Однажды мне довелось очень долго беседовать с одним молодым человеком. Я ехал в поезде, дорога была длинная, и моим собеседником оказался парень лет тридцати. По нынешним меркам он больше походил на юношу, чем на взрослого, серьёзного мужчину. Впрочем, сам разговор лишь подтвердил его незрелость. То, что он жил в мечтах и иллюзиях, надеясь на чудо и везение, явствовало из его рассуждений. Он был убеждён, что стоит только сильно захотеть — и всё получится. В этом не было ничего удивительного, ведь так думает большинство юношей. Но его самоуверенность, крайняя убеждённость в том, что ему всё под силу, проявлялась во всем его поведении, подкреплённая неудержимой энергией молодости.
Алексей — так звали моего попутчика — начал, как говорится, с места в карьер, приводя примеры из собственной жизни.
— Вот, — говорит, — несколько раз сдавал экзамены в институте, и мне всегда попадались темы, которые я знал. Я был абсолютно уверен, что вытащу счастливый билет, — и у меня всё получалось.
Продолжая разговор, Алексей напористо и уверенно убеждал меня в своей исключительности: мол, ему всё под силу, он всё может, всё умеет и знает.
— Алексей, — сказал я ему, — я знаю несколько историй, которые могут быть вам полезны. Надеюсь, вы слышали про Сократа?
— Конечно, — ответил он, — ещё бы я про Сократа не слышал!
Я видел, как мой собеседник при упоминании Сократа немного изменился в лице, на котором лёгкой тенью пробежало раздражение, тем не менее я продолжал.
— Тогда советую вам обратиться к диалогам Сократа с Алкивиадом. Алкивиад, знатный афинский юноша, в беседе с философом заявил о своём стремлении к политической власти. Однако на вопрос Сократа о том, какими государственными знаниями и добродетелями он обладает для управления полисом, кроме физической силы и спортивных побед, молодой человек не смог привести убедительных доводов.
Раздражение заметно выросло, и Алексей выпалил мне:
— Но это не пример, может быть, у него всё ещё впереди. Если это намёк в мой адрес, то у меня всё хорошо, я уверен в своих успехах.
— Тогда скажите мне, Алексей, какими достижениями можете подтвердить свою уверенность в том, что вам все рубежи покорны? Вашими рассказами о себе и своих возможностях вы не только никого не убедите, но и получите обратный эффект.
Совсем незаметно мой разговор с ним перешёл на «ты», и я продолжил приводить примеры.
— Знаешь, когда Ксанф выбирал на рынке невольников себе раба, он, прежде чем дойти до Эзопа, спросил других кандидатов, что они умеют. Один рассказал о себе много хорошего. Другой пошёл ещё дальше и стал перечислять всё, на что способен. Когда очередь дошла до Эзопа, и Ксанф спросил, что тот может, Эзоп ответил: «Те двое уже всё забрали — они всё умеют и всё знают. Мне ничего не осталось». Естественно, Ксанф выбрал Эзопа. Видишь, Алексей, как их подвела самоуверенность и переоценка своих сил?
— Ну знаете, это всё греческие байки, — возразил мне Алексей. — Вот я отправил резюме в компанию, меня пригласили на собеседование и сразу взяли на работу. Потому что я знал и нисколько не сомневался, что меня возьмут!
— Скажи, пожалуйста, — спросил я, — а кем тебя взяли? В каком качестве ты трудишься?
— Я менеджер, — ответил он.
— То есть рядовой сотрудник, так?
— Да, но это пока.
— А сколько тебе лет-то?
— Тридцать.
— Алексей, тебе тридцать, ты рядовой сотрудник и говоришь, что это только начало, а впереди — большие горизонты, которые ты собираешься покорить. Наверное, ты веришь в чудо.
— Я знаю, что обязательно стану топ-менеджером, — с потрясающей уверенностью ответил он мне. — Я везучий.
— Знаешь, я приведу тебе пример из нашей истории. Когда Дмитрий Донской разбил Мамая, действительно произошло чудо. Но оно было подкреплено глубокой верой в Бога. Накануне сражения князь Дмитрий сомневался в исходе битвы и поехал к Сергию Радонежскому за молитвенной поддержкой. Соотношение сил было не в нашу пользу, но, получив духовное укрепление, Донской повёл войско в бой с уверенностью. Однако его уверенность зиждилась не только на вере — он знал военное дело, имел сведения о расположении сил Мамая и был убеждён, что его воины все до единого готовы умереть за Отечество.
А когда в декабре 1941 года фашисты подходили к Москве, Сталин спросил Жукова: «Немцы войдут в столицу?» Тот ответил: «Не войдут. Но мне для этого нужны резервы, техника, артиллерия, самолёты». Видишь, его уверенность основывалась на знании дела, анализе сил противника и трезвой оценке ситуации.
Известна история о двух монахах, уверовавших в себя настолько, что они уже готовы были ходить по воде как по суше. Было начало зимы, и только-только появился на озере тонкий лёд. Настоятель монастыря уговаривал монахов не идти, пока не окреп лёд. Монахи же наотрез отказались, со словами: «Ничего, мы лёгкