Найти в Дзене
КОСМОС

Как четверть недавно освобождённых рабов умерли от голода и болезней

Этот рассказ должен быть включён в историю, а не скрыт как забытый эпизод

Лагерь контрабанды, 1860–1865. | Национальный архив США
Лагерь контрабанды, 1860–1865. | Национальный архив США

В южном фольклоре есть пословица: «На мёд больше мух ловится, чем на кислое молоко». Если помнить об этом, становится понятнее, почему так много белых людей сопротивляются включению истории чернокожих в школьные программы. Им куда приятнее цепляться за выбеленные повествования, которые на вкус слаще, чем горькая правда об этой стране. Отсюда и законы, и политика, направленные на то, чтобы ограничить разговоры о расе и расизме в классе. С 2021 по 2022 год государственные чиновники выдвинули 563 подобных меры, из которых 241 была принята. Тем не менее, несмотря на эту политическую тенденцию, задача образования остаётся прежней — предоставлять ученикам достоверную информацию и развивать в них критическое мышление. Но это становится почти невозможным, когда история чернокожих и других расовых меньшинств подавляется.

«История в деталях» — телеграм канал для тех, кто любит видеть прошлое без прикрас, через неожиданные факты и забытые мелочи. Погружайтесь в историю так, как будто вы там были. Подписывайтесь!

Возьмём, к примеру, чрезмерно упрощённый рассказ об отмене рабства. Некоторые до сих пор верят, будто Гражданская война решила расовые проблемы Америки. Конечно, было бы прекрасно, если бы это было правдой, если бы страна искупила свои грехи за порабощение и жестокое обращение с чернокожими. Но такое мнение слишком далеко от истины. Многие белые южане приняли идеологию «Проигранного дела Конфедерации» и вместо того, чтобы поддерживать расовое равенство, продолжили прославлять павший режим и его расистскую идеологию. Они применяли насилие, чтобы подавлять избирательные права чернокожих, и создали сегрегированное общество. Эти законы и политика позволяли им контролировать жизни чернокожих людей, определяя, где они могут работать, путешествовать, учиться или получать медицинскую помощь.

Ещё с 1861 года порабощённые чернокожие начали самостоятельно бежать с южных плантаций в надежде обрести свободу. Но их массовый исход обернулся гуманитарной катастрофой. Подавляющее большинство освобождённых не имели ни денег, ни связей, чтобы начать новую жизнь. У них не было достаточного доступа к пище, чистой воде, жилью и одежде, чтобы защититься от стихий. Историк и автор Джим Даунс писал: «Редкие упоминания о страданиях освобождённых людей в период эмансипации игнорировались, потому что эти эпизоды не вписываются в патриотические нарративы Гражданской войны». Хотя это может показаться странным для тех, кто впервые сталкивается с этой частью истории, свобода часто воспринималась как тяжкое бремя, ведь у бывших рабов не было ресурсов. Свобода без социального, экономического и политического влияния оставалась свободой лишь на бумаге.

Американцы цепляются за патриотические мифы, которые заставляют их чувствовать гордость за свою страну. Вот почему никто не возражает против историй о белых солдатах армии Союза, освобождавших чернокожих. Но рассказы о том, что среди них было немало расистов и тех, кто плохо обращался с освобождёнными, остаются за кадром. Это пример того, как патриотизм может ослеплять. В данном случае это чувство способствует сохранению выбеленной истории. Горькая правда в том, что, по словам Даунса, профессора гуманитарных наук и истории Гражданской войны, четверть из четырёх миллионов недавно освобождённых чернокожих американцев умерли от болезней и голода в период с 1860 по 1870 год. Это значит, что многие из тех, кто стремился к свободе, так никогда и не смогли отпраздновать её.

В одной статье в The Thibodaux Sentinel описывается удручающая картина: «дороги от Франклина до Тайгервилля были усеяны полуголыми, почти голодными, больными неграми, неспособными помочь себе». Итогом отмены рабства со стороны федерального правительства, без предоставления бывшим рабам никакой компенсации, стала их нищета и борьба за выживание. Многие были вынуждены снова работать на тех, кто ранее держал их в рабстве. Это было не просто несправедливо — это стало очередной несправедливостью, которую чернокожие американцы были вынуждены терпеть. Хотя это одна из самых ужасающих трагедий XIX века, истории о том, через что прошли освобождённые чернокожие, остаются скрытой историей, а не частью школьной программы. Печально, что античёрный расизм настолько укоренён в обществе, что интерес к этим рассказам почти отсутствует.

Мы знаем, что по дороге слёз погибло более 6000 чероки, которых насильно выселили с их земель. Это общеизвестный факт. Но мало кто признаёт, что более миллиона недавно освобождённых чернокожих американцев умерли от голода и болезней, оказавшись насильно выселенными из лагерей. Избирательная эмпатия по расовому признаку, вероятно, до сих пор мешает продвижению истории чернокожих в общественном сознании. Большинство признают физическое насилие: удары, избиения, нападения. Но лишь немногие согласятся, что отказ в ресурсах, необходимых для выживания, — это тоже жестокость. Как сказала Коретта Скотт Кинг: «Голодать — это насилие». В этом отношении провал федеральных, государственных и местных властей в оказании помощи бывшим рабам был формой насилия, ярким примером последствий пренебрежения.

