Найти в Дзене
Журнал Авито Авто

Бренды с историей: Jeep, который становится проклятием своих владельцев

Оглавление

Jeep Cherokee Chief Wide Stance S Pkg. Фото: Jeep
Jeep Cherokee Chief Wide Stance S Pkg. Фото: Jeep

Слышали, что в Китае боятся цифры 4, считая ее предзнаменованием больших бед? А вот итальянцы страшатся числа 17 — в некоторых многоэтажках после 16-го сразу идет 18-й этаж. В копилку суеверий можно добавить еще одно. Все, кто владел маркой Jeep, разорялись. Почему? Сейчас разберемся.

Дитя войны

При всех ужасах, которые приносит человечеству война, у нее, как ни странно, есть и свои плюсы. В попытках придумать более эффективный способ убийства себе подобных, люди продвигают технический прогресс.

Именно военному времени мы обязаны многими изобретениями, напрямую не связанными с оружием. Например, массовое производство пенициллина, полеты в космос и внедорожники.

Перенесемся в 1940-й. Танковые колонны Гудериана шлифуют равнины Франции, Великобритания готовится принять следующий удар. Америка формально в войне еще не участвует, но вовсю помогает союзникам в Европе.

Willys Quad. Фото: Jeep
Willys Quad. Фото: Jeep

В этот период американские военные объявили тендер на создание легкого многозадачного легкового автомобиля. Бриф звучал удивительно смело. Минобороны требовало автомобиль с колесной базой до 190 см, высотой не более 92 см, дорожным просветом минимум 15 см. Машина должна была иметь полный привод с понижающей передачей, откидное лобовое стекло и поддерживать устойчивую скорость в диапазоне от 5 до 80 км/ч. Самое главное, при снаряженной массе не более 590 кг, она должна иметь полезную нагрузку в 270 килограмм.

Там было много других вводных, но и без них ясно — требования запредельные. Особенно если учесть, что на разработку отводилось меньше двух месяцев.

К указанному дедлайну со своими предложениями вернулась… только одна автомобильная компания — Bantam.

Рождение легенды

Автором внедорожника считается инженер Карл Пробст. Свой BRC — то есть, Bantam Reconnaissance Car, «разведывательный автомобиль Бэнтам» — он построил из запчастей и агрегатов, оказавшихся под под рукой. Стандартный покупной мотор фирмы Continental на 40 сил, мосты от Studebaker Champion, раздатка Spicer, механическая коробка Warner Gear. Кузов самый простой — вместо дверей вырезы по бокам. А еще короткие свесы, откидной лобовик и большой дорожный просвет. Можно ставить пулемет, можно буксировать легкую пушку.

Bantam Reconnaissance Car. Фото: commons.wikimedia.com/Military Vehicle Photos
Bantam Reconnaissance Car. Фото: commons.wikimedia.com/Military Vehicle Photos

Правда, формально требований военных BRC не выполнял. Полезная нагрузка 250 кг (минус 20 кг от требуемой), зато перевес по снаряженной массе большой — 830 кг, вместо 590 килограмм.

Впрочем, выбирать было не из чего. Поэтому военные согласились на уступки. Только почему американский военный внедорожник мы знаем именно как Willys, а не как Bantam?

Первая жертва

Просто Bantam маленькая фирма. Очень маленькая. Военные резонно полагали, что компания не справится с большим объемом производства. А новый внедорожник требовался в больших количествах. Поэтому на следующей стадии к проекту подключили две фирмы покрупнее — Ford и Willys.

Те тоже изготовили свои прототипы — по образу и подобию первого Bantam BRC. В итоге, в 1941-м г. в серию машина пошла уже под именем Willys MA, который объединил в себе все лучшее из четырех прототипов: двух от Bantam и по одному от Willys и Ford.

Willys MA. Фото: Jeep
Willys MA. Фото: Jeep

Он и есть первый Jeep и прародитель всех внедорожников мира.

Самое грустное в этой истории, что Bantam, по сути, придумавший гениальную машину, остался ни с чем. Военные милостиво разрешили фирме выпускать прицепы для «Виллиса». Не более того. После войны Bantam разорился. Имя его забыли.

И это была первая жертва Jeep.

