Хотела назвать этот обзор «Живопись на открытках» — но здесь и графика, и лубок, и плакат, так что пусть будет искусство. География — вся Россия. Диапазон — от пафосного до смешного.
Надо сказать, что не все посткроссеры любят арт-открытки, некоторые даже вносят их в анти-виш в своих профилях. Очень категорично. Никаких картин! А кто-то, наоборот, собирает коллекцию признанных шедевров.
Я арт-открытки люблю, но никакой конкретики не прописываю — мне интересно, что люди выберут сами, то есть интересны современники через их вкусы и предпочтения. И вот что присылали мне российские посткроссеры в течение семи с половиной лет.
Классика
Картины — символы русской живописи, такие как мишки Шишкина, просто обязаны быть на открытках. И у меня такие есть. И мне прислали. Можно сказать, что мишки и всадница Брюллова — это кич, а можно — что эмблемы Третьяковки.
«Христос и грешница»: на лицевой стороне открытки — картина Поленова, а на обороте — стихотворение посткроссера на эту тему, причем напечатанное, то есть автор специально выпустила эту поэтическую открытку. Живопись + поэзия. Искусство со всех сторон.
Вот такой вот Босх с комментарием.
Современность
Ретро-открытки
Многие посткроссеры видят недостаток старых советских открыток в том, что они тонкие, а следовательно, непрочные и плохо выдерживают почтовое путешествие. Так оно и есть. Но большой плюс — большое разнообразие сюжетов, сейчас такого не сыщешь. А ради сохранности особо ответственные корреспонденты используют прозрачные пакетики — Айвазовский, например, в таком пришел.
Рояль Жуковского долго висел у меня в избранном, без особой надежды на то, что его когда-нибудь пришлют — просто как образец, какая открытка мне может понравиться. И вдруг я ее получаю!
Привет из музеев и галерей
Обзор музейных открыток я уже делала, и это одна из самых любопытных коллекций — в плане того, что открытки не попсовые, не избитые, не заезженные, и в основном малотиражные.
А вот живопись на музейных открытках перебежала в этот обзор.
Особый посткроссерский шик — получить открытку с репродукцией картины, выпущенной музеем/галереей, где эта картина висит, а иногда оттуда и отправленную. В музее русского импрессионизма, например, есть действующий почтовый ящик прямо в сувенирной лавке.
Интересно, когда посткроссеры посылают открытки, выпущенные музеем их родного города, или из своих поездок и культпоходов. И о собственных впечатлениях пишут на обороте.
Дронтов этих чудесных я когда-то выиграла в розыгрыше открыток в ныне запрещенном и-граме.
Открытки из музеев Ярославля — сами по себе произведения искусства.
Ярославский художественный музей
Музей зарубежного искусства
Дом-музей Левитана в Плёсе
Государственный Эрмитаж
Эрмитажное настроение!
Еще не абстрактный Кандинский!
Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей
Музейное объединение Художественная культура Русского Севера, Архангельск
Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей
Музей ИЗО Кузбасса
Государственный музей палехского искусства
Культурный центр «Старый парк»
Село Кабардинка, Краснодарский край, Геленджик.
Музей славянской мифологии, Томск
Курская картинная галерея им. А. Дейнеки
Музей-заповедник «Архангельское»
Работа Эля Лисицкого, плакат «Клином красным бей белых», была представлена на выставке, посвященной творчеству художника, в Центре Помпиду в Париже в 2018 году. А ко мне эта открытка прилетела из Испании, от русскоязычного посткроссера.
Всенародный Ван Гог
Очень многие посткроссеры любят Ван Гога, постоянно вижу его в виш-листах. Причем у посткроссеров из разных стран. И ко мне прилетело несколько вангоговских открыток — из России, США, Франции. Я решила их не разлучать, они у меня поживают в одном конверте. Пусть это будет мостиком к продолжению обзора — открыткам от международных посткроссеров.
География: Североморск, Москва, Тверь, Ярославль, Ижевск, Тула, Красногорск, Волоколамск, Оренбург, Волжский, Псков, Зеленоград, Петербург, Екатеринбург, Кемерово, Томск, Курск, Кострома, Пермь.
Бедфорд (Массачусетс, США), Малага (Испания), Франция.