Иван Семёнович Куликов (1875–1941), выдающийся русский живописец, родился в семье крестьян деревни Афанасово Муромского уезда Владимирской губернии.
Его отец, Семён Логинович Куликов, был искусным кровельщиком и маляром, возглавлявшим артель, участвовавшую в строительстве и ремонте зданий, церквей и жилых домов Мурома. Этот практический опыт работы с формой и цветом в ремесленной среде стал первым, пусть и неосознанным, прикосновением к миру искусства для будущего мастера. Как вспоминал сам художник:
«…летом в деревне было очаровательно…, водили хороводы. Красные рубахи и сарафаны из кумача ярко горели на фоне зелени. Зимой тоже интересно было… Все впечатления раннего детства впоследствии послужили темами для многих моих картин».
Первые художественные опыты Куликов предпринимал самостоятельно, дома, без чьего-либо руководства. Его дарование было замечено в Муромском уездном училище, куда он поступил после начальной школы и где получил первоначальное художественное образование. Знаковым событием лета 1893 года стала встреча с академиком живописи Александром Ивановичем Морозовым, который работал в Муроме над этюдами. Морозов распознал талант юноши и настоятельно советовал родителям отправить его в Петербург, в Рисовальную школу Императорского Общества поощрения художеств (ОПХ). Морозов не только дал направление, но и заложил основы профессионального мастерства Куликова.
С 1894 года Куликов три года обучался в школе ОПХ, одновременно беря уроки живописи у Э. К. фон Липгарта, одного из преподавателей школы, работая при этом его помощником. Осенью 1896 года он поступил в Императорскую Академию художеств вольнослушателем в мастерскую В. Е. Маковского. Однако уже в ноябре того же года, по рекомендации Липгарта, он перевёлся в мастерскую Ильи Ефимовича Репина. Влияние Репина на формирование Куликова как художника и личности было определяющим.
На одном из первых занятий Репину понравился этюд натурщицы, сделанный Куликовым. Обратив внимание всех учеников на эту работу, Репин сказал:
«Вот что нужно, смотрите, какой рельеф!».
И в дальнейшем Илья Ефимович не оставлял без внимания одного из своих любимых учеников. Однажды в письме Куликову он сообщил:
«Недавно… я взглянул на ваш этюд девочки… Я залюбовался: это внушительная вещь… Большой мастер писал этот этюд».
Весной 1898 года по ходатайству Репина Куликов стал полноправным учеником Академии. Высокое доверие учителя проявилось в приглашении Куликова вместе с Б. М. Кустодиевым участвовать в создании монументального полотна «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». Куликов выполнил 17 натурных портретных зарисовок. Куликов пишет в своих воспоминаниях:
«То, что писалось мной и Кустодиевым, Репин не поправлял кистью, а лишь на словах указывал на то, что надо сделать слабее, что сильнее и т. д.».
Куликов писал письма на родину своей матери, рассказывая ей о своей студенческой жизни, тоскуя вдали от своего родного дома:
«Здравствуй, дорогая моя мамаша, во-первых, прошу у тебя родительского благословения и низко кланяюсь тебе… Вот Масленица пришла, так что ты хорошенько и купи всего, чтобы как следует… Поклон от меня отцу архимандриту и отцу протоиерею… Кланяются тебе, мамаша, Кустодиев и Попов… Посылаю газету, в которой я пропечатан. Узнаешь ли меня, мамаша? в середине вверху — похож… Купила ли ты китайских яблок? и капусты? Потом заплатили по окладным листам? Мамаша! варенье уже все почти съели — все товарищи хвалили, говорят — мастерица у тебя матушка варить варенье, и лепёшки все поели».
Мать — это особая тема в его жизни и творчестве.
В студенческие годы творчество Куликова отличалось жанровой многоплановостью, испытав влияние как В. Е. Маковского, так и И. Е. Репина. Он работал в жанре психологического портрета, бытовых сцен, а позже добавил пейзаж и натюрморт. Значительное влияние на молодых художников, включая Куликова, оказал шведский мастер Андерс Цорн. Сам Цорн отметил работу Куликова «Деревенские портные» на ученической выставке Академии осенью 1898 года.
В ноябре 1902 года Куликов блестяще окончил Академию. Его дипломная картина «Чаепитие в крестьянской избе» (1902) была удостоена Большой золотой медали, звания классного художника и пенсионерской поездки за границу.
В августе 1903 года он отправился в Европу. Отчётом за первый год стали произведения, выставленные на весенней выставке 1904 года, включая портреты и жанровые работы («Пряхи», отмеченные премией ОПХ).
Пенсионерство было продлено, и художник посетил Италию, Германию, Францию, следуя советам Репина изучать парижские салоны. Его картины получали заслуженное признание: «Портрет моей матери» (1903) был награждён Большой серебряной медалью на Международной выставке в Льеже (1905), а в 1906 году он получил первую премию им. А. И. Куинджи за картины «В праздничный день» и «Фонарики в саду».
Всё творческое наследие Куликова можно условно разделить на два направления: портрет и жанровая живопись. Для художника портрет был, прежде всего, глубоким проникновением во внутренний мир модели. Основной чертой его портретов являлось ровное, внимательное и доброжелательное отношение к человеку, унаследованное от Репина.
Куликов создал галерею образов современников: друзей-художников (знаменитый «Портрет Б. М. Кустодиева», 1899; «Портрет Л. В. Попова», 1900), писателей («Портрет Е. Н. Чирикова», 1904), артистов («Портрет А. Л. Дурова», 1911), учёных («Портрет археолога А. С. Уварова», 1916), членов семьи («Портрет моей матери», 1903; «Портрет сестры Е. С. Калининой», 1911; «Весна (Черемуха)» – портрет жены Е. А. Куликовой, 1912).
Дипломный «Портрет архитектора В. А. Щуко» (1902) признан искусствоведами одним из лучших достижений художника в этом жанре.
Как мастер бытового жанра Куликов сформировался ещё в Академии под руководством Репина. Его работы неоднократно отмечались премиями: «Пряхи» (1903) получили премию им. А. А. Краевского ОПХ, «Убор невесты» (1907) также был премирован ОПХ.
Он обращался к сценам крестьянского труда и быта («Деревенские портные», 1897; «Кормление кур», 1907; «Семья лесника», 1909), народным праздникам и ярмаркам («Базар в Муроме», 1907; «Ярмарка в Муроме», 1910–1912), старообрядческим традициям («Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме», 1909).
Картина «Мечтательница» (1905) экспонировалась на международных выставках в Мюнхене и Гамбурге (1907). Среди неоглядного простора пейзажа изображена печальная девушка в старообрядческих одеждах. Образ девушки загадочен, хоть мы и не видим полностью её лица. Линией горизонта является гладь реки, соединяющаяся с такими же оттенками цвета небом. Органично и непринуждённо выражена связь человека с тремя стихиями природы — землёй, водой и небом.
Несмотря на успех и признание (в 1915 году он получил звание академика живописи за цикл картин о Муроме), Куликов сознательно ограничил свою карьеру рамками провинции. Он отказался от предложения возглавить Харьковское художественное училище (1912) и от вакантной должности руководителя мастерской в Академии (1908), предпочитая жизнь и творчество в родном Муроме.
После октября 1917 года Куликов, находясь в расцвете творческих сил (ему чуть больше сорока лет), не имел возможности содержать семью благодаря своей профессии. Его живопись не была востребована. Он включается в общественную жизнь города, становится одним из основных организаторов и руководителей краеведческого музея, куда передаёт ряд самых значимых своих произведений и наиболее ценную часть этнографической коллекции. Он принимает активное участие в охране памятников истории и культуры. В тридцатые годы Иван Семёнович организовывает при музее изостудию, в которой занимаются как дети, так и взрослые.
Внезапная смерть 15 декабря 1941 года оборвала творческую деятельность художника.
Многообразно творчество Ивана Семёновича Куликова. Как он пишет в автобиографии, датированной 25 марта 1941 года:
«За время участия на выставках с 1901 года и по сие время, экспонировалось моих работ более 600, разошедшихся по музеям и частным собраниям и за границу. Ещё должен упомянуть о росписи на Ярославском вокзале в Москве зала пригородного сообщения, в 1938 году».
Н. А. Беспалов в своём исследовании творчества Куликова с горечью констатирует:
«Среди забытых художников начала ХХ века, вышедших из мастерской И. Е. Репина, едва ли не самым забытым является Иван Семёнович Куликов, имя которого стало известно художественной общественности в начале века».
Иван Семёнович Куликов прошёл путь от крестьянского мальчика-самоучки до академика живописи, став одним из ярких представителей русской реалистической школы рубежа XIX–XX веков. Его творчество, глубоко укоренённое в народной жизни родного Муромского края, обогащённое академическим образованием, влиянием Репина, оставило значительный след в истории отечественного искусства. Память о художнике увековечена в его родном городе. Сохранён мемориальный дом, в котором он жил и работал. Его имя носят детская художественная школа и одна из улиц Мурома.
🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне интересно знать ваше мнение.