продвижение и привлечение клиентов, то бизнес работает слаженно.
Чёткое распределение ролей — основа здорового партнёрства!
II. Определите лидера.
Даже если у вас равные доли, определите, кто будет принимать финальные стратегические решения. Это снижает конфликтность.
III. Не делите ключевые функции.
Маркетинг, продажи и продукт должен контролировать один человек, иначе начнётся конфликт ответственности за результат бизнеса.
IV. Документируйте договорённости.
Письменно фиксируйте обязанности, зоны ответственности и ключевой результат каждого партнёра.
Признаки, что ваше партнёрство уже в опасности.
В вашей голове крутятся следующие мысли:
- «Я делаю больше, чем мой партнёр».
- «Я трачу больше сил, а партнер не дорабатывает».
Это означает, что у вас нарушено самое главное в партнерстве: ясность и разделение зон ответственности.
Что делать, если вы уже в партнёрстве?
I. Проверьте
- кто из вас несёт ответственность за ключевые направления в бизнесе?
- кто принимает финальные решения?
II. Пропишите зоны ответственности и ключевые показатели эффективности.
III. Признайтесь себе: есть ли у вас конфликт за власть? Если да, то у вас два пути: либо один лидер, либо расходитесь. И чем раньше — тем лучше для бизнеса!
Суть партнёрства — усиливать, а не спасать!
Если вы хотите партнёра, чтобы было «не страшно», то скорее всего, ничего не выйдет. Партнёрство работает, когда вы полностью готовы отвечать за свой бизнес, а партнёр дополняет и усиливает вашу компетенцию.
В бьюти-сфере особенно важно помнить, что ваша репутация, атмосфера в салоне и команда напрямую зависят от того, насколько чётко и прозрачно выстроены отношения между партнёрами.
Хотите вести бизнес, в котором партнёрство приносит удовольствие и прибыль, а не головную боль? Начните прямо сейчас — пересмотрите ваши роли и отношения внутри бизнеса.
Хотите больше таких полезных советов? Подписывайтесь на мой Телеграм-канал