Александра Николаевича Сизова знают все футболисты Вили. В советское время он играл и тренировал главную команду посёлка — «Труд», а затем развивал ветеранский спорт. В последние годы он организовал матч памяти Виктора Трусилина и выпустил книгу об истории местного футбола.
— Александр Николаевич, расскажите о себе.
— Я родился 2 августа 1951 года в селе Ляпуха, которая потом вошла в состав Вили. В футбол начал играть ещё до школы. Почти всё детство пробегал с босыми ногами, потому что тогда даже мяч было сложно достать. С нами играли подростки и даже мужики, которые показывали, как правильно бить.
Зато полей хватало. Я жил на улице Пролетарской, которая имела три маленьких футбольных поля. Ещё играли на большом поле в Проволочном, напротив нынешней школы, где сейчас пролегает автомобильная дорога. Взрослая команда посёлка проводила матчи в вильском лесу, а также в Ляпухе, где были лавочки для болельщиков. Последняя площадка, более удобная для поклонников, после моей службы в армии стала основной.
— Кто из футболистов был кумиром?
— Я с девяти лет болел за СКА из Ростова-на-Дону и с советских времён также поддерживаю «Ростов». Почему? В то время телевизоров не было, но у молодёжи всё равно появлялись кумиры. Мой — чемпион Европы Виктор Понедельник. В Выксе я поддерживал «Металлург», потому что родители работали на ВМЗ.
— Вы футболист-самоучка?
— Да. Много работал индивидуально. Отрабатывал приёмы Михаила Месхи, как понимал их из радиорепортажей и газет, «сухой лист» Валерия Лобановского. Телевизоры у всех появились поздно — в середине 1960-х годов.
В четвёртом и пятом классах отдыхал в пионерлагере. Дважды играл за сборную отряда леспромхоза, в который однажды не взяли известного в будущем полузащитника «Металлурга» Николая Степнова. Он ещё на меня, деревенского, пальцем показывал, но это, ему, городскому, всё равно не помогло.
— Как сильно был развит уличный футбол в Виле?
— Прилично, и всё на самоорганизации. Я играл улица на улицу за Ляпуху против Вили и Проволочного. Наставника ни у кого не было — миссию брали на себя старшие товарищи, в том числе футболисты вильского «Труда» Владимир Трусилин, Василий Трусилин, Владимир Глубоков (не путать с футбольным историком), Виталий Шибаков и Борис Баландин. Они собирали детей и тренировали. Такое было по всей стране.
— Первенства Вильской школы проходили?
— Обязательно. Каждую весну, перед летними каникулами, играли на большом поле. В 1967-м мой девятый класс в финале уступил 10а в вильском лесу. В следующем году я стал капитаном команды и привёл её к победе в первенстве уже на «домашнем» поле в Ляпухе. В финале забил три гола. Один — ножницами, второй — прошёл по центру и всех обвёл, третий — после подачи углового.
— В «Кожаном мяче» участвовали?
— Да. В 1969 году Виля в каком-то матче победила «Орбиту» (1:0), которую тренировал Дмитрий Кознов. Меня окружили возле штрафной, но я отдал пас Александру Ерёмину. Вратарь отразил его удар, а я добил мяч в сетку.
После игры наставник Октябрь Иванович Вилков взял меня, моего друга Александра Ерёмина, вратаря Владимира Исаева, Виктора Трусилина и Александра Баранова в юношеский «Металлург». Кстати, там я познакомился с футболистом и хоккеистом Владимиром Калининым.
Тренировались на стадионе «Металлург», пока не попросили свидетельства о рождении. Меня отчислили по возрасту. Александр Ерёмин появился на свет 10 октября 1951 года. Его, несмотря на 18 лет, оставили, поскольку он родился позднее 1 октября. Другие вильчане остались, потому что были ещё младше.
— Когда дебютировали за вильский «Труд»?
— В пятнадцать лет. Осенью 1966 года меня остановил на улице старший товарищ и пригласил в вильский «Труд». У меня ноги подкосились от радости. Я болел за команду, которая играла на районное ДСО «Урожай», ездил на матчи в другие посёлки.
Капитаном Вили и соответственно тренером был Борис Баландин. На общем собрании в клубе (они всегда там проходили) он дал мне позицию левого защитника, и я полюбил это амплуа. Три сезона подряд (в 1966 году я успел сыграть несколько матчей) меня выпускали на первый тайм, а в перерыве меняли.
