14 июля 2025 года не стало Александра Митты — режиссёра, сценариста, учителя и человека, который знал цену кадру и слову. Он не стремился быть любимцем власти. Не мечтал о славе. Но стал частью истории — советской, российской, человеческой. Он не гонялся за громкими премиями. Он просто снимал — с болью, с верой, с правдой.
С вами кинохотница Анна, подпишитесь на канал и поставьте палец вверх — Вам не сложно, мне приятно.
Будем вспоминать и провожать Великих вместе🥀
Из коммуналки — в историю кино
Александр Наумович Митта (настоящая фамилия — Рабинович) родился в Москве, 28 марта 1933 года. Его детство — это коммуналка, недоверие, тревога и ощущение, что за ним скоро придут. Мать репрессирована, тёти в лагерях, дяди расстреляны. Отец был инженером на ЗИСе и чудом избежал репрессий. Если в твоей семье кто-то уже «сидел» в те годы, то это был почти приговор. И Митта с юности думал, что не доживёт даже до двадцати лет. Поэтому читал запоем. Смотрел фильмы. Старался «надышаться».
Сначала он пытался стать художником. Рисовал с детства. Поступил в художественное училище — но не сложилось, его отчислили. Тогда он пошёл в архитектурный. Его преподавателем стал сам Константин Мельников — легенда конструктивизма. Однако после окончания учёбы, дома проектировать Александр не стал.
А стал рисовать карикатуры и иллюстрировать детские книги. Рисовал для «Крокодила» и «Весёлых картинок». И именно тогда, по настоянию редакторов, сменил фамилию на Митта. Потому что «Рабинович» звучит как для сатиры. Так родился псевдоним, который стал легендой.
От графики к кино: ученики Ромма
В 60-е он поступил во ВГИК, учился у Михаила Ромма. Его однокурсниками были Андрей Тарковский и Василий Шукшин. В 1961 году он снял дипломную работу — «Друг мой, Колька!» — и тут же попал в сердце публики. За год картину посмотрели 24 миллиона человек. Митта был не только в теме — он задавал тон.
Он снимал о подростках, но не нравоучительно. Он снимал мелодрамы, но не по шаблону. Он не боялся снимать то, что не поощрялось. Его герои не говорили лозунгов — они говорили правду. И в этом было главное.
«Экипаж»: как поджечь самолёт и не сгореть самому
Когда он пришёл к идее снять фильм-катастрофу, его долго никто не поддерживал. Министерство крутило пальцем у виска — зачем снимать что-то настолько западное? Деньги дал «Аэрофлот». Для съёмок нашли настоящий самолёт на кладбище техники. Шесть тонн горючего, настоящий взрыв, настоящий пожар. Потом — пересъёмки. Но фильм вышел. И стал самым кассовым советским проектом в истории.
«Экипаж» был не только про самолёт. Он был про людей. Про то, как трудно остаться собой в экстремальных обстоятельствах. И это у Митты получилось — правдиво, живо, больно.
Профессия: свобода
После «Экипажа» были и другие значимые работы. «Точка, точка, запятая…» — о детях и взрослении. «Гори, гори, моя звезда» — о вере в искусство. Лирическое фэнтези «Сказка странствий» с Андреем Мироновым. «Шаг» — японско-советскую историю матери, которая едет за вакциной. «Затерянный в Сибири» — редкий пример международного фильма о британском археологе, попавшем в ГУЛАГ, сделанного честно и тонко.
Он никогда не гнался за формой. Он искал суть. Уехал на время из страны — преподавал за границей. Вернулся — и снял «Границу. Таёжный роман», за которую получил Государственную премию.
Он верил в ремесло. И в то, что режиссёр — не гений, а человек, который много и честно работает.
Он научил многих. Но сам никого не копировал
Он написал книги: «Кино между адом и раем» — про то, как мыслить, а не просто снимать.
Он говорил: «Нельзя научить быть гением. Но можно научить не быть бездарным»
Александр преподавал. Он создал киношколу, для того, чтобы учить молодёжь — не как снимать, а как думать.
Он говорил: «Можно научить ремеслу, нельзя — гениальности». И был прав. Его ученики вспоминают не приёмы — а подход. Внимание к деталям. Структуру. Честность.
Любовь — с первого взгляда. С чужой женой
Свою жену Лилию он увёл из семьи. И это не скрывал. Её муж сам пришёл к Митте посмотреть, кто же такой его соперник. Увидев коммуналку, бедность, он ушёл и подумал, что жена одумается и сама вернётся. Но Лилия осталась. Они с Александром прожили вместе всю жизнь.
Жили в коммуналке, спали на раскладушке, ели макароны. Но были счастливы. У них родился сын Евгений, который стал художником. Потом им дали квартиру — помог Владимир Высоцкий, который дружил с Миттой. К ним в гости ходила вся творческая Москва.
В 2022 году Лилия умерла. Это был удар, от которого Митта уже не оправился.
Последние годы — и последний кадр
В последние годы он тяжело болел. Рак, инсульты, хоспис. Но до последнего был в сознании. Не жаловался. Говорил: «Просто устал».
Он умер 14 июля 2025 года. В возрасте 92 лет.
Но его фильмы живы
«Экипаж», «Точка, точка…», «Гори, гори…», «Граница», «Шагал — Малевич».
Это всё не просто кино. Это отпечатки эпохи. Это хроника времени, рассказанная не сверху, а изнутри.
Он говорил: «Если ты честно расскажешь историю — зритель поймёт. Даже если она тихая».