Найти в Дзене
Тайные Затеи

Заднемоторный Мицубиси

Тема: Мицубиси J4M Сенден / Mitsubishi J4M Senden Раздел: Техника Область: Авиация, Гражданская авиация, Военная авиация Страна: Япония Период: 1914-1945 Мицубиси J4M 閃電 — «Вспышка молнии» — Mitsubishi J4M Senden (閃電) В начале 1942 года авиационное управление или бюро Императорского военно-морского флота Японии (海軍航空本部, Kaigun Kōkū Hombu) выпустил спецификацию 17-shi-Otsu, нового скоростного перехватчика для замены Мицубиси J2M Райден или Райдэн (яп. 雷電, «Гром и молния») —одноместного истребителя-перехватчика берегового базирования. Фирма Каваниси (川西航空機, Kawanishi) предложила проект K-90/J3K – первую версию Jinpu с двигателем Накадзима Омаре (Nakajima Homare). Конкурентом, так как всё осуществлялось на конкурсной основе, и замену собрались найти для самолета Мицубиси, ожидаемо выступила сама Мицубиси. Она представила проект M-70/J4M Сенден – двухбалочный планёр, оснащённый одним двигателем MK9D (Ha-43-42) с турбонаддувом мощностью 2130 л.с., с муфтой Вулкан, вентилятором принудите
Оглавление

Тема: Мицубиси J4M Сенден / Mitsubishi J4M Senden

Раздел: Техника

Область: Авиация, Гражданская авиация, Военная авиация

Страна: Япония

Период: 1914-1945

Мицубиси J4M 閃電 — «Вспышка молнии» — Mitsubishi J4M Senden (閃電)

Начало

Мицубиси J4M
Мицубиси J4M

В начале 1942 года авиационное управление или бюро Императорского военно-морского флота Японии (海軍航空本部, Kaigun Kōkū Hombu) выпустил спецификацию 17-shi-Otsu, нового скоростного перехватчика для замены Мицубиси J2M Райден или Райдэн (яп. 雷電, «Гром и молния») —одноместного истребителя-перехватчика берегового базирования.

Мицубиси J2M Райден - самолет традиционной для того времени компоновки
Мицубиси J2M Райден - самолет традиционной для того времени компоновки

Фирма Каваниси (川西航空機, Kawanishi) предложила проект K-90/J3K – первую версию Jinpu с двигателем Накадзима Омаре (Nakajima Homare).

Конкурентом, так как всё осуществлялось на конкурсной основе, и замену собрались найти для самолета Мицубиси, ожидаемо выступила сама Мицубиси.

Она представила проект M-70/J4M Сенден – двухбалочный планёр, оснащённый одним двигателем MK9D (Ha-43-42) с турбонаддувом мощностью 2130 л.с., с муфтой Вулкан, вентилятором принудительного охлаждения, приводящим в движение шестилопастной толкающий винт, и имел трёхопорное шасси.

Один из прототипов
Один из прототипов

Самолет должен быть высокоскоростным и иметь мощное вооружения для перехвата и ликвидации американских бомбардировщиков на подлете к побережью Японии, — разумное намерение. В последствии США развернут террористическую кампанию против городов Японии, кульминировавшую в сбросе ядерных бомб на Хиросиму и Нагасаки, — целью этого военного преступления, как и уничтожения прекрасной саксонской столицы Дрездена теми же нелюдьми, было устрашение России в неменьшей степени, чем Японии.

Конструкторские решение — необычно, хотя мне кажется, это удачная схема, я бы ещё дальше для такой компоновки и сделал бы его по схеме canard, утка.

Хотя враги России часто клевещут, что русские все воруют, и неспособны ничего сделать сами, кстати тоже самое обвинение выдвигали и японцам, это так, но зачастую инженерная, и не только, мысль приводит людей к схожему решение. Кстати, убеждение болтающего и пропагандистского класса во враждебной России цивилизации, что Россия ничего не может сама, основная на убеждении в собственном расовом превосходстве, — крайне распространена.

Причем во всём, например повторяется, что Россия ведет СВО только при помощи Китая, хотя сам Министр иностранных дел Китая Ван И, при встречи с этнофашистской обезьяной Каллас, которая представляла новый Третий Рейх, ЕС, даже рассмеялся, когда услышал «обвинение», ответив, что если это было бы так, то СВО давно бы закончилось.

В авиации также люди приходят к одинаковым решениям. Пример Ил-62 и британский Vickers VC-10. Не знаю, что привело Vickers к такой компоновке двигателей, но читая воспоминания авиаконструкторов скорее всего в СССР решение было политическим, — после того как Хрущев прокатился на «Каравелле» (Sud Aviation Caravelle), он дал указание, что двигатели будут стоять сзади, — тем обеспечил создание Ту-134 (об этом пишет его конструктор Леонид Селяков) и Ил-62. Но и вне России есть схожие примеры, например DC-10 и Lockheed L-1011 Tristar.

