Найти в Дзене
Спортс“

Невио Скала – первый итальянский тренер «Спартака». Поил игроков фантой, просил Кержакова вместо Кавенаги, уволили после победы

После Федуна больше не тренировал. Невио Скала казался отличным вариантом для «Спартака»: побеждал в Кубке УЕФА с «Пармой», выигрывал титулы с дортмундской «Боруссией», брал чемпионство с «Шахтером». В общем, успешный тренер, который после Украины должен был легко адаптироваться и в России. Скала проработал в «Спартаке» восемь месяцев, а за это время побывал в двух совершенно разных мирах. В одном из них он столкнулся с наследием Чернышова и бромантана, в другом – встретил начало эпохи Федуна и получил топ-игроков вроде Видича, Йиранека, Аленичева, Кавенаги. Возможно, у Скалы что-то и могло получиться, но он был приговорен. Новый гендиректор Юрий Первак – ему Федун доверил полную чистку «Спартака» – сразу сказал, что убирает итальянца, а тренером будет Александр Старков из сборной Латвии. В 2005-м «Спартак» со Старковым вернется в Лигу чемпионов, поэтому решение Первака ошибочным точно не назвать. При этом чувство вины перед Скалой все равно сохраняется – при Федуне он не получил даже
Оглавление

После Федуна больше не тренировал.

Невио Скала казался отличным вариантом для «Спартака»: побеждал в Кубке УЕФА с «Пармой», выигрывал титулы с дортмундской «Боруссией», брал чемпионство с «Шахтером». В общем, успешный тренер, который после Украины должен был легко адаптироваться и в России.

Скала проработал в «Спартаке» восемь месяцев, а за это время побывал в двух совершенно разных мирах. В одном из них он столкнулся с наследием Чернышова и бромантана, в другом – встретил начало эпохи Федуна и получил топ-игроков вроде Видича, Йиранека, Аленичева, Кавенаги.

Возможно, у Скалы что-то и могло получиться, но он был приговорен. Новый гендиректор Юрий Первак – ему Федун доверил полную чистку «Спартака» – сразу сказал, что убирает итальянца, а тренером будет Александр Старков из сборной Латвии.

В 2005-м «Спартак» со Старковым вернется в Лигу чемпионов, поэтому решение Первака ошибочным точно не назвать. При этом чувство вины перед Скалой все равно сохраняется – при Федуне он не получил даже малейшего шанса.

Глеб Чернявский вспоминает, как итальянец жил и работал в России.

От Скалы скрыли, что Титов пропустит год из-за дисквалификации. А из-за сотрудников офиса «Спартака» на Невио чуть не завели уголовное дело

Назначение Скалы – последнее большое менеджерское решение Андрея Червиченко. В декабре 2003-го они с Федуном уже владели клубом вместе, но Червиченко был так активен и заряжен, будто и не планировал уходить.

-2

Во-первых, активно обсуждалось, что в «Спартак» из «Милана» вот-вот приедет Ривалдо. Во-вторых, переговоры со Скалой вел лично Червиченко. Он несколько раз летал в Милан и встречался с тренером в 5-звездочном отеле Principe di Savoia. Забавно, что Червиченко взял телефон Скалы у Войцеха Ковалевски – они пересекались в «Шахтере».

Когда Скала приехал в Москву, его сразу же атаковали вопросами про Ривалдо. Итальянец идеально выкрутился: «Я очень уважаю Ривалдо, но в «Спартаке» есть футболист сильнее. Это Егор Титов. Я его хотел купить, когда работал в дортмундской «Боруссии», но с руководством «Спартака» договориться не получилось (запросили слишком много денег – Sports.ru)».

Скала планировал строить «Спартак» вокруг Титова и даже начал этот процесс – правда, вскоре узнал о его дисквалификации.

«Январь, мы работаем, как вдруг я узнаю, причем от третьих лиц, а не от работников клуба, что Титов на год дисквалифицирован и что о такой перспективе было известно еще в прошедшем декабре! Неужели меня нельзя было предупредить заранее?!»