— Так вы же были нападающим?
— В команде существовало правило: кто главнее и авторитетнее, тот и выбирал себе позицию на поле. Левого защитника в Виле всегда отдавали молодёжи. Но это правило не универсальное. В более классных клубах, например в «Металлурге», тренер Виктор Громченко, если не хватало игроков, более опытных футболистов ставил в защиту и полузащиту, а нападение доверял новичкам.
— Когда вы стали основным игроком?
— В 1969 году многие ребята ушли в армию. Я освоился и играл уже последним защитником все матчи без замен. Наравне с Владимиром Трусилиным (27.01.1937) и Василием Трусилиным (26.09.1939) был самым опытным. Даже забил гол Нижней Верее. Наш стадион в лесу располагался немного под уклоном, поэтому в одну сторону было тяжело играть. Так удачно выбил мяч от своей штрафной, что он залетел в чужие ворота.
Несмотря на омоложение, стали чемпионами районного ДСО «Урожай». За победу присвоили второй разряд по футболу вдобавок к моему второму разряду по лыжам. Он, кстати, разрешал сдать вступительные экзамены на спортивный факультет университета.
— Вы уже работали?
— С 1968-го трудился машинистом крана во втором трубном цехе ВМЗ. На второй год уже играл за команду цеха вместе с Валерием Горбенко и Николаем Степновым.
— Когда служили в армии?
— С 10 ноября 1969 года по 28 ноября 1971 года. Старшина пограничных войск. Отправился через несколько дней после бала, на котором команде вручили грамоты и награды за чемпионство. Вместо норвежско-финской границы, которая была закреплена за Горьковской областью, нас, 33 выксунца, повезли на китайскую рядом с островом Даманский.
— В футбол играли?
— В школе сержантского состава Читы гоняли жестяные банки вместо мяча, чтобы не замёрзнуть. А в мае прибыл на границу. Думал, там будет футбол. Но нет! Попал в спецподразделение при штабе, которое прикрывало рубеж.
Раздобыл мяч. Когда приказывали разгрузить что-нибудь на хлебозаводе, то я всегда его брал. На обратном пути по забайкальской степи приказывал снять фуражки для ворот и начинал играть в футбол. Обводил пятерых, шестерых. После таких матчей передумал связывать с этим жизнь. Моя мечта о футболе продолжала жить на любительском уровне!
— Как же ростовский СКА?
— Продолжал болеть и даже посетил финал Кубка СССР. 9 мая 1981 года приехал ночным поездом из Навашина. Рано занял очередь. Еле-еле купил билет, хотя пришёл одним из первых. Оказался вместе с ростовскими болельщиками. Даже билет сохранился, северная трибуна, стадион «Лужники», 80 с лишним тысяч зрителей.
С третьей попытки завоевали трофей, победив московский «Спартак» со счётом 1:0. За СКА выступали Сергей Андреев, Александр Заваров и Игорь Гамула. Матч получился драматичный, нервный, равный. В первом тайме спартаковец Александр Мирзоян не забил пенальти, попав в штангу. В концовке Заваров подхватил мяч, прошёл всю половину по правому краю, прострелил, и Андреев вколотил снаряд в ворота.
— Вы вернулись в вильский «Труд»?
— Да, продолжил играть с 1972-го, но успехами болельщиков не радовали. Лишь в 1974 году дошли до финала Кубка ДСО «Урожай». В мае 1975-го решил, что надо брать управление в свои руки. Меня избрали капитаном и соответственно тренером. Я собрал взрослый состав и купил форму, а также заявил юношескую команду на «Кожаный мяч».
Впервые установил обязательные тренировки — один раз в неделю. Не только летом, но и зимой. Когда наступали холода, перебирались в спортзал Вильской школы и играли в мини-футбол (хотя он тогда так не назывался), баскетбол и волейбол. С неизбирательной самоподготовкой было покончено.
— Какие-то ограничения существовали?
— Основной проблемой являлся график работы, из-за которого не всегда собирали сильный состав. В этом мы были не одиноки. Кроме нас, на первенство и Кубок ДСО «Урожай» играли Шиморское, Туртапка, Борковка, Тамболес, Сноведь, Нижняя Верея, Ближне-Песочное и «Чайка» (ПМК) из Выксы.
