Найти в Дзене

География - это про ресурсы! К созданию географических обществ. И почему нас интересует XIX век?

Давайте так, что за наука география? Или нет, смотрите, испокон веков водные потоки, являясь одновременно основными путями сообщения, связывали определённые важнейшие географические точки между собой. Следовательно, если транспорт, значит, география? На самом деле, здесь много чего открывается исследовательскому проницательному взгляду относительно мировых проблем. А проблемы в нашем мире серьёзные. И мы хотели бы всю нашу жизненную философию подкрепить некоторыми выводами, полученными в ходе изучения как раз географии. Тогда, пожалуй, берёмся за дело. И первый вывод связан, как ни странно, с ресурсами. Но почему XIX век? И как всё переплетено с созданием географических обществ? Хорошо, география - это о чём? Если широко подходить к поставленному вопросу, то оказывается, что речь идёт об открытиях, в том числе, связанных с новыми землями и территориями. Но это ещё как сказать, не для всех же те или иные территории были новыми? Например, аборигены, издавна обитавшие в каких-то местах, в
Оглавление
Давайте так, что за наука география? Или нет, смотрите, испокон веков водные потоки, являясь одновременно основными путями сообщения, связывали определённые важнейшие географические точки между собой. Следовательно, если транспорт, значит, география? На самом деле, здесь много чего открывается исследовательскому проницательному взгляду относительно мировых проблем. А проблемы в нашем мире серьёзные. И мы хотели бы всю нашу жизненную философию подкрепить некоторыми выводами, полученными в ходе изучения как раз географии. Тогда, пожалуй, берёмся за дело. И первый вывод связан, как ни странно, с ресурсами. Но почему XIX век? И как всё переплетено с созданием географических обществ?

Хорошо, география - это о чём? Если широко подходить к поставленному вопросу, то оказывается, что речь идёт об открытиях, в том числе, связанных с новыми землями и территориями. Но это ещё как сказать, не для всех же те или иные территории были новыми? Например, аборигены, издавна обитавшие в каких-то местах, вряд ли считали свой родной удел неким открытием. Тем не менее, как утверждается западной наукой, «в конце XV века - начале XVI века были сделаны великие географические открытия на Западе».[1] А это в истории обозначается как новый этап развития человечества! «Началом раннего Нового времени принято считать рубеж XV - XVI вв. - эпоху Великих географических открытий и расцвета культуры Возрождения, знаменовавшую разрыв со Средневековьем, как в экономической, так и духовной сфере».[2]

Знания и транспорт

В общем и целом, западный мир в XV веке вдруг получил импульс своего развития, что не обошлось без определённого прорыва в науке. Что этому поспособствовало? А причинная ниточка тянется в прошлое, ибо неожиданно стали востребованы знания, изложенные в древних античных текстах. «Переводы сочинений античных авторов по медицине, математике, астрономии расширили основу, на которую опиралось естествознание в XV в.».[3] Познавательный сдвиг произошёл, поэтому «европейцы научились строить каравеллы - быстроходные суда, способные плыть против ветра. Важным было также накопление географических знаний, прежде всего в области картографии. Кроме того, общество уже приняло идею о шарообразности Земли…».[4] Знания и транспорт?

Отлично, без научных открытий не появились бы и географические открытия! Что подтверждает сама история, но география, с исторической точки зрения, как она развивалась? Да, между тем, географию называют наукой о Земле. А если про землю, значит, про пространства и про территории. Что такое территория?

«Территория (лат. territorium, от terra – земля, страна), часть поверхности земной суши с определёнными границами и присущими ей природными, а также созданными в результате человеческой деятельности свойствами и ресурсами. Характеризуется наличием особого вида ресурсов – протяжённостью (площадью), особенностями географического положения, определённым типом (типами) природного ландшафта, степенью хозяйственной освоенности, способностью выполнять роль пространственного базиса деятельности человека».[5]
«Территория — англ. territory; нем. Territorium. 1. Пространство земли, внутренних и прибрежных вод, включая воздушное пространство над ними с определенными границами. 2. В некоторых государствах особые административные округа. 3. Особая административная единица».[6]

Зачем открывать? Всё дело в ресурсах?

