В Воронежском сражении так же, как и в других сражениях Великой Отечественной войны, большую роль в достижении успеха играли плацдармы, т.е. участки местности, захваченные и удерживаемые в ходе боевых (военных) действий войсками (силами) в интересах выполнения последующих боевых задач. Одним из таких плацдармов стал Шиловский.
Плацдарм находится между реками Дон и Воронеж, не далеко от их слияния, там, где до войны было село Шилово и где ожесточенные бои шли начиная с 4 июля 1942 года и почти до полного освобождения Воронежа 25 января 1943 года.
Первая попытка немецко-фашистскими войсками выйти к рубежам Воронежа и захватить город была предпринята в ноябре 1941 года. Но их наступление провалилось на подступах к границам области.
Воронеж имел стратегическое значение и был узловой точкой. В случае захвата города у нацистов появлялся бы плацдарм для ударов по Москве, Восточной части СССР и регионам Кавказа. 5 апреля 1942 года Гитлер подписывает совершенно секретную директиву № 41, в которой одной из главных задач летней военной кампании определялся прорыв на Кавказ на южном фланге фронта. А ближайшая цель операции на Восточном фронте в соответствии с текстом секретной директивы состояла в том, чтобы «разбить и уничтожить русские войска, находящиеся в районе Воронежа, южнее его, а также западнее и севернее реки Дон».
По сути, немецким войскам не нужен был сам Воронеж, им даже Сталинград был не так нужен. Им требовалась грозненская и бакинская нефть. В обозах немецкой армии ехали буровики и везли буровые штанги. Их задача была максимально быстро, после прекращения огня, начать добычу нефти. Но, как говорил товарищ Сталин: «Есть логика намерений и есть логика обстоятельств. И вторая всегда сильнее».
В результате им пришлось драться и за Воронеж, и за Сталинград. Они не взяли ни того ни другого, но получили разгром, так и не добравшись до бакинской нефти.
А пока, летом 1942 года, удар на Воронеж стал частью немецкой наступательной операции «Blau», главной целью которой был захват нефтяных месторождений Северного Кавказа и Баку. И 28 июня 1942 года немецко-венгерско-итальянские войска перешли в наступление на южном крыле советско-германского фронта.
Первый этап боёв. 3 июля. Немецкие войска в рамках операции "Блау" подошли к Воронежу. Из сводок: «Противник 57-й и 168-й пехотными дивизиями, 3-й и 29-й моторизованными дивизиями, прорвав оборону частей Красной Армии в районе Касторное к 3 июля 1942 г. и тесня части 40-й армии, передовыми частями подошел к западному берегу р. Дон. Намереваясь войти в Воронеж с юга, противник 4 июля 1942 г. частично просочился на восточный берег р. Дон на участке Петино – Малышево и завязал бои за Шиловский плацдарм, натолкнувшись на ожесточенное сопротивление Красной Армии». Количество погибших уже в первые дни боёв исчислялось тысячами. Через плацдарм проходила кратчайшая дорога от донской переправы у Малышева до южной окраины правобережной части Воронежа.
Шилово, расположенное на высокой горе, обеспечивало господствующее положение над левобережьем. Из села, особенно с колокольни церкви, даже без бинокля были отчетливо видны советские оборонительные позиции у Масловки, Таврово, Березовки. Свободно просматривались грунтовые дороги и железнодорожное полотно. А Шиловский лес давал хорошие возможности для незаметного сосредоточения резервов, маскировки складов, размещения тыловых служб и подразделений.
Немцы заняли правобережную часть - высокий берег реки Воронеж. на холмах вырыли окопы в профиль, натянули «колючку», установили пулеметы. В ближайшем лесу располагались минометные батареи. Советские войска находились в менее выигрышной позиции: на левом берегу, который хорошо просматривался и простреливался врагом. Поэтому перед нашими бойцами с самого начала обороны стояла задача: переправиться на правый берег и закрепиться там. Такие попытки предпринимались постоянно.
Четверо суток кипел, не утихая, бой на Острогожской дороге и примыкающей к ней равнине, в Шиловском лесу, в деревне Трушкино и в Шилово. Только большое численное и техническое превосходство на земле и в воздухе позволило противнику прорваться к южным окраинам правобережной части Воронежа.
7 июля перестрелка в Шилово прекратилась. Из защитников села, дравшихся с врагом до последней возможности, живых практически не осталось.
Второй этап боёв. С 11 июля советские войска форсировали реку Воронеж с задачей очистить пространство между реками Воронеж и Дон и закрепиться на реке Дон с контролем переправ.
15 сентября, имея задачу овладеть селом Шилово, в атаку пошел 687-й полк 141-ой стрелковой дивизии, в то время как 796-й стрелковый полк силами одного батальона продолжал удерживать плацдарм на западном берегу реки Дон (ныне село Новогремяченское), западнее устья реки Воронеж и вынуждали немцев держать там значительные силы, не допуская их до своих переправ на Дону.
Активные действия советских частей в районе Шилова сковали крупные силы врага и лишили важного тактического рубежа -донской переправы у Малышева и фашисты уже не могли безнаказанно пользоваться большаком, ведущим на Воронеж. И отвлекали их внимание от Чижовского плацдарма, где создавались благоприятные условия для наступления 40-й армии.
Во время войны, в результате ожесточенных боёв, в Воронеже было разрушено 92% жилого фонда. Он вошёл в число 15 городов наиболее пострадавших во время второй мировой войны. Линия боевого соприкосновения проходила через весь город. Накал боёв не ослабевал в течении 1942 год, сковывая немецкие силы, которых им так не хватало под Сталинградом. 25 января 1943 года город Воронеж был освобожден.