Тайна имени

Кстати, почему всем известный внедорожник прозвали «Джипом»? Самая расхожая версия звучит так. Слово Jeep — производное от букв GP (General Purpose) в названии «фордовской» версии вездехода, которая выпускалась в годы войны. Но дело в том, что понятие «джип» существовало задолго до создания модели.

Willys MB. Фото: Jeep
Willys MB. Фото: Jeep

Американские военные этим словом часто называли новый, неопробованный тип боевой техники. Причем, не обязательно автомобиль. «Джипами» в солдатском сленге были даже прототипы бомбардировщика B-17. Существует и еще одна популярная версия. В комиксах про моряка Попая был персонаж по имени Юджин Джип.

Вымышленное существо питалось орхидеями и могло перемещаться во времени. Возможно, американские солдаты, для которых комиксы остаются важным источником познания мира, увидели сходство между легким, юрким вездеходом Willys и этим персонажем.

👉 Нашли трехдверные Jeep Wrangler с пробегом до 100 000 км на Авито Авто.

Приносящий несчастья

Первой жертвой Jeep стала фирма Bantam. Второй же оказался сам Willys.

После войны компания быстро наладила производство гражданской версии Willys CJ — то есть, Civilian Jeep. Но, несмотря на неплохой спрос, руководство компании считало внедорожник побочным бизнесом. Все силы и средства «Виллис» вкладывал в развитие новой легковой линейки моделей.

Как покажет время, это было ошибкой. Седан Willys Aero, в создание которого вложили кучу денег, продавался плохо. И, в конце концов, он утащил фирму на дно.

Марка Jeep перешла под контроль фирмы Kaiser, а в 1970-м с автомобильной карты Америки исчезнет и она. Все оставшиеся на плаву независимые бренды США тогда объединились в корпорацию AMC — American Motors Corporation.

Willys Aero-Lark DeLuxe. Фото: Willys
Willys Aero-Lark DeLuxe. Фото: Willys

Историю AMC тоже не назовешь особо счастливой. Компания протянула до середины 80-х, все это время испытывая перманентные финансовые проблемы. Безусловно, марка Jeep была самой ценной и рентабельной единицей корпорации.

К тому времени модельная линейка Jeep включала не только современные модели CJ, но и престижный полноразмерный вездеход Wagoneer и Grand Wagoneer, модели бескапотной коммерческой техники серии FC (Forward Control), машины для активного отдыха серии Jeepster.

Jeep Wagoneer. Фото: Jeep
Jeep Wagoneer. Фото: Jeep

Когда в начале 80-х на рынок вышло знаменитое поколение XJ модели Cherokee, стало ясно — что бы ни случилось с American Motors, сам Jeep будет жить.

Так и вышло. AMC в конце концов проглотил Chrysler, а когда дела этого некогда процветающего участника большой детройтской тройки пошли по наклонной плоскости, марка Jeep оставалась главным и самым привлекательным брендом в корпоративной линейке.

👉 Здесь объявления с классическими Grand Cherokee 90-х и нулевых.

Снова здорово?

Сегодня Jeep входит в состав корпорации Stellantis. И тут, если честно, не знаешь, что и думать. С одной стороны, за маркой закрепилась репутация убийцы своих хозяев. Сначала Bantam и Willys, потом Kaiser-Overland, затем American Motors — все, кто имел отношение к Jeep, давно сошли со сцены.

С другой, именно Jeep, на сегодняшний день, самый популярный в мире внедорожный бренд. При этом, продажи… неуклонно падают последние несколько лет.

Фото: Jeep
Фото: Jeep

Причины кризиса и в агрессивной ценовой политике — Jeep все больше позиционируется как премиальный бренд, и, соответственно, выстраивает ценообразование. Не помогают устаревшая модельная гамма и затраты на запуск электромобилей, которые рынок, похоже, не очень хочет принимать.

Но знаете что? Что бы ни ждало Stellantis впереди — а тут возможны любые варианты — в одном можно не сомневаться: кто-то обязательно возьмет Jeep под свое крыло. Возможно, на свою же беду…

👉 Оставили тут новые Jeep, которые продаются на Авито Авто.

Текст: Сергей Кораблев