Здравствуйте, дорогие читатели сегодня начнём рассказ о браке "Седов" на котором когда-то служил мой отец . Это статья посвящена моему папе.
Вопрос о написании этой статьи висел давно , мне родственники всегда говорили , что надо написать про отца и его периоде службы в армии , вернее флота на барке "Седов"
В детстве , в школе часто писали сочинения на тему : кем работают или кто твои родители , конечно, сейчас это, наверное, будут рассматривать, как влезание в личную жизнь, а тогда это было просто обычные темы для сочинений. Но так как отец умер, когда я был в первом классе , то писал всё время про маму и никто не задавал вопрос об отце , так как знали про это .
Сейчас я всё же решился написать на эту тему , так как скоро уже я буду на 20 лет старше своего отца, когда он умер и если бы произошла наша встреча , то, наверное, я уже бы рассматривался как отец ( забавная ситуация, не правда ли ). Поэтому он остался в моей памяти вечно молодым.
Как попал простой , скажем так крестьянский парень на этот барк история умалчивает , но тогда, наверное, брали здоровых и достойных . Кронштадт , они, там обучившись морскому делу, начали бороздить просторы океанов. К своему удивлению я узнал, что первое кругосветное путешествие барк сделал лишь в 2013 году , хотя отец бывал и в Англии , и в Индии , Шри Ланке , Марокко, Гибралтар и другие страны .Много фотографий осталось о тех городах и событий.
(В 2012-2013 гг. "Седов" совершил своё первое кругосветное плавание, пройдя за 14 месяцев 47 тыс. морских миль (87 тыс. км) и закончив кругосветку в Санкт-Петербурге.)
Понятное дело , что в начале 60- х годов была сплошная шпиономания и барк тоже это коснулось , так мама рассказывала ( рассказов отца почти не помню ) что у них на борту было много разной аппаратуры, которая была хоть и исследовательской , но с военным уклоном на определённые для разведки темы. Поэтому их не пускали на территорию США и их военных баз. Такие океанографические суда обеспечивали выход в океан подводных лодок Северного флота.
В первой части я немного познакомлю читателя с самим кораблём , а в дальнейшем , если будет интерес , то и некоторые истории и легенды об этом красавце...
Корабль в честь кого был переименован -
Георгий Яковлевич Седов — российский гидрограф, полярный исследователь, старший лейтенант.
Выходец из рыбацкой семьи, офицер военно-морского флота, старший лейтенант, действительный член Русского географического общества, почётный член Русского астрономического общества. Участвовал в экспедициях по изучению острова Вайгач, устья реки Кары, Новой Земли, Карского моря, Каспийского моря, устья реки Колымы и морских подходов к ней, Крестовой губы. Организатор экспедиции к Северному полюсу. 27 августа 1912 судно «Святой Фока» вышло из Архангельска и у Новой Земли из-за непроходимых льдов стало на зимовку. К Земле Франца-Иосифа экспедиция подошла только в августе 1913, но из-за отсутствия угля встала в бухте Тихой на вторую зимовку. 15 февраля 1914 Седов, заболевший цингой, и сопровождавшие его матросы Г. В. Линник и А. М. Пустотный на трёх собачьих упряжках вышли к Северному полюсу. Не дойдя до острова Рудольфа, Седов умер (20 февраля) 5 марта 1914 и был похоронен на мысе Аук этого острова.
Барк «Седов»-четырехмачтовый барк, самый большой в мире парусник классической постройки. По величине его обошёл только 5-мачтовый «Royal Clipper». Но это судно построено на базе корпуса классического фрегата польской серии.
Основные размерения барка «Седов»:
Длина наибольшая (с бушпритом) - 117.50
Ширина габаритная – 14,62 м
Осадка – 6,31 м
Максимальная высота мачт от уровня моря – 54,8 м
Количество парусов - 32
Общая площадь парусов – 4 192 кв. м
Скорость под парусами – 18 узлов (33 км/час)
Скорость под двигателем – 10 узлов (18,5 км/час)
Численность экипажа – 57 человек
Количество практикантов на борту –до 170 человек.