Другое затруднение — отсутствие транспорта. На матчи и после них часто ходили пешком, добирались на рейсовых автобусах, грузотакси или по узколинейной железной дороге. Особенно тяжело было после поединка идти по пять-десять километров. Это компенсировалось любовью вильских болельщиков. Я уже сказал, что на одной стороне в Ляпухе были лавочки. Кому мест не хватало — плотно окружали поле со всех сторон. Собирался весь посёлок.
По моей инициативе футболистам запретили играть в бутсах. Во-первых, не у всех они были, во-вторых, снижался риск травм. В 1976 и 1977 году на турниры ДСО «Урожай» не заявляли футболистов «Авангарда» и «Металлурга». В итоге мы играли без Виктора Трусилина и Николая Скороделова.
— Почему Виле не дали сыграть на областное ДСО «Урожай»?
— В 1975 году «Чайка» стала чемпионом, а Виля взяла серебро и завоевала Кубок ДСО «Урожай». Я предложил выявить лучшую команду сезона. Новый турнир — Суперкубок — прошёл единственный раз в истории. Матч приурочили ко Дню работника сельского хозяйства, а местом выбрали стадион «Металлург». Вильский «Труд» одержал волевую победу со счётом 4:2, забив три безответных гола во втором тайме. Вместе с Суперкубком досталась и путёвка на область.
Почти всё было для этого готово. Летом 1975 года нам выделили деньги на покупку формы, на зиму добился спортзала для полноценных тренировок.
— Что же помешало?
— Я вынужден опровергнуть ошибочные слова Николая Скороделова о том, что в финансировании нам отказал председатель городского спорткомитета Владимир Колесов. Всё было не так. Председатель ДСО «Урожай» Владимир Фёдорович Роганков по моей просьбе дал отчёт о победе в «Выксунский рабочий».
Вместе с директором Вильского клуба Ниной Васильевной Каракозовой я поехал на встречу с заместителем председателя завкома ВМЗ Анатолием Фёдоровичем Плехановым. Попросил автобус на выездные матчи и освободить не на сезон, а только на матчи двух футболистов — Василия и Владимира Трусилиных. Он небрежно и с такой издёвкой ответил: «У нас есть „Металлург“, больше не надо». Так нашу мечту и обрубили, потому что все деньги были у профсоюзов. А в другие я не догадался сходить.
— Что было дальше?
— В 1976-м снова стали вторыми в районном первенстве и дошли до финала Кубка. В 1977 году едва не завоевали золото. Последний матч сезона прошёл в Борковке. «Труд» открыл счёт. Я получил шанс удвоить задел, но не забил пенальти. Хозяева перевернули ход встречи, победили 2:1 и стали чемпионами. Виля снова довольствовалась серебром.
Первенство ДСО «Урожай» 1978 года стало последним в истории. На турнир заявились всего четыре команды — «Труд» из Вили, Мотмос, Борковка, объединённая команда Шиморского и Тамболеса. Победители полуфиналов разыграли золотые медали.
За «Труд» играли трое вильских футболистов «Металлурга» — Николай Скороделов, Виктор Трусилин и Александр Кузякин. Мотмос привлёк игроков «Авангарда» — Николая Викулова, Валерия Проворова и Валерия Каленскова. Виля победила 7:0 (по словам Николая Скороделова, счёт 4:1. — Прим.), несмотря на удаление Александра Ерёмина в первом тайме, и стала последним чемпионом ДСО «Урожай». На этом «Труд», как и другие команды «Урожая», распались. Вильская молодёжь пыталась возродить футбол в 1979 году, но их попытка, к сожалению, провалилась.
— Как складывалась ваша рабочая карьера?
— С 1973 по 1979 год я заочно учился в Горьком на юридическом факультете института. В мае 1975 года, после второго курса, устроился работать юристом в Выксе. С 1984 по 1987 год трудился помощником городского прокурора. Мне предлагали стать прокурором Кулебакского и других районов. Отказался, потому что по партийной линии меня направили заведующим отделом социального обеспечения в горисполком.
— Как в Виле возник ветеранский футбол?
— В 1997 году в Виле впервые прошёл ветеранский матч. Играли давние соперники — «Труд» и «Чайка». Хозяева победили 4:3. С того времени начался новый отсчёт вильского футбола. Состоялось множество товарищеских матчей и турниров, а в 2022-м прошла первая встреча памяти Виктора Трусилина. А в следующем году я выпустил книгу «Футбол в рабочем посёлке Виля», в которой поделился своими воспоминаниями.