Ну и ради чего происходили все так называемые географические открытия? Складывается впечатление, что ресурсы здесь имели первостепенное значение. Кстати, а для чего, скажем (уже в XIX веке) стали строить железные дороги? И снова ресурсы! Ладно, люди всегда пользовались географическим описанием открываемых ими территорий, но когда география стала наукой? Всё дело в знаниях, которые учёные обретали, систематизируя факты, полученные объективными методами познания. И вот, «географическое знание стало приобретать организационные формы с XVII в., когда стали появляться картографические учреждения и университетские курсы. Ещё больше это относится к XIX в., когда появились географические общества, кафедры географии в университетах и, следовательно, профессиональные географы».[7] То есть география как полноценная наука сформировалась в XIX веке?

Пожалуй, нас интересует именно XIX век с его географическими достижениями, так как мы занимаемся изучением, в том числе истории железных дорог в Сибирь. Но почему железная дорога? Хороший вопрос, однако, отвечать на него будем постепенно вместе с ознакомлением с сопутствующими материалами. Кроме того, весьма любопытно для нас то обстоятельство в истории, что стали возникать географические общества. О них подробнее несколько позже. Что же касается научного знания (возвращаемся к ситуации, изложенной чуть выше), между прочим, наука до Нового времени «преимущественно имея несистематический, фрагментарный характер, развивалась не как опережающая явления, а описывала и объясняла уже использующиеся и открытые явления. География не составляла исключения, так как географические открытия и даже сравнительно недавние научные исследования натуралистов были сделаны в основном не географами».[8]

Получается, что сами по себе географические открытия - это далеко ещё не всё, география превращается в науку вместе с организационными формами. И это большой путь человечества от восприятия античных сведений до структурного их оформления в рамках научного подхода. И да, что важно отметить, почему мы направляем своё внимание в XIX век, ибо в этот исторический период «рост производительных сил и расширение промышленного производства способствует активному географическому изучению природных условий и ресурсов».[9] Ну и как тут не сказать, что география - это про ресурсы!

-2

География и географические общества

Таким образом, «в XIX веке произошло оформление географии как самостоятельной науки во всех её направлениях».[1] В данной связи, что закономерно, как нам кажется, стали появляться географические общества (первое из них было создано в Париже в 1821 году). «Большую роль в формировании новой географии XIX в., в организации систематического научного исследования поверхности Земного шара, начиная с 20-х гг. XIX в., сыграли созданные в ряде стран географические общества…».[2] В России было создано в 1845 году Русское географическое общество (РГО), которое довольно интенсивно занималось познанием нашего отечества. Экспедиционная и издательская деятельность РГО безусловно способствовала научному и культурному развитию страны, так как экспедиции позволяли исследовать обширные территории.

Что касается Сибири и озера Байкал, здесь определённые географические и геологические изыскания проводили И.Д. Черский, Б.И. Дыбовский, А.Л. Чекановский, П.А. Кропоткин. Совершенно понятно, без предварительной научной проработки сведений нельзя начинать какое-либо серьёзное мероприятие, вместе с тем во второй половине XIX века произошло становление университетской географии. А общемировая практика создания географических обществ, как было уже отмечено выше, началась с Парижа. Ну и для чего это нужно было Франции? «Образование Французского географического общества произошло в эпоху, когда в Европе возрастал неподдельный интерес к другим территориям, что во многом было связано с расширением колониальной экспансии государств континента».[3] И вновь, если география, то про территорию? А если про территорию, значит про ресурсы?