Парусник относится к классу так называемых винджаммеров (windjammer). Есть несколько вариантов трактовки и переводов этого термина с разных языков-самый распространённый -«выжиматель ветра». Ведь такие суда имели большое парусное оснащение и были очень быстроходными. Но мне кажется, что это упрощённый, буквальный вариант перевода. Тем не менее давайте остановимся на нём.
Особенности этой серии судов в больших размерах, увеличенном количестве мачт: от 3 до 5, большой площади парусов. Эти суда были ориентированы на длительные океанские переходы в районах с постоянными ветрами.
Барк заложили на судостроительной верфи Круппа в г. Киль (Германия) в 1920 году по заказу бременского судовладельца Виннена. Уже в 1921 году парусник спустили на воду, и в этом же году 1 сентября под именем «Магдалена Виннен» судно отправилось в первый рейс.
Судовладелец ставил цель использовать барк для перевозки грузов, но экономический кризис 30-х годов прошлого века внёс свои коррективы и судно ушло с молотка за неимением работы, парусник приобрела тоже немецкая компания, его переименовали в «Коммодор Йонсен» и перестроили, сделав учебным судном
Наступившая Вторая мировая война внесла свои коррективы в торговое судоходство. И учебное судно «Коммодор Йонсен» вошло в состав вспомогательного флота Германии на Балтийском море как несамоходная баржа.
По окончании Великой Отечественной войны Советский Союз в качестве компенсации получил три парусных судна, в том числе и «Коммодор Йонсен».
В СССР судно перевели в класс учебных судов ВМФ.
Несмотря на разруху в стране, восстановление гораздо более важных с точки зрения народного хозяйства, заводов и фабрик, нашлись деньги и на реанимацию «Седова». Во многом это заслуга Петра Сергеевича Митрофанова, ставшего в 1948-ом командиром барка. Почитаемый моряками Митрофанов же стал основателем советской парусной школы , и в 1952 г. «Седов» отправился в первое плавание.
Кстати, именно в период с 1961 по 1965 год мой отец служил на барке и командиром был капитан 2 ранга Нечаев.
Позже, в 1965 г. парусник передали в министерство рыбного хозяйства для обучения экипажей рыболовного флота. Новым портом приписки барка стала Рига.
В начале 70-х паруснику уже требовался основательный ремонт. Несколько лет барк просто простоял на приколе, ожидая своей участи. Многие склонялись к тому, чтобы утилизировать уже не новое судно. К счастью, в Союзе нашлось много известных людей, в том числе и заслуженных моряков, которые сумели отстоять судно. И в 1975 году парусник встал на ремонт в Кронштадте.
Капитальный ремонт парусника длился шесть лет. Барк практически полностью обновили. А ещё на судне сделали учебные классы, хорошие кубрики для курсантов, актовый зал, кают-компанию, спортзал, сауну.
После окончания ремонта, в 1981 г. обновлённый барк снова вышел в рейс.
Когда в 1991 г. Латвия стала независимой страной, Российская федерация перевела парусник из Риги в Мурманск и передала его Мурманскому государственному техническому университету. Барк вновь поменял порт приписки.
В истории судна было немало «печальных» страниц. Очередная грустная история произошла в 2000 году во французском Бресте, когда барк арестовали по иску швейцарской компании Noga ("Нога") якобы в счёт долгов российского правительства. К счастью, огромными усилиями юристов и общественного мнения, арест с судна был снят.
Регаты и достижения барка «Седов»:
В 1987 году в Средиземном море барк установил мировой рекорд скорости для парусников данного класса (18,32 узла, 34 км/ч).
В 1989 г. «Седов» был занесён в Книгу рекордов Гиннеса как самое большое в мире учебное парусное судно, находящееся в строю.
В 1991 г. в парусной регате Cutty Sark Tall Ship’s Races барк «Седов» занял первое место. В 1992 и 1994 в тройке призёров. А потом, в 1995 - снова первый!
Сейчас «Седов» является приписанным к порту Калининграда и передан Калининградскому государственному техническому университету. Тем не менее Мурманские курсанты до сих пор проходят на нем практику.
Если вам понравилась статья ставьте лайки и пишите комментарии, подписывайтесь на мой канал, и продолжение обязательно будет.
.