Ратный подвиг наших воинов - пример героизма, бесстрашия, отваги, смелости, доблести, решительности, верности и братства в борьбе за свободу, честь и независимость Родины. Поднимаясь вновь и вновь в атаку на эти высоты, отстаивая каждую пядь родной земли...
Боевые документы тех дней содержат множество примеров мужества и героизма советских воинов. До сих пор эта земля хранит память о прошедших ожесточённых и кровопролитных боях.
“Отзовитесь, кто знал, прочитав эти строки,
Где и как он упал, где лежит одинокий,
Вы поведайте им об отце или сыне
Это нужно живым, это нужно России!
Вы поведайте им, как он, верный присяге,
Был смертельно раним в той последней атаке.
Что не трусом он был, а солдатом отважным.
Что Отчизну любил - доказал не однажды…”
Сейчас на месте боёв, на территории, где было когда-то село Шилово мы можем видеть полуразрушенную колокольню Митрофановского храма, построенного в 1845 году. Фашистам она служила стратегической высотой, с которой было удобно обстреливать левый берег Воронежа. Рядом с колокольней находится братская могила № 113, в которой сейчас похоронено больше 1000 бойцов. Также здесь покоятся останки 116 мирных жителей, погибших во время бомбёжек.
Напротив братской могилы памятник, который считается одним из самых оригинальных сооружений, посвященных Великой Отечественной войне в Воронеже. Композиция мемориала выполнена известным воронежским скульптором Ф.К.Сушковым. Она уникальна. Солдаты разных войск, пола и возраста, словно выходят на сушу из реки. Памятник вручную вычеканен из дюралюминия рабочими Воронежского авиационного завода.
Бой за Шиловский плацдарм
Саирис
Бой за Шиловский плацдарм.
(По мотивам воспоминаний Гвардии лейтенанта в отставке
Н.А. Прошутинского,
бывшего командира 472 пулемётной роты Стрелкового полка 100 Стрелковой дивизии.)
Посвящается нашим землякам: сержанту П.Н. Костылеву, красноармейцам К.П. Лихачёву и А.Д. Попову, участникам боя за Шиловский плацдарм; и всем участникам и ветеранам Великой Отечественной войны.
***
Воронеж – город доблести и славы:
Гремели здесь тяжёлые бои,
И многие сыны родной державы
В то время жизни отдали свои…
Но каждый раз мы взоры обращаем
Назад к войне, к сороковым годам –
Мы будто время снова возвращаем
К сражению за Шиловский плацдарм.
В сорок втором фашисты наступали –
Большую площадь чтобы взять зараз;
Они свои отряды направляли
В Воронеж, в Сталинград и на Кавказ…
… Война была закатом и рассветом –
Ведь немцы шли, сжигая всё дотла!
И Сотая дивизия тем летом
Крещенье боевое приняла.
Не всем сражаться раньше доводилось,
Была задача очень непроста:
На Шиловском плацдарме находилась
Желанная для немцев высота.
Недалеко от Шилово, в окопах
Мы ждали наступления врага,
И пулемёты на потёртых стропах
Смотрели на речные берега.
Наш первый бой… Ребята волновались;
Каким он будет? Что готовит фриц?
А в небе предрассветном колыхались
Беззвучные сияния зарниц…
… И на рассвете всё загрохотало -
Враг не жалел снарядов и свинца!
Но каждый знал: во что бы то ни стало,
Нам предстоит сражаться до конца!
И вот – атаку первую отбили;
Нам миномёты в этом помогли!
Но снова, снова немцы подходили
Среди фонтанов вздыбленной земли…
Во время третьей бешеной атаки
Погиб комвзвода, двое с ним ребят…
И лаяли фашисты как собаки,
Бросая в нас слепой свинцовый град!
Боец Попов рванулся к пулемёту,
Погибшего наводчика сменил;
Пуль не жалел, косил врагов без счёту,
И отделенью – командиром был.
… Вдруг грохнуло, что заложило уши!
Над головой кометы пронеслись…
- Смотрите, братцы, — это же «Катюши»! –
Кричали парни – Ну, фашист, держись!
Затем был дан приказ на контратаку;
Боец Попов повёл отряд вперёд –
Бесстрашен был, и смело рвался в драку!
Мы наступаем! Наш теперь черёд!
… Июль, двадцать седьмое. Наступление.
Приказ – отбить у немца высоту!
Но нашего полка подразделения
Не прошагали даже и версту:
Мешал огонь из вражеского ДЗОТа,
Под толстым дубом врытого в бугор –
Палил фашист по нам из пулемёта,
И страшен был тот огненный напор!
Мы залегли, и оглядел нас взводный –
Он должен был немедленно решить:
Кто поползёт под ливень пулемётный,
Чтоб огневую точку заглушить…
И два бойца приказ тот получили:
- На точку, Костылев и Лихачёв!
Один сказал тихонько: «Или – или…»
И плюнул через левое плечо.
Под градом пуль вперёд ползли ребята,
К тому бугру, где находился ДЗОТ…
Рванули друг за другом две гранаты –
И замолчал немецкий пулемёт!
… Потом был бой, мы понесли утраты,
Но перешли заветную черту –
Крича «Ура!», бежали все солдаты
На взятую, на Нашу высоту!..
… Немногие вернулись с поля боя.
Их славу память добрая хранит.
Пускай же помнят каждого Героя,
Чей подвиг кровью праведной омыт!
Воронеж – город доблести и славы!
Гремели здесь тяжёлые бои…
И многие сыны родной державы
В те годы
Жизни отдали свои.
2010
Текст редакция Евгения Бондарева, Лето Воронеж 2025
Весной на Шиловском плацдарме были высажены деревья фондом Родина в наших Сердцах и школой Сорадение.