Получается, что желающих прихватить, извините, исследовать другие территории в XIX веке было много. Однако как тут без географии? Оказывается, «в XIX веке в сфере географии было достаточно «белых пятен» и поэтому каждая серьёзная экспедиция вызывала живейший интерес в обществе. Путешественников чествовали как героев, жадно внимали рассказам о дальних землях и дополняли карты свежедобытыми данными».[4] Или это всё-таки, может быть, про скрытую жажду до ресурсов? Во всяком случае, первым делом, конечно, нужны конкретные сведения о новых территориях. И географическая наука давала их, в рамках географических обществ снаряжались все необходимые экспедиции.

Географическое общество XIX век
Географическое общество XIX век

Русское техническое общество. И опять про ресурсы!

Теперь, ещё раз, почему стали строить железные дороги? Они (эти дороги), прежде всего, есть доступ к ресурсам. Между тем, наряду с географическим обществом в России в XIX веке создаётся Русское техническое общество (РТО), которое стало пятым общероссийским научным обществом и содействовало техническому образованию. Да, там где дороги, там обязательно и транспорт. «Дороги были всегда. Даже у животных существуют тропы на водопой. Птицы летят по заданному маршруту, останавливаясь в определённых местах для отдыха. Развивалось человечество, вместе с ним развивался и транспорт».[1] А вообще, дорога - это путь сообщения. Тут стоит добавить, в конце XVIII - начале XIX веков дало о себе знать бурное развитие промышленности. Стали появляться крупные предприятия, а на смену ручному труду всё больше приходило машинное производство. И это опять про ресурсы!

Промышленное производство всегда требует ресурсов. И, кстати, «колониальные страны развернули строительство железных дорог в своих колониях, главным образом для вывоза из них сырья. Поэтому большинство железных дорог в колониях строились от мест добычи полезных ископаемых к морским портам».[2] Просто, если транспорт позволяет добраться до ресурсов, то это делается. Одно дело открыть для себя новую территорию, другое - обеспечить её транспортными путями. Существует утверждение, заключающееся в том, что наличие транспорта позволяет планировать экономическую деятельность, а также рассуждать о доступности ресурсов.

Итак, Русское техническое общество образовано в 1866 году в Санкт-Петербурге.

«Фундаментальные научные исследования и открытия русских учёных в области точных наук во второй половине XIX в., пробудившийся интерес к технике и технической мысли в промышленных кругах, стремление русских инженеров изучить и полнее использовать природные ресурсы для развития тяжёлой индустрии, сделать широко известными крупнейшие достижения науки и техники, создать условия для их внедрения в промышленность - всё это служило предпосылками для создания Русского технического общества…».[3]
Русское техническое общество XIX век
Русское техническое общество XIX век

Всё дело в экономике?

И чего? Смотрите, та же самая идея строительства железной дороги в ресурсно-значимую часть страны (речь идёт о Байкало-Амурской магистрали) дала о себе знать в 1888 году в умах представителей как раз Русского технического общества. Далеко ведь не случайно? БАМ - это география, а в XIX веке огромные территории Восточной Сибири и Дальнего Востока были мало изученными и совершенно не освоенными. Ладно, вообще с чего начинается строительство любой железной дороги? Наверное, с её проектирования. Но, допустим, если говорить о железной дороге в Сибирь, то на начальном этапе картографическая её изученность была низкой. Да, в самом начале всегда требуется основательная изыскательская работа.

Между тем, в 1889 году в труднопроходимые районы Байкала была отправлена разведывательная экспедиция. Проводилось визуальное обследование маршрута по тем местам, где в настоящее время как раз и пролегает БАМ. Однако сразу были выявлены технические сложности для того времени, пришлось из-за данных неопределимых обстоятельств отложить реализацию проекта. На это повлияло и понимание сложных географических условий, возможно, были и другие какие-то препятствия. В общем, переключились на строительство южной ветки железной дороги к Байкалу, впоследствии Транссиба (1891 – 1916 годы). Историю строительства Транссибирской магистрали планируем изучать, пока только отметим, Русское географическое общество принимало участие в подготовке строительства Транссиба и исследовании территории Сибири. Это означает взаимодействие между географическим и техническим обществами.

А что тут главное? История развития географии в XIX веке показывает, что основой взаимодействия уже между географией и техническими науками являются - ресурсы. Следовательно, всё дело в экономике? И если сильно просто, то экономика – это о распределении ресурсов, которых часто не хватает. Но можно иначе выразиться, экономика – это наука, исследующая как лучше вести хозяйствование в условиях ограниченности ресурсов. И экономика где-то является способом эффективного распределения имеющихся ресурсов. Ага, нехватка своих ресурсов подстёгивает к захвату чужих, ещё раз простите, открытию новых территорий. А мы тут вот о чём, экономический аспект развития общества наравне с его культурным преобразованием обязательно отражается в процессе глобализации.

География и глобализация. Поэтому XIX век

Хотя истоки глобализации лежат глубоко в истории, в эпоху Великих географических открытий сформировались как бы её современные формы. Между тем, существенный всплеск волны глобализации демонстрирует XIX век. Здесь хотелось бы разобраться лучше, что к чему, феномен глобализации мы будем изучать параллельно общему процессу познания, но без географии никак, ибо, действительно, торговые, подчеркнём, пути могли быть каналами глобализации. Только в XIX веке они, между прочим, превратились в железные дороги. Это обстоятельство и повлияло на то, почему нас интересует данный исторический период развития человечества. Кстати, географические общества связаны с процессом глобализации. «По своей сути занятие географией представляет собой обеспечение перспектив».[1]

[1] Ахамер Гилберт НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ // Век глобализации. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novyy-vzglyad-na-istoriyu-geografii-cherez-prizmu-globalizatsii

[1] Сотников Е.А. Железные дороги мира из XIX в XXI век. М.: Транспорт, 1993. С. 6

[2] Сотников Е.А. Железные дороги мира из XIX в XXI век. М.: Транспорт, 1993. С. 18

[3] Рыжов Сергей Дмитриевич История создания Русского технического общества // Вестник РУДН. История России. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-sozdaniya-russkogo-tehnicheskogo-obschestva

[1] Голубчик М.М., Евдокимов С.П., Максимов Г.Н. История географии: Учебное пособие. - Смоленск: Изд-во Смоленского гуманитарного университета, 1998. С. 91

[2] Голубчик М.М., Евдокимов С.П., Максимов Г.Н. История географии: Учебное пособие. - Смоленск: Изд-во Смоленского гуманитарного университета, 1998. С. 113

[3] Заварина Е.С. География и статистика: к юбилею Русского географического общества. Вопросы статистики. 2021;28(1):92-104. https://doi.org/10.34023/2313-6383-2021-28-1-92-104

[4] Заварина Е.С. География и статистика: к юбилею Русского географического общества. Вопросы статистики. 2021;28(1):92-104. https://doi.org/10.34023/2313-6383-2021-28-1-92-104

[1] Ефимов А.В. «Из истории великих географических открытий». М., 1971, с.22

[2] Кольцов И.А., Судариков А.М., Дмитриева М.А. Всеобщая история: учебное пособие. - СПб.: РГГМУ, 2020. С. 48

[3] Богатырева Е.Н. История культуры средних веков и Возрождения: Учеб. пособие. -Саратов, 2016. С. 50

[4] Всемирная история: Учебник для вузов / Под ред. – Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: культура и спорт, ЮНИТИ, 2000. С. 62

[5] https://bigenc.ru/c/territoriia-c0e28c

[6] https://gufo.me/dict/social/ТЕРРИТОРИЯ

[7] Голубчик М.М., Евдокимов С.П., Максимов Г.Н. История географии: Учебное пособие. - Смоленск: Изд-во Смоленского гуманитарного университета, 1998. С. 7

[8] Голубчик М.М., Евдокимов С.П., Максимов Г.Н. История географии: Учебное пособие. - Смоленск: Изд-во Смоленского гуманитарного университета, 1998. С. 12

[9] Голубчик М.М., Евдокимов С.П., Максимов Г.Н. История географии: Учебное пособие. - Смоленск: Изд-во Смоленского гуманитарного университета, 1998. С. 38

Географы
8435 интересуются