Найти в Дзене

«Некрополь 18 века». Внучка «старой графини» и другие исторические личности, похороненные здесь

Светлейшая княгиня, третья дочь графа Павла Александровича Строганова и Софьи Владимировны, урожденной Голицыной, внучка княгини Наталье Петровны Голицыной, ставшей прототипом старой графини из «Пиковой дамы» Пушкина.
Супруга светлейшего князя Ивана Дмитриевича Салтыкова (1797–1832) скончавшегося когда их сыну было всего два года. Похоронив мужа на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры, Елизавета Павловна уехала в Италию искать утешения в красоте природы и искусства. Там же судьба свела её с К. П. Брюлловым, написавшим портрет этой молодой прелестной женщины в тяжелейший момент её жизни. После возвращения в Петербург в 1837 году на участке вплотную примыкающему к Черной речке, который достался ей в наследство от отца, она начала строительство дачи, получившего название «замка Салтыковой». Автором проекта и первостроителем был известный зодчий П. С. Садовников. В ходе строительства между заказчицей и архитектором возникли разногласия и в итоге заказ был передан архитектору Г. Э
Оглавление

Салтыкова Елизавета Павловна (1802–1865)

Алексис Жозеф Периньон. Портрет княгини Елизаветы Павловны Салтыковой, урожденной графини Строгановой
Алексис Жозеф Периньон. Портрет княгини Елизаветы Павловны Салтыковой, урожденной графини Строгановой

Светлейшая княгиня, третья дочь графа Павла Александровича Строганова и Софьи Владимировны, урожденной Голицыной, внучка княгини Наталье Петровны Голицыной, ставшей прототипом старой графини из «Пиковой дамы» Пушкина.
Супруга светлейшего князя Ивана Дмитриевича Салтыкова (1797–1832) скончавшегося когда их сыну было всего два года.

Похоронив мужа на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры, Елизавета Павловна уехала в Италию искать утешения в красоте природы и искусства. Там же судьба свела её с К. П. Брюлловым, написавшим портрет этой молодой прелестной женщины в тяжелейший момент её жизни.

Карл Брюллов. Елизавета Павловна Салтыкова в трауре по мужу
Карл Брюллов. Елизавета Павловна Салтыкова в трауре по мужу

После возвращения в Петербург в 1837 году на участке вплотную примыкающему к Черной речке, который достался ей в наследство от отца, она начала строительство дачи, получившего название «замка Салтыковой». Автором проекта и первостроителем был известный зодчий П. С. Садовников. В ходе строительства между заказчицей и архитектором возникли разногласия и в итоге заказ был передан архитектору Г. Э. Боссе.

От проекта Садовникова в итоге сохранились только ворота в псевдоготическом стиле

-3

Строительство было полностью завершено в 1847 году.

-4

Да, это был настоящий замок, на внутреннюю отделку которого денег было потрачено едва ли не больше чем на строительство. В частности, графиня приказала устроить настоящий рыцарский зал, в котором разместила огромную коллекцию старинного оружия, собранную её покойным супругом.

-5

К периоду этого строительства относится и второй портрет Салтыковой, созданный кистью великого Брюллова.

-6

Красавица княгиня изображена в богатом интерьере, окруженная яркими оранжерейными растениями и зеленым парковым пейзажем, виднеющимся на заднем плане за колоннами.

Все детали картины говорят о богатстве и роскоши которой наполнен дом этой великосветской дамы. Здесь и шкура леопарда, расстеленная под её ногами и экзотическое опахало из павлиньих перьев и роскошный атласный наряд героини, дополненный фамильными драгоценностями.
Однако взгляд её все так же печален и наполнен непроходящей печали.

Елизавета Павловна Салтыкова скончалась в июле 1865 года и была похоронена на Лазаревском кладбище рядом с супругом. Памятник на могиле очень необычный и привлекающий внимание.

Сооружение монументальное и представляет собой сложно профилированный киот с мраморной резьбой, на высоком ступенчатом постаменте, покрытый медными золочеными листами. На лицевой южной стороне в застекленной нише образ Пресвятой Богородицы.

-7

Точное авторство памятника не установлено, но многие искусствоведы считают, что автором его был все тот же Гаральд Эрнестович Боссе который работал над её дачей и выполнял множество других заказов.

-8

Старов Иван Егорович (1745–1808)

Е. Д. Камеженков. Портрет И. Е. Старова. Русский музей, Санкт-Петербург
Е. Д. Камеженков. Портрет И. Е. Старова. Русский музей, Санкт-Петербург

Выдающийся русский архитектор, один из крупнейших представителей эпохи «екатерининского классицизма». Среди его творений в Петербурге:

Троицкий собор Александро-Невской лавры. Фото Карла Буллы. 1910 год.
Троицкий собор Александро-Невской лавры. Фото Карла Буллы. 1910 год.
Таврический дворец
Таврический дворец

и множество других памятников архитектуры, без которых невозможно представить наш город.

Родился в Москве в семье дьякона Георгия Ивановича Старова. В 1755 году был принят в гимназию при Московском университете, где проявил выдающиеся способности и через год был переведен в гимназию при Санкт-Петербургской академии наук.
В1758 году поступил на отделение архитектуры Академии художеств.
Окончив курс с Большой золотой медалью в течение 6 лет, продолжал обучение за казенный счет в Париже и Риме.
По возвращении в Петербург разработал проект кадетского шляхетского корпуса, за который получил звание Академика, а ещё через год стал профессором архитектуры ИАХ. В 1772—1774 годах был главным архитектором «Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы».

Был женат на Наталье Демидовой, представительнице богатейшей семьи русских горнопромышленников. Построил для своих родственников усадьбу на Петергофской дороге и парк при ней

-12

а также дачные дворцы в имениях Тайцы

-13

и Сиворицы Санкт-Петербургской губернии.

-14

Иван Егорович Старов считается разработчиком генерального плана строительства города Николаева, одна из центральных улиц которого носит его имя.

Скончался замечательный зодчий 5 (17) апреля 1808 года. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры – ныне музей «Некрополь 18 века».

Надгробие представляет собой колонну с вазой-светильником, украшенным вензелями «IS». Материал гранит, мрамор, известняк. Захоронение обнесено кованной железной оградой.

-15
-16

Столыпин Алексей Аркадьевич (1816–1858)

-17

Дальний родственник и ближайший друг Михаила Юрьевича Лермонтова. Был известен под прозвищем Монго, коим был обязан все тому же Лермонтову, который прозвал его так в честь шотландского путешественника Мунго Парка книга о приключениях которого была настольной у юного Леши Столыпина.

В 1835 году был выпущен из Школы юнкеров в лейб-гвардии Гусарский полк и вместе с Михаилом Лермонтовым служил в Царском селе. Здесь друзья – гусары не только несли воинскую службу, но и посещали собрания «кружка шестнадцати» - тайного сообщества аристократической молодежи, считавшей себя оппозиционерами царской власти. В феврале 1840 года Алексей Столыпин был секундантом Лермонтова с сыном французского посла Эрнестом де Барантом. По личному указанию императора Николая I был освобожден от ответственности за участие в организации незаконного поединка и отправлен на Кавказ. Жил в Пятигорске вместе с Лермонтовым и считается, что был секундантом своего ближайшего друга в смертельной дуэли с Мартыновым.

В ходе расследования обстоятельств дуэли участие в ней Алексея Столыпина и Сергея Трубецкого не было доказано.
В 1843 году Алексей Аркадьевич Столыпин перевел на французский язык роман Лермонтова «Герой нашего времени» и издал его в Париже.
Участвовал в Крымской войне, после завершения которой уволился из армии в чине майора. Последние годы провел в Италии, где и скончался в 1858 году. Был первоначально похоронен в Ливорно, но позже родственники организовали перезахоронение на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Надгробие выполнено в виде классического жертвенника из темного гранита.

-18

Буквально в нескольких шагах от Алексея Аркадьевича могила его сестры

Кочубей (урожденная Столыпина) Екатерина Аркадьевна (1824–1852)

Портрет Е. А. Столыпиной работы художника П. З. Захарова (Чеченца) 1840 год.
Портрет Е. А. Столыпиной работы художника П. З. Захарова (Чеченца) 1840 год.

Дочь тайного советника Аркадия Алексеевича Столыпина (1778–1825) и Веры Николаевны, урожденной графини Мордвиновой (1790 – 1834). Внучка морского министра графа Н. С. Мордвинова. Дальняя родственница поэта М. Ю. Лермонтова.

Была замужем за дипломатом, надворным советником, секретарем русского посольства в Константинополе Николаем Аркадьевичем Кочубеем (1827–1865).
Скончалась в итальянском городе Пиза от чахотки. Тело было доставлено в Петербург и захоронено на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Вместе с ней упокоилась дочь скончавшаяся почти следом за матерью.

Надгробие работы знаменитого флорентийского скульптора Аристодемо Костоли является единственной скульптурой мастера в России.

Монумент представляет собой мраморный сложно профилированный саркофаг, установленный на гранитном постаменте и увенчанный скульптурой коленопреклонённого ангела со сложенными руками.
На боковых сторонах саркофага рельефные портретные барельефы, окруженные венками: женский, на северной стороне, и детский- на южной. На торцах рельефные кресты, на постаменте восемь скульптурных головок херувимов и два родовых герба, Столыпиных и Кочубеев.

-20
-21

На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. В ближайшее время мы с вами обязательно продолжим виртуальную экскурсию по «Некрополю 18 века», ну а пока всего вам доброго и до скорой встречи.

Если вы хотите увековечить память близкого вам человека, доверить решение этого вопроса следует профессионалам, людям, которые смогут найти наилучший вариант памятника, который не будет выглядеть чересчур помпезно и вычурно, но сможет выразить вашу скорбь и ваши чувства к ушедшему. Именно такие профессионалы высочайшего класса работают в творческой мастерской Игоря Селиверстова, существующей в Санкт-Петербурге с 1996 года