Введение
Итак, друзья и коллеги, наконец, исполнилась моя давнишняя мечта и задумка.
В одной из предыдущих книг (А.И. Дедушка «Психологическая работа с подростковыми коллективами. Создание дружного коллектива») я жаловался на то, что просто нет никакой возможности вместить педагогический материал домашних заданий, накопленный за многие годы работы в Лагере друзей, в узкий формат небольшой книжки. Обещал, что когда-нибудь я напишу отдельную книгу на эту тему. И вот…. Наконец я ее написал.
С чувством «глубокого удовлетворения» и, тем не менее, небольшим внутренним трепетом презентую вам эту книгу. Почему с трепетом? Да просто потому, что у нас, учителей (впрочем, как и у детей), уже сложился определенный стереотип в восприятии домашних заданий как таковых. Что в них может быть интересного? У детей они, как правило, вызывают чувство «угнетенности» от принудительности их исполнения, а у нас – чувство «тягомотности» из-за того, что эти пресловутые домашние задания нужно часто нужно «выбивать» из детей и наказывать за их неисполнение.
Как хотелось бы сломать эти стереотипы!..
Собственно в этом и есть цель этой книги. Сделать домашние задания интересными и для учителя, и для ученика – хотя бы на время работы летнего Лагеря друзей. (Об учебном времени мы специально говорить не будем, но, безусловно, будем иметь в виду и его – если вы здесь найдете что-то полезное для использования в учебном процессе.)
Что такое Лагерь друзей как таковой на страницах этой книги я подробно рассказывать не буду. Надеюсь, что из предыдущих книг вам это уже хорошо известно. Для «полных новичков» скажу только, что Лагерь друзей – это отряд актива (лучших друзей) школьной организации «Дружина Дружная», который действует в течение одного месяца и живет по принципам интенсивной тренинговой работы и законов дружбы с целью сплочения, обучения и воспитания школьного актива.
Говоря по-простому, мы пытаемся за месяц летней практики сделать из наших активистов настоящих друзей, чтобы, вернувшись в свои классы, они помогали сплачивать и их, являя для своих одноклассников образцы дружбы и активной жизненной позиции.
Домашние задания играют достаточно важную роль в жизни Лагеря друзей. Именно через них осуществляется непрерывность существования и действия эмоционально-ценностного поля коллективной жизни лагеря. Это значит то, что жизнь лагеря не обрывается после очередного заключительного огонька дня, на котором были подведены его итоги.
Затихают в коридоре голоса, дежурные убирают помещение актового зала, ребята расходятся по домам до завтрашнего утра. Казалось бы - все. Лагерная жизнь закончилась. Можно окунуться в привычную среду уличных знакомств, домашних дел и забыть на время о лагере. Нельзя же, в самом деле, целый день испытывать на себе давление специально организованной коллективной среды? Надо отдохнуть от нее.
Конечно, надо. С этим никто не спорит. Однако здесь есть и оборотная сторона. Полное, пусть и временное, выключение из лагерной жизни чревато утратой навыка коллективной жизни, а выпадение из ее атмосферы не может не сказаться на крепости межличностных связей и отношений. И тогда каждый день приходится начинать чуть ли не заново. Ребята приходят утром слегка «отчужденные». Приходится тратить много времени на возобновление утраченных связей и оживление коллективистского духа.
Так вот, в этом как раз и заключается главная функция домашней работы – еще раз подчеркнем, - в поддержании непрерывности действия эмоционально-ценностного поля коллективной жизни лагеря.
В чем еще заключается педагогический смысл домашних заданий?
Актуализация и углубление личностного опыта – так можно сформулировать еще одну их важнейшую функцию. Этот опыт может быть, условно говоря, «внешним», когда он не касается напрямую коллективной жизни, или «лагерным», когда задания непосредственно связаны с теми или другими аспектами жизни лагеря. В том и другом случае происходит работа по самопознанию и ценностному самоопределению, что тоже можно выделить в качестве одной из функций домашней работы участников Лагеря друзей.
Ну и, наконец, развитие творческих способностей. Очень многие задания или полностью носят творческий характер, или заключают в себе творческий потенциал, творческую «жилку», то есть всегда оставляют поле для творческого самовыражения всех и каждой отдельно взятой личности.
Казалось бы, все понятно, все педагогически обосновано и целесообразно. Но…. Давайте вновь поговорим о стереотипах. Коллеги, вспомним свое «золотое» школьное время, когда мы сами были учениками. Много ли положительных эмоций связано у нас с вами с домашними заданиями? Не приходят ли нам на память в первую очередь часы мучительной зубрежки, подневольного принуждения или самопринуждения, не остался ли в душе «привкус» тоски и беспросветной скуки?
Не знаю, может быть, я сгустил краски, а может, и попал, что называется «в яблочко». Во всяком случае, мне пришла в голову «счастливая мысль»: прежде чем начинать писать эту книгу, снова обратиться за помощью к своим «лагерникам». Спросить их, а что они думают по поводу домашней работы. Какие ассоциации она вызывает у них?
Сразу скажу, что с подобным вопросом я обратился к ребятам в середине учебного года, когда непосредственные эмоции лагерной жизни уже притупились, а что касается домашней работы, то на повестке дня оказались не лагерные задания, а конкретные задачи, сочинения, параграфы и другие задания школьных предметов.
Я так и попросил своих лагерников, отвечая на вопрос «Что я думаю о домашней работе?», по возможности сравнить школьную домашнюю работу и лагерную, оценить их хотя бы с эмоциональной точки зрения, понимая, что для более глубокого анализа уже просто упущено время.
Совсем немногие ребята оценивают оба вида домашней работы, даже сравнив их друг с другом, в положительном ключе:
«Вообще, я люблю выполнять д/з, когда у меня хорошее настроение. Так как у меня хорошее настроение все время, то я делаю ее всегда. Но иногда у меня бывает плохое настроение, и тогда приходится себя заставлять. Я бы ни сказала, что мне нравится или что я люблю выполнять д/з, я просто знаю, что надо.
Лагерные д/з мне нравятся больше. Потому что они творческие».
Люда.
«Когда я слышу о том, что задано домой, мне не очень приятно. Но делая домашнюю работу понимаю, что это просто необходимо. Когда выучишь параграф, разберешься в домашней работе и сделаешь ее, то на уроке чувствуешь, что два часа под учебниками, конспектами и таблицами стоят того. Чувствуешь, что не зря проводишь время в школе и дома, не гуляя.
В лагере задания в принципе интереснее, они заставляют подумать над тем, над чем в обычное время не задумываешься».
Таня.
Итак, даже оценивая в общем положительном ключе школьные домашние задания, приоритет остается за лагерными.
Однако у большинства ребят просматривается очень резкий контраст в оценке. Вот пример еще достаточно сглаженный:
«Домашняя работа в лагере доставляет и доставляла мне огромное удовольствие. Это интересно, познавательно и весело. Все, что связано с лагерем, вообще доставляет мне приятные чувства и теплоту в душе. Когда я слышу о домашней работе в школе, чувства у меня неоднозначные. С одной стороны, я понимаю, что это нужно. Нужно развиваться не только в школе, но и дома. С другой стороны, это совершенно неинтересно и плохо. Не сравнится с лагерем!».
Дима.
Далее оценки уже более жесткие:
«Домашняя работа в лагере более легкая. Я отвечаю на вопросы с удовольствием, и вообще мне нравится лагерная домашняя работа. Школьная домашняя работа вызывает практически, можно так сказать, отвращение. Я сразу думаю, до скольки ночи я буду делать домашнюю работу. Вообще я не люблю учиться, но про «праздникам» можно порадоваться домашке и учебе».
Света.
«Это интересно, но когда весело и нескучно, а когда скучно – хоть вешайся или лезь на стену. Но надо, так надо, и никуда не денешься. Лагерные д/з очень веселые и интересные, а школьные уроки – «скука смертная». Но когда нечего делать, можно сделать и их».
Кирилл.
И последний отзыв даже выстроен контрастно:
«Домашние задания в школе:
- скукотища;
- потеря времени.
Если думать о домашнем задании в лагере – воспоминания только самые лучшие. Лагерные задания были основаны на восприятии окружающего мира».
Катя.
Подведем итоги. Что привлекает ребят в лагерных домашних работах, давайте выделим мотивы положительных оценок:
- творчество;
- самопознание;
- интерес;
- юмор;
- познание окружающего мира.