-3

По словам Андрея Талалаева, после этого тренер три дня ходил, схватившись за лицо и восклицая: «Mamma mia!» На этом приключения итальянца в России не заканчивались. «Спартак» тогда пробился в евровесну и играл с «Мальоркой», а после ответного матча в Испании тренер собирался уходить.

«Из Москвы пришла новость, что на меня якобы завели уголовное дело по поводу взятки за оформление рабочей визы. Я был в ярости и уже собирался улететь восвояси. Александр Хаджи (бывший администратор «Спартака» – Sports.ru) меня в последний момент остановил и немножко успокоил. Какой же тогда в «Спартаке» был бардак!»

История просто великая. О ней детально рассказывал Талалаев: «За день до матча с «Мальоркой» La Gazzetta dello Sport сообщила, что Скала якобы задержан в Москве при даче взятки за получение рабочей визы. Оказалось, кто-то в российских структурах, оформляющих рабочие визы, наживался на срочности их выдачи. Девушка из офиса «Спартака», чтобы самой не ходить и не пробивать визу официальным путем, обратилась в турфирму. Люди оттуда повезли 400 долларов, чтобы ускорить процесс. Только за человеком, который просил взятку, давно уже следили органы. Скала вообще ни о чем не знал, а его имя в прессе фигурирует по такому делу».

«При переговорах руководители клуба вдохновенно рассказывали о четкой структуре и амбициозных планах клуба, – вспоминал Скала. – Оказалось, что все было совсем не так. Я обнаружил полный дилетантизм: тот «Спартак» по своей сути был любительским клубом. Внутри него были хорошие, грамотные люди, но организации не было никакой».

-4

И еще забавное от Талалаева: «Невио вообще многого понять не мог. Вдруг посреди ночи ему на мобильный телефон приходит сообщение, что задолженность составляет 13,5 тысяч долларов. Мистер в панике. Приходилось с трудом объяснять, что у «Спартака» корпоративный счет, что долг в ближайшее время погасят, никто у него требовать этих денег не будет».

Скала запретил жирную еду и майонез (Павлюченко негодовал!), но завозил ящиками фанту. Считал, что она помогает восстанавливаться

Скала легко и по-европейски доверял молодежи: при нем начали играть Павел Погребняк, Роман Шишкин, Александр Самедов. Причем последнего на сборах поставил в центр защиты, хотя знал, что он там никогда не играл. Дальше был матч против «Кайзерслаутерна» с Клозе – Самедов почему-то снова вышел центрдефом, а «Спартак» победил – 1:0.

«С питанием целая история была, – рассказывал Роман Шишкин. – Сразу поставили общий стол, ели все вместе, пока последний не доест, никто не встает. Ну это европейский подход, с другими тренерами-иностранцами потом столкнулся с тем же. Майонез, кетчуп, жирная еда – все было под запретом. Хотя странно: после тренировок и игр мы пили фанту. Ее прямо ящиками завозили. Нам объясняли, что она хорошо восполняет сожженные калории, помогает быстрее восстанавливаться».

-5

Больше всех без майонеза страдал Роман Павлюченко. Самедов рассказывал, что форвард просто не может без него. Однажды они пошли в суши-бар, а там Павлюченко макал в майонез роллы «Калифорния».

Талалаев говорил, что Калиниченко однажды чуть не проиграл Скале 5 тысяч евро. «Невио перед полуфиналом Греция – Чехия сказал: «Уверен, что греки выйдут в финал». Калина выступал больше других и даже предложил: «А давайте поспорим на пять тысяч евро!» Скала согласился, но как-то все это еще до начала поединка сошло на нет. К счастью, как вы понимаете, для Максима».

