22 января 1819 года Леонтием Ивановичем (Леопольдом Иоганном) Чермаком (Czermack) в Москве был открыт частный пансион для мальчиков. Это было учебное заведение первого разряда, программа которого соответствовала программе гимназии. Пансион считался одним из лучших в Москве. В 1834-37-х годах в нём учились Федор и Михаил Достоевские, а затем и их младший брат Андрей.
Пансион Чермака, ставший в Москве уже достаточно известным, вместе с доброй репутацией был в начале 1840-х приобретен эльзасским французом, лютеранским пастором Луи Энне (Louis ENNÈS), с 1838 года преподававшим в училище московской лютеранской церкви.
В Москве он был известен как Лев Карлович Эннес (Энес, Енес). Эннес в 1845 году перевел пансион в усадьбу, принадлежавшую потомкам купца Золотарева "у Меньшиковой башни" в Большом Успенском переулке (сейчас Потаповский переулок). Пансион Эннеса известен больше всего тем, что в нем обучался будущий врач Сергей Петрович Боткин.
К 1860-му году пансион сменил адрес и переехал уже на Мясницкую улицу в дом братьев Бутеноп (бывший дом А.И. Лобанова-Ростовского), нынешний адрес Мясницкая, дом 43.
В усадьбе на Мясницкой до 1860-го года располагалась Рисовальная школа, учрежденная иждивением графа С.Г. Строганова. В 1860-ом году Школа переехала в здание, расположенное в Путинковском переулке близ Страстного монастыря, а на её место въехал пансион Луи Эннеса.
В марте 1866 года пансиону Эннеса было «высочайше разрешено» именоваться частной мужской гимназией. В своем докладе попечитель Московского учебного округа отмечал, что значительное число обучающихся в пансионе Эннеса, число которых доходит до 120 человек в год, указывает на высокую степень доверия, которое «Эннес приобрел в Московском обществе, и что из кончающих в этом пансионе курс учения средним числом до 6-ти ежегодно поступает, по экзамену, в студенты Университета».
К 1870-м годам возникла потребность в подготовке учащихся с уклоном в точные и естественные науки. Такие гимназии стали называть «реальные гимназии», а с 1871-го года их стали называть реальными училищами. Еще больше способствовало развитию «реального образования» разработка в 1772-ом году устава реальных училищ.
Пансион Эннеса в 1871-ом году стал частным реальным училищем «Кандидата прав Московского университета Константина Павловича Воскресенского».
Парижское фотоателье David&Vallois, специализировавшееся на создании альбомов учебных заведений, в 1910-ом году выполнило заказ на фотографирование Московского реального училища Воскресенского и его учащихся.
Училище находилось в том же доме на Мясницкой, только это уже был дом Товарищества Э. Липгарт и Ко. Тут же осуществлялась торговля строительными материалами, преимущественно цементом и камнем.
Реальное училище, как и гимназия, давало среднее образование, но такой форме обучения отдавали предпочтение те, кто интересовался точными и естественными науками. Образовательной целью училищ было «общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических познаний».
Училище Воскресенского продолжило добрые образовательные традиции, сформированные за полвека его двумя предшественниками: Чермаком и Эннесом.
В училище было шесть основных учебных классов, один приготовительный и один дополнительный.
Альбом фотоателье David&Vallois был издан уже после смерти Воскресенского, скончавшегося в феврале 1910-го года. На это указывает существование в училище музея реликвий Воскресенского.
За поступление ученика в приготовительный и первый класс училища взималась плата 200 рублей в год. Поступающие во второй и третий классы платили 250 рублей в год, все остальные, включая дополнительный класс при поступлении платили 300 рублей в год. При переходе в следующий класс годовая плата не менялась.
По воспоминаниям советского лётчика, военачальника М.М. Громова, учившегося в училище, «Как в старом здании училища на Мясницкой улице, так и новом здании у Покровских ворот, вестибюль был сделан на втором этаже. Нужно было подняться по лестнице, чтобы раздеться уже в тёплом помещении или одеться в тепле и, спустившись вниз по лестнице, выйти на улицу. Вестибюль был большой».