Итак, коллеги, вы почувствовали, что называется, «разницу»? За лагерными домашними заданиями явное преимущество. Хотя, вы только себе представьте: лето, хочется отдохнуть, порезвиться, приходишь в лагерь, а тут - бах!.. Тоже домашние задание, которые так смертельно надоели в школе…
И если эти задания все-таки воспринимаются так положительно, значит, в них есть какие-то «изюминки», в которых нам с вами неплохо было бы разобраться, чтобы возможно взять на собственное вооружение. Пишу это, кстати, в том числе и для себя. Так как порой и сам чувствую это досадное раздвоение: как хорошо и легко все (в т.ч. с домашними заданиями) идет в лагере, и какая «тягомотина» порой бывает на уроках…
Так где же «собака порылась»? В чем «запечены» эти педагогические «изюминки» и как их нужно «выковыривать»?
Первый «секрет» заключается, на мой взгляд, в одном простом методическом приеме. Прием, который, как и все гениальное, простой, но по уровню стимулирования ребят к выполнению домашних заданий – почти «чудодейственное» средство.
Таким активизирующим и стимулирующим приемом стало чтение домашних заданий на палубе общения сразу после разминки.
Что такое палуба общения, надеюсь, вам тоже, хотя бы в общих чертах, известно. Это направленный на интенсивное общение круг друзей, выстроенный по правилам деятельности психотренинговой группы. Структура нашей палубы общения включает в себя чтение домашних заданий в качестве очень важного «разогревающего» этапа:
Структура палубы общения:
· Разминка;
· Чтение домашних заданий;
· Упражнения штурвальных;
· Решение проблем;
· Засветка чувств.
Обычно в целях экономии времени зачитывается семь домашних заданий, но не всегда. Когда домашних заданий (имеется в виду количество выполненных работ) не очень много или они очень интересны, читаются все Д.З. – «по просьбам трудящихся».
Техника этой процедуры такова. Ведущий садится на место штурвального, держа в руке пачку домашних заданий и, «не глядя», вытаскивает их по одному для чтения. «Не глядя» я не зря забрал кавычками, так как я всегда стараюсь просмотреть домашние задания предварительно и отложить несколько самых интересных из них в верхнюю часть стопки. Так вот, прочитав очередное домашнее задание, ведущий предлагает участникам отгадать авторство. Ребята предлагают свои варианты. После этого ведущий спрашивает: «Автор хочет открыться?» И здесь уж воля автора – открываться или нет. Практика показывает, что, если вначале еще бывают комплексы и зажимы по этому поводу, то постепенно желающих, чтобы их Д.З. были прочитаны на палубе, становится все больше, как и признаний в своем авторстве.
Более того, многие и пишут свои домашние задания во многом в расчете на то, что они будут прочитаны и расстраиваются, если они не попадают в число семерых «зачитанных» авторов. Иногда возникает нечто похожее на заочное соперничество за самое интересное домашнее задание. Бывает так, что задания настолько интересны, что сами ребята просят продолжить чтение Д.З. до десяти, а то и всех, как я уже говорил. Но я это делаю неохотно, потому что может нарушиться структура палубы.
Иногда я применяю дополнительные активизирующие приемы – выделение и награждение автора самого интересного домашнего задания и человека, угадавшего наибольшее количество авторов.
Теперь о тематике домашних заданий, ибо здесь «зарыт» второй секрет их популярности у наших лагерников.
Да, пришлось немного пораскинуть мозгами, чтобы решить, как сгруппировать огромный массив домашних заданий, накопленный за многие годы работы лагерных смен. В конце концов, остановился на следующей классификации:
- задания, актуализирующие внешний жизненный опыт;
- задания, актуализирующие опыт лагерной жизни;
- задания по ценностям новой российской идеологии.
Давайте так последовательно и пойдем. Но все-таки вначале еще несколько слов о «стереотипах».
Мы, учителя, привыкли относиться к домашним работам своих подопечных как к некоему вспомогательному подсобному материалу, не имеющему собственной ценности в отрыве от образовательных и воспитательных задач. Хотелось бы попробовать сломать и этот стереотип.
Я призываю Вас, коллеги, присмотреться к массе представленных ниже домашних работ как к полноценным свидетельствам душевной и духовной жизни наших юных сограждан, имеющим в своей безусловной искренности документально-психологическую а подчас и художественно-эстетическую ценность. Если взглянуть еще шире, то в них при желании можно увидеть психологический и духовный портрет юной России начала двадцать первого века. Звучит, конечно, немного пафосно, но по сути своей, думается, верно. Впрочем, окончательный вердикт выносить Вам на основании представленного материала, к рассмотрению которого мы и приступаем.
(продолжение следует...)