На Мальорке, кстати, история приключилась не только со Скалой, но и с Погребняком. Шла предыгровая тренировка – прямо на том самом стадионе, где воспитали Иньесту и который сейчас зарос бурьяном. Погребняк забил гол, побежал праздновать, перепрыгнул через щит и рухнул в 2-метровую яму. В «Спартаке» удивлялись, каким чудом он себе ничего не сломал.

-6

«Мальорку» (за нее еще бегал молодой Самюэль Это’О) тогда, конечно, не прошли, но вряд ли в тех условиях Скала мог что-то показать. Например, во время Суперкубка с ЦСКА (1:3) все защитники «Спартака» – Парфенов – Петкович – Йенчи – Тамаш впервые играли другом с другом. Неудивительно, что чемпион (усиленный Жирковым и Карвальо) легко разобрал команду Скалы.

При этом итальянский тренер утверждал, что ему купили совсем не тех игроков, которых он просил. Скала ждал центрального защитника, левого защитника и опорника – и обещал, что с этим усилением попадет в Лигу чемпионов. Ему подвезли Петковича, Йенчи, Тамаша, Сосу и Шоаву – по позициям, может, подходили, но по скиллам вряд ли.

Местами доходило совсем до абсурда. Например, однажды футболиста просто перепутали!

-7

«При Скале на сбор приехал какой-то Росси, который у него играл в Дортмунде, – рассказывал Александр Хаджи. – Скала говорит: «Что-то он не похож на того, не узнаю. Неужели так изменился?» Началась двухсторонка, парень за флажком прячется. Не туда открывался, пару раз мяч потерял, ничего не сделал. Скала смотрит: «Это не он». Отправили парня обратно в Южную Америку. Звоню человеку, который его послал к нам: «Гриша, вы нам кого прислали? Это не тот Росси». Он удивился: «Как не тот? А нам сказали, что тот, из Дортмунда».

Скала сотворил уникальное – 6 поражений подряд в чемпионате. Такого не было ни в 1976-м (когда вылетали), ни при Кононове

Самое смешное, что в таких условиях «Спартак» после 5-го тура без поражений шел на чистом первом месте. За три первых матча Дмитрий Парфенов забил четыре мяча, а шоу давали и другие защитники – например, Петкович (настоящий!) во 2-м туре с «Сатурном» (2:2) забил и в свои, и в чужие.

Дальше проиграли «Торпедо» и слетели с трона, но сразу же случилась новая историческая победа. «Спартак» разбомбил «Амкар» – 6:0, а Самедов сделал 3+1. Сразу после этого полузащитник объявил, что выбирает сборную России, а не Азербайджана.

Скала был спокойнее говорил, что счет не по игре и благодарить надо Ковалевски (вратарь действительно сделал два мощных сэйва в нужный момент). Оказалось, тренер не кокетничает, а чувствует, что на самом деле все плохо.

Дальше со «Спартаком» случилось то, чего не случалось ни до, ни после. Шесть поражений в чемпионате подряд. После первой половины команда шла на 13-м (!) месте. Катастрофа!

-8

После «Алании» Скала психанул: «Нельзя участвовать в гонках «Формулы-1» на «Ниве». Наступил момент взглянуть правде в глаза: мы смотрим не на верх турнирной таблицы, а в ее низ. В начале сезона был оптимистом, поскольку мне обещали многое. Увы, обещания клуб не выполнил – в частности, о покупке высококлассных игроков. А с имеющимся материалом нет возможности бороться за высокие места».

Кстати, про «Ниву» Скала сказал не случайно. Оказывается, в «Шахтере» он ездил на «Ниве»! Об этом рассказывал вице-президент клуба Борис Колесников.

«Скала в «Шахтере» попросил «Ниву» – потому что помнил ее по другим временам, когда у «Нивы» за границей была блестящая репутация. А тут 2001 год, он просит «Ниву», а она уже особо не заводится. Скала бедный едет на этот завод ВАЗ полностью разграбленный. Там ему дают «Ниву». Он проедет 300 км – она сломалась. Ему дают новую «Ниву», пока ту ремонтируют. Но «Нива» ему все равно очень нравилась».