«В училище были швейцары в ливреях, очень приветливые, добрые, солидные, умевшие во всех случаях отлично обращаться и расправляться как с хорошими учениками, так и с шалунами. В актовом зале был специальный надзиратель. Во время занятий дежурный надзиратель наблюдал за коридорами и уборной».
Любопытен состав законоучителей: протоиерей Константин Петрович Зверев, священник Семён Яковлевич Уваров, священник Фёдор Сергеевич Орлов, армянский священник Эммануил Петрович Назарьянц, лютеранский пастор Эдуард Карлович фон-Зандер.
Директором училища был Александр Митрофанович Воронец, российский, впоследствии советский педагог-математик, автор учебных пособий по математике.
Исполнял обязанности инспектора Василий Михайлович Воинов.
Преподавали в училище Николай Фёдорович Золотницкий, Константин Семёнович Высотский, Павел Павлович Горячий, Валентин Алексеевич Сливицкий, Константин Петрович Нотгафт, Дмитрий Михайлович Россинский, Пётр Михайлович Иванов, Сергей Константинович Богоявленский,
Артемий Фёдорович Трейер, Николай Петрович Струев, Иван Павлович Казанский, Борис Дмитриевич Некрасов, Фёдор Фёдорович Некрасов, Константин Николаевич Рашевский, Василий Иванович Розанов, приват-доцент Александр Арсеньевич Ивановский, Владислав Андреевич Погоржельский,
Георгий Александрович Попперэк (преподавал математику), Северин Леонидович Загорский, Владислав Алексеевич Шашкин, Василий Платонович Кравцев, свободный художник Иван Яковлевич Пилюгин, подполковник Сергей Александрович Мельницкий, Антон Юльевич Пише (преподавал историю), приват-доцент Александр Семёнович Ященко, Мартин Фёдорович Берг,
Владимир Митрофанович Ушаков, Александр Николаевич фон-Гартман, Владимир Капитонович Иванов, Иван Иванович Богданов, Дмитрий Иванович Морозов, Николай Николаевич Тимофеев, Александр Иванович Полонсевич, Николай Сергеевич Величков, Николай Дмитриевич Холопов.
Врач училища Тимофей Петрович Краснобаев, впоследствии один из основоположников советской детской хирургии, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР, лауреат Сталинской премии (1949), академик, АМН СССР.
Письмоводителем служил Николай Иванович Шокин.
В реальном училище Воскресенского начинали свой путь будущие учёные, конструкторы, инженеры, артисты, публицисты. Здесь учился композитор Ю.С. Милютин, математик В.В. Немыцкий, биолог П.А. Мантейфель, автоконструктор А.А. Липгадт, архитектор А. В. Кузнецов, основатель Театра кукол С.В. Образцов, экономист А.В. Чаянов, артист Б.А. Щукин, генетик С.С. Четвериков, и другие.
В 1874-ом году в училище поступил будущий художник Михаил Нестеров. Учитель рисования Александр Петрович Драбов обнаружил у Нестерова художественный дар. Воскресенский пригласил из Московского училища живописи, ваяния и зодчества академика живописи К.А. Трутовского, который подтвердил мнение Драбова.
Воскресенский способствовал развитию дарования Нестерова. Возможно, на стене в кабинете директора висят картины, написанные Нестеровым во время его обучения в училище.
В училище обучались художники Н.Д. Милиоти, М.Ф. Ларионов, Н.А. Соколов. Оно было популярно в купеческой и промышленной среде. Из восьми братьев Рябушинских, трое учились в реальном училище Воскресенского. Здесь учился создатель Театрального музея А.А. Бахрушин.
Генетик С.С. Четвериков писал об училище: «Это было совершенно исключительное и прекрасное учебное заведение, о котором до сего дня сохранились у меня самые теплые, самые признательные воспоминания».