Расположенный на искусственном острове у набережной Корниш, этот музей соседствует с историческим портом традиционных катарских лодок доу, создавая контраст между прошлым и настоящим.
Музей исламского искусства в Дохе хранит бесценное собрание, охватывающее 14 столетий художественного наследия — с VII по XX век. Его коллекция, признанная одной из наиболее полных в мире, объединяет шедевры, созданные мастерами трёх континентов.
Здесь представлены памятники культуры из разных уголков исламского мира: от солнечной Андалусии в Испании до древних городов Центральной Азии, от плодородных долин Египта и Сирии до величественных дворцов Ирана и Индии.
Что посмотреть в музее
Величественный атриум музея поражает воображение своей грандиозной композицией. В его центре, словно паря в воздухе, висит монументальный светильник — сияющее кольцо, покрытое изящной арабской вязью. Его тёплый свет мягко рассеивается в пространстве, создавая атмосферу таинственности. Этот архитектурный шедевр эффектно контрастирует с полом первого этажа, где выложена великолепная мраморная розетка.
Первая галерея посвящена становлению и экспансии исламской цивилизации. Среди её ценнейших экспонатов — изысканные каллиграфические манускрипты и уникальная стеклянная ваза эпохи мамлюков. Эти воины-рабы, пришедшие к власти, правили Египтом и Сирией с XIII по XVI век, пока их государство не пало под натиском Османской империи. Каждый предмет в зале — свидетельство этой переломной эпохи.
Во второй галерее представлены коранические раритеты: знаменитый Синий Коран с золотыми письменами на синем фоне, призванный визуально воплотить святость текста, а также две страницы из редчайшего гигантского Корана Байсунгура.
Галерея № 3 хранит уникальный артефакт — роскошную ситару (занавес) Каабы, созданную по заказу османского султана Абдул-Меджида I. Этот великолепный текстиль, расшитый золотыми нитями в каирских мастерских, некогда украшал священный вход в главную мусульманскую святыню.
Четвёртый зал посвящён исламской педагогической традиции. Интерактивные стенды соседствуют здесь с древними астрономическими инструментами и навигационными приборами, раскрывая многовековые методы обучения точным наукам и духовным дисциплинам.
Галерея № 5 демонстрирует выдающиеся научные достижения исламского мира. Здесь представлены средневековые медицинские, астрономические и математические инструменты, среди которых особое место занимают астролябии, по праву считающиеся компьютерами своего времени. Один из древнейших экземпляров относится к X веку.
Шестая галерея знакомит с культурным наследием трёх великих эпох Халифата.
В седьмом зале, посвящённом Ирану и Центральной Азии, внимание привлекают редкие артефакты: лепные панели и скульптурная голова сельджукского периода.
Галереи 8‒10 освещают исламское искусство Европы, включая знаменитый период Аль-Андалуса.
Постоянные экспозиции 11 и 12 залов представляют художественные традиции Сирии, Египта и Турции. Особая гордость музея — тщательно восстановленный Дамасский зал — подлинный шедевр реставрационного искусства.
Галерея № 13 раскрывает важное место военного дела в исламской культуре. Здесь собраны исторические доспехи и оружие, многие из которых представляют собой не просто боевые принадлежности, а подлинные произведения искусства, демонстрирующие высочайший уровень мастерства оружейников прошлого.
В галерее № 14 посетители могут познакомиться с богатыми художественными традициями Ирана и Средней Азии через коллекцию ковров, ювелирных изделий и живописных работ.
Галерея № 15 целиком посвящена искусству каллиграфии — одной из самых почитаемых форм творчества в исламском мире. Среди её сокровищ — иллюстрированная рукопись «Шахнаме», созданная по заказу шаха Тахмаспа в XVI веке.
Галерея № 16 знакомит с роскошным придворным искусством Южной Азии. Особого внимания заслуживает изысканное «Варанаси колье» XIX века, которое, согласно предположениям исследователей, могло быть свадебным или дипломатическим подарком индийского аристократа непальской королевской семье.
Галерея № 17 рассказывает о морских путях, по которым ислам распространялся в отдалённые регионы. Арабские и персидские мореплаватели, бороздившие воды Индийского океана, стали связующим звеном между Ближним Востоком, Индией, Китаем и восточным побережьем Африки, способствуя культурному обмену между цивилизациями.
Завершающая экспозиция музея демонстрирует уникальный синтез художественных традиций: здесь представлены произведения Юго-Восточной Азии, в которых классическое исламское искусство органично переплелось с местными китайскими, индийскими и малайскими художественными школами. Этот зал наглядно показывает, как в регионе сформировался особый стиль, сочетающий элементы разных культур.
Среди экспонатов выделяется изысканная басрийская керамическая чаша — прекрасный образец мастерства иракских гончаров. На её поверхности сохранилась философская надпись «Что было сделано, стоит того», выполненная характерным для эпохи Аббасидов (VIII‒XIII вв.) стилем каллиграфии. Этот шрифт был распространён по всей территории халифата, от Багдада до Кордовы, став своеобразным «почерком» средневековой исламской цивилизации.
Один из необычных экспонатов — причудливый старинный персидский ковёр, занимающий целый зал.
Самые значимые экспонаты
Среди наиболее значимых экспонатов:
- Голубой Коран IX века;
- ваза Кавура конца XIII столетия (эпохи мамлюков);
- ожерелье из Варанаси, которому предположительно 413 лет;
- рукопись «Рамаяны» конца XVI столетия для Хамиды Бану Бегум;
- гобелен Франчетти, сотканный в 1575 году.
Все перечисленные шедевры выставлены в галерее на втором уровне.
Если будете в Дохе, этот музей — must-visit. Он не просто рассказывает об исламской культуре, а позволяет прочувствовать её через искусство, архитектуру и даже свет, играющий на древних артефактах.
В мае 2025 вход стоил 50 риалов.
Полезные ссылки
Отдых на море в Катаре: лучшие пляжи, когда ехать и что посмотреть в Дохе?
Текст: MissX для Яндекс Путешествий
Подписывайтесь на наш Дзен и путешествуйте лучше всех!