Джим Даунс рассказал историю раба по имени Джозеф Миллер, который с семьёй бежал с плантации. Они шли пешком, пока не добрались до лагеря Нельсона площадью почти 4000 акров в двадцати милях к югу от Лексингтона. Это место служило убежищем для тех, кто стремился к свободе и хотел помочь уничтожить рабство. Однако солдаты Союза впустили семью Миллеров только при условии, что Джозеф поступит в армию. В обмен на это им обещали еду и кров. Для него это казалось справедливой сделкой. Увы, бригадный генерал Спид С. Прай нарушил это обещание 22 ноября 1864 года, приказав выгнать всех свободных людей из лагеря. Солдаты могли остаться, а их семьи и те, кто не мог сражаться, должны были уйти. Это означало, что семья Миллеров, сбежавшая из рабства, будет разлучена.

Без предупреждения охранник разбудил их ночью и сообщил об указе покинуть лагерь. Джозеф умолял оставить их, говоря, что это «станет смертью» для его жены и детей, у которых «некуда идти». Суровый климат и отсутствие ресурсов означали, что их шансы выжить без помощи армии Союза будут ничтожны. Несмотря на его протесты, несмотря на то, что он «солдат Соединённых Штатов», ответом были угрозы. Охранник сказал ему «садиться в повозку» или «он застрелит их всех». История семьи Миллеров разбивает иллюзию о героической армии Союза. Она оставляет нам куда более сложную правду о людях, которые боролись с рабством, но отказывали чёрным в элементарной помощи.

Всего из лагеря Нельсона было изгнано «шесть или восемь повозок с женщинами и детьми». Холод и отсутствие еды вызвали болезни. Джозеф пытался следовать за семьёй по территории Союза, но вскоре потерял их след. Солдаты не сообщили, куда увезли их семьи, а ему надо было закончить службу в тот день. Позднее вечером он добрался до «старого пансиона для цветных» в Кентукки. Там он вновь встретился с семьёй, но эта встреча была горькой. Он нашёл их «дрожащими от холода и голодными», узнал, что они не ели весь день. Его сын, болевший ещё до изгнания, умер за несколько часов до прихода отца. Его тело замёрзло в повозке, которая везла чёрных прочь из лагеря. Джозефу пришлось вернуться на службу, он не мог остаться с семьёй, не мог организовать похороны.

Через полгода Джозеф узнал от часового: его жена Изабелла и сын Джозеф-младший умерли через три недели после смерти первого ребёнка. «Через десять дней умерла его дочь Мария. А после Нового года умер последний ребёнок, Кэлвин». Несколько дней спустя, 6 января, умер и сам Джозеф, возможно, от разбитого сердца. Даунс пишет: «Семья Миллеров умерла не от сложных болезней или неизвестных недугов — они умерли, потому что у них не было необходимого».

Расисты любят говорить, будто чернокожие ленивы, что их беды исчезли бы, если бы они просто трудились усерднее. Но американская история знает множество примеров трудолюбивых чернокожих, умерших в нищете. Многие об этом не знают, потому что такие истории не преподаются в школах. Если бы их преподавали, это подорвало бы мифы белой Америки.

«Семья Миллеров не встретила освобождение от рабства как торжество, для них это стало процессом постоянного изгнания, лишений и в конце концов смерти». Увы, это судьба, выпавшая многим. Например, среди бывших рабов в 1862–1868 годах бушевала эпидемия оспы. Отчёт за март 1864 года гласил: «оспа творит ужас среди негров, когда попадает в их среду. Умирают восемь из десяти, тогда как среди белых здесь умирает лишь двое из десяти». Антисанитарные условия, в которых жили чернокожие, способствовали заражению и усложняли выздоровление. Тем не менее некоторые расисты утверждали, будто массовая гибель чернокожих была естественным следствием их свободы, их «предначертанной судьбой», как писал журналист The Nation в 1866 году, сравнивая их с коренными народами, умиравшими от болезней, завезённых европейцами.

Факт смерти не менее миллиона освобождённых чернокожих от болезней и голода не является незначительным. Это страшная утрата, о которой Америка до сих пор не решается говорить. Условия усугубились, потому что белые люди по обе стороны конфликта не считали жизни чернокожих приоритетом. Хотя идея свободы внушала надежду, не стоит обманываться насчёт испытаний, которые продолжались после эмансипации. Белые американцы требовали от чернокожих «взять себя в руки». Но как сказал Мартин Лютер Кинг-младший: «Жестоко говорить человеку без сапог, что он должен подняться за шнурки собственных сапог. Тысячи и миллионы негров остались без сапог после всех этих лет угнетения, после общества, которое нарочно сделало их цвет позорным, ничтожным и унизительным». Хотя истории освобождённых редко рассказывают ученикам, это необходимо. Это не только уважение к их стремлению к свободе, но и урок о последствиях безразличия.

VPN KOVALENKO - Знак качества и клиентоориентированности.

24/7 служба поддержки, высокая скорость, отсутствие рекламы,призы каждому пользователю.

Переходите по ссылке: https://t.me/Kovalenkovpn_bot?start=AHelwani