Тема: Мицубиси J4M Сенден / Mitsubishi J4M Senden
Раздел: Техника
Область: Авиация, Гражданская авиация, Военная авиация
Страна: Япония
Период: 1914-1945
Мицубиси J4M 閃電 — «Вспышка молнии» — Mitsubishi J4M Senden (閃電)
Начало
В начале 1942 года авиационное управление или бюро Императорского военно-морского флота Японии (海軍航空本部, Kaigun Kōkū Hombu) выпустил спецификацию 17-shi-Otsu, нового скоростного перехватчика для замены Мицубиси J2M Райден или Райдэн (яп. 雷電, «Гром и молния») —одноместного истребителя-перехватчика берегового базирования.
Фирма Каваниси (川西航空機, Kawanishi) предложила проект K-90/J3K – первую версию Jinpu с двигателем Накадзима Омаре (Nakajima Homare).
Конкурентом, так как всё осуществлялось на конкурсной основе, и замену собрались найти для самолета Мицубиси, ожидаемо выступила сама Мицубиси.
Она представила проект M-70/J4M Сенден – двухбалочный планёр, оснащённый одним двигателем MK9D (Ha-43-42) с турбонаддувом мощностью 2130 л.с., с муфтой Вулкан, вентилятором принудительного охлаждения, приводящим в движение шестилопастной толкающий винт, и имел трёхопорное шасси.
Самолет должен быть высокоскоростным и иметь мощное вооружения для перехвата и ликвидации американских бомбардировщиков на подлете к побережью Японии, — разумное намерение. В последствии США развернут террористическую кампанию против городов Японии, кульминировавшую в сбросе ядерных бомб на Хиросиму и Нагасаки, — целью этого военного преступления, как и уничтожения прекрасной саксонской столицы Дрездена теми же нелюдьми, было устрашение России в неменьшей степени, чем Японии.
Конструкторские решение — необычно, хотя мне кажется, это удачная схема, я бы ещё дальше для такой компоновки и сделал бы его по схеме canard, утка.
Хотя враги России часто клевещут, что русские все воруют, и неспособны ничего сделать сами, кстати тоже самое обвинение выдвигали и японцам, это так, но зачастую инженерная, и не только, мысль приводит людей к схожему решение. Кстати, убеждение болтающего и пропагандистского класса во враждебной России цивилизации, что Россия ничего не может сама, основная на убеждении в собственном расовом превосходстве, — крайне распространена.
Причем во всём, например повторяется, что Россия ведет СВО только при помощи Китая, хотя сам Министр иностранных дел Китая Ван И, при встречи с этнофашистской обезьяной Каллас, которая представляла новый Третий Рейх, ЕС, даже рассмеялся, когда услышал «обвинение», ответив, что если это было бы так, то СВО давно бы закончилось.
В авиации также люди приходят к одинаковым решениям. Пример Ил-62 и британский Vickers VC-10. Не знаю, что привело Vickers к такой компоновке двигателей, но читая воспоминания авиаконструкторов скорее всего в СССР решение было политическим, — после того как Хрущев прокатился на «Каравелле» (Sud Aviation Caravelle), он дал указание, что двигатели будут стоять сзади, — тем обеспечил создание Ту-134 (об этом пишет его конструктор Леонид Селяков) и Ил-62. Но и вне России есть схожие примеры, например DC-10 и Lockheed L-1011 Tristar.
Похожие схемы
Шведский истребитель SAAB J-21 той же эпохи, произведено было 300 штук (298 поршневых, правда был сделан ещё реактивный вариант, их 60, так что это как считать) — очень похож на Мицубиси J4M.
И хотя много больше размером и другой формы американский Vultee XP-54, который не пошёл в серийной производство, имеет схожую компоновку.