Скала хотел Это’О и Эвра, забанил Хенрика Ларссона и просил Кержакова и Каряку вместо Кавенаги

Ближе к лету Скала понял, что Червиченко скоро все. Тогда он начал ходить напрямую к Федуну и, например, настоял на трансфере Видича. А вот отговорить президента от Кавенаги не вышло.

-9

«Я с Перваком месяцами бился, чтобы получить Видича, – говорил Скала. – Мы со штабом смотрели Видича и вживую, и на кассетах. Были в нем уверены на сто процентов. Уже потом «Фиорентина» и «Интер» ко мне приходили и спрашивали, брать ли им Видича. Я говорил: «Берите с закрытыми глазами!» Но Видич достался «Манчестеру». А вот по поводу Кавенаги я несколько раз ходил к руководству и говорил: «Он нам не нужен!» Видел записи его игры и понимал, что этот игрок не подходит моей команде. Он казался мне медлительным, слишком много простаивал в одном месте».

На эти деньги Скала предлагал купить Каряку и Кержакова. Говорил, что знал, куда их поставить и как использовать. Еще Невио протестовал против Родригеса, хотел какого-то защитника из Колумбии.

Обсуждали и совсем недоступных персонажей. Скала рассказывал и про Это’О, и про Эвра.

«Команда нуждалась в хорошем левом защитнике, и вдруг всплыла кандидатура Эвра из «Монако». Президент спросил: «Берем?». Я обрадовался: «Надо брать немедленно!». Он он так и остался в «Монако». Не могу сказать, почему там не сложилось. Вести переговоры – не моя работа. Президент спросил, я ответил – и на этом все завершилось. Много слов и мало действий. Тогда же обсуждалась возможная покупка Это’О, у которого, если не ошибаюсь, заканчивался контракт. «Конечно же, надо подписывать», – сказал я, когда спросили мое мнение. Вместо него взяли Кавенаги!»

Федун думал и о Хенрике Ларссоне. Его Скала забраковал: «Решение по Ларссону мы принимали со Скалой вместе, – говорил Федун. – Некоторые наши менеджеры настаивали на его приобретении. Но мы с тренером сошлись по двум позициям: во-первых, потенциала у Ларссона хватит лишь на год-два, а во-вторых, он не сможет проявить себя без полузащиты. В тот момент куда важнее форварда были защитники – команда шла на первом месте по пропущенным голам».

-10

Несмотря на несогласие Скалы по трансферам, с новой обороной и вообще новыми игроками дела пошли намного лучше. После 6-матчевой серии из поражений наступила 5-матчевая беспроигрышная, на момент ухода Скалы «Спартак» поднялся 13-го места на 8-е.

Последняя игра Невио – с «Крыльями Советов» (3:1). «Спартак» тогда уверенно победил, Самедов забил шикарный гол ударом внешней стороной стопы, а потом тепло праздновал гол со Скалой.

Только судьба тренера была уже решена. Юрия Первака не устраивал Скала, он хотел назначить Старкова и назвал его фамилию в первые минуты работы в клубе. Федун чуть посопротивлялся, но не тормозил менеджера.

«Когда мы пришли, сразу стали покупать игроков под Старкова, – говорил Первак. – На чемпионате Европы все время с ним общались, я этого не скрываю. С Федуном назначение было обговорено. Правда, когда латыши не очень удачно выступили на Евро, Леонид Арнольдович сомневался. Но я его убедил. Сказал: «Давай попробуем, это же не на всю жизнь».

Скала говорил, что прекрасно все знал. В 2007-м он признавался: «Я был в курсе, что ведутся переговоры со Старковым и что его выбрал Первак. Сейчас в «Спартаке» нет ни того, ни другого. Я с большим уважением отношусь к синьору Федуну, и у меня сложилось впечатление, что ему нужны толковые менеджеры. У владельца клуба много других дел, и должен быть человек, которому он на каждодневной основе смог бы доверить работу с командой».