Схожие решения; наверху Vickers VC10 и Ил-62, ниже конкуренты McDonnel Douglas DC-10 vs Lockheed L-1011 "Tristar"
Схожие решения; наверху Vickers VC10 и Ил-62, ниже конкуренты McDonnel Douglas DC-10 vs Lockheed L-1011 "Tristar"

Похожие схемы

Шведский истребитель SAAB J-21 той же эпохи, произведено было 300 штук (298 поршневых, правда был сделан ещё реактивный вариант, их 60, так что это как считать) — очень похож на Мицубиси J4M.

SAAB J-21
SAAB J-21

И хотя много больше размером и другой формы американский Vultee XP-54, который не пошёл в серийной производство, имеет схожую компоновку.

 Vultee XP-54
Vultee XP-54

Эволюция конструкции

В августе 1942 года Mitsubishi начала испытания в аэродинамической трубе деревянной модели с трёхлопастными винтами противоположного вращения. Первый проект, получивший обозначение J4M1, должен был быть вооружен 30-мм пушкой Type 5, установленной на носовой стойке, и двумя 20-мм пушками Type 99, расположенными по бокам. Два хвостовых киля имели овальную форму, как у Lockheed P-38.

-8

Эта модель бы называлась J4M1.

Военно-морские силы Японии посчитали систему охлаждения двигателя недостаточной, и на следующей версии (J4M2, март 1943 г.) были установлены два верхних и один нижний воздухозаборники. Эта версия получила (в англоязычных источниках) название «Plan-A» и имела треугольные хвостовые кили и модифицированное лобовое стекло. Воздушные винты противоположного вращения были заменены четырехлопастным винтом постоянной скорости диаметром 3,2 м с механизмом аварийного покидания для пилота.

Технические данные J4M2

Размах крыла: 12,5 м, длина: 12,5 м, площадь крыла: 22 кв. м, максимальная масса: 4886 кг.

Испытания J4M2 в аэродинамической трубе выявили сильную вибрацию хвостового горизонтального стабилизатора, который был заменён на меньший по площади, расположенный на возвышении, чтобы избежать проблем со сжимаемостью. В марте 1943 года макет J4M3 был готов к испытаниям. Новая конструкция, получившая название «Plan-B», была аэродинамически усовершенствована для компенсации избыточного сопротивления, создаваемого высоким хвостовым оперением.

Конструкция лобового стекла теперь была изменена на пузырчатый фонарь, появилось восемь воздухозаборников. Хвостовые кили приобрели более округлую форму, а вооружение увеличено до четырёх пушек. Предлагалось заменить воздушный винт на шестилопастной Sumitomo с постоянной скоростью вращения и диаметром 3,2 м, а вес был уменьшен.

Технические данные J4M3

Размах крыльев: 12,5 м, длина: 13 м, площадь крыла: 22 кв. м, максимальный вес: 4400 кг.

J4M4 был окончательной версией с треугольным хвостовым оперением и тремя пушками, предложенной флотской авиации в октябре 1944 года. Однако вскоре проект был остановлен из-за других приоритетов в условиях ограниченных ресурсов.

Технические данные J4M4

Размах крыльев: 12,5 м, длина: 13 м, площадь крыла: 22 кв. м, максимальный вес: 5260 кг, максимальная скорость: 703 км/ч, практический потолок: 12 000 м.

Реактивный перехватчик?

Под конец войны Мицубиси по своей инициативе также планировало установку реактивного двигателя.

Как бы это могло выглядеть
Как бы это могло выглядеть

Сжатый воздух смешивался с распыляемым топливом с октановым числом 74 в камере сгорания длиной 2,43 м, сгорая при температуре 1000 градусов Цельсия, после чего выбрасывался через сопло со скоростью 350 м/с. Были опубликованы неофициальные чертежи самолётов J4M1 с центробежным турбореактивным двигателем Yokosuka Ne 12 (TR 30), J4M3 и J4M4 с осевыми турбореактивными двигателями Kugisho Ne 330.

Шведы, которых я упоминал, пришли к такому же выводу и в 1947 году заменили поршневой двигатель Daimler-Benz 605 самолёта SAAB J-21 на центробежный турбореактивный двигатель D.H. Goblin.

Ещё одна параллель

швейцарские de Havilland Vampire
швейцарские de Havilland Vampire

Формой планера Мицубиси J4M1 также напоминает британский истребитель de Havilland Vampire, однако никак не попадает в категории незавершенных проектов. de Havilland Vampire совершил первый полет в 1943 году, пошёл в серию в 1946, 3,268 штук было построен, и служил он аж до 1990 году в швейцарских ВВС, правда, под конец карьеры, в роли учебно-тренировочного.

Заднемоторный Мицубиси

-11

К слову, J4M1 не единственный Мицубиси с двигателем "сзади", правда другой существует в мире автомобилей, а не самолетов, и, в отличии от загадочного J4M1, он пошёл в широкое производство. Речь идет о Mitsubishi i-Car, у которого мотор также номинально сзади.