Эволюция конструкции
В августе 1942 года Mitsubishi начала испытания в аэродинамической трубе деревянной модели с трёхлопастными винтами противоположного вращения. Первый проект, получивший обозначение J4M1, должен был быть вооружен 30-мм пушкой Type 5, установленной на носовой стойке, и двумя 20-мм пушками Type 99, расположенными по бокам. Два хвостовых киля имели овальную форму, как у Lockheed P-38.
Эта модель бы называлась J4M1.
Военно-морские силы Японии посчитали систему охлаждения двигателя недостаточной, и на следующей версии (J4M2, март 1943 г.) были установлены два верхних и один нижний воздухозаборники. Эта версия получила (в англоязычных источниках) название «Plan-A» и имела треугольные хвостовые кили и модифицированное лобовое стекло. Воздушные винты противоположного вращения были заменены четырехлопастным винтом постоянной скорости диаметром 3,2 м с механизмом аварийного покидания для пилота.
Технические данные J4M2
Размах крыла: 12,5 м, длина: 12,5 м, площадь крыла: 22 кв. м, максимальная масса: 4886 кг.
Испытания J4M2 в аэродинамической трубе выявили сильную вибрацию хвостового горизонтального стабилизатора, который был заменён на меньший по площади, расположенный на возвышении, чтобы избежать проблем со сжимаемостью. В марте 1943 года макет J4M3 был готов к испытаниям. Новая конструкция, получившая название «Plan-B», была аэродинамически усовершенствована для компенсации избыточного сопротивления, создаваемого высоким хвостовым оперением.
Конструкция лобового стекла теперь была изменена на пузырчатый фонарь, появилось восемь воздухозаборников. Хвостовые кили приобрели более округлую форму, а вооружение увеличено до четырёх пушек. Предлагалось заменить воздушный винт на шестилопастной Sumitomo с постоянной скоростью вращения и диаметром 3,2 м, а вес был уменьшен.
Технические данные J4M3
Размах крыльев: 12,5 м, длина: 13 м, площадь крыла: 22 кв. м, максимальный вес: 4400 кг.
J4M4 был окончательной версией с треугольным хвостовым оперением и тремя пушками, предложенной флотской авиации в октябре 1944 года. Однако вскоре проект был остановлен из-за других приоритетов в условиях ограниченных ресурсов.
Технические данные J4M4
Размах крыльев: 12,5 м, длина: 13 м, площадь крыла: 22 кв. м, максимальный вес: 5260 кг, максимальная скорость: 703 км/ч, практический потолок: 12 000 м.
Реактивный перехватчик?
Под конец войны Мицубиси по своей инициативе также планировало установку реактивного двигателя.
Сжатый воздух смешивался с распыляемым топливом с октановым числом 74 в камере сгорания длиной 2,43 м, сгорая при температуре 1000 градусов Цельсия, после чего выбрасывался через сопло со скоростью 350 м/с. Были опубликованы неофициальные чертежи самолётов J4M1 с центробежным турбореактивным двигателем Yokosuka Ne 12 (TR 30), J4M3 и J4M4 с осевыми турбореактивными двигателями Kugisho Ne 330.
Шведы, которых я упоминал, пришли к такому же выводу и в 1947 году заменили поршневой двигатель Daimler-Benz 605 самолёта SAAB J-21 на центробежный турбореактивный двигатель D.H. Goblin.
Ещё одна параллель
Формой планера Мицубиси J4M1 также напоминает британский истребитель de Havilland Vampire, однако никак не попадает в категории незавершенных проектов. de Havilland Vampire совершил первый полет в 1943 году, пошёл в серию в 1946, 3,268 штук было построен, и служил он аж до 1990 году в швейцарских ВВС, правда, под конец карьеры, в роли учебно-тренировочного.
Заднемоторный Мицубиси
К слову, J4M1 не единственный Мицубиси с двигателем "сзади", правда другой существует в мире автомобилей, а не самолетов, и, в отличии от загадочного J4M1, он пошёл в широкое производство. Речь идет о Mitsubishi i-Car, у которого мотор также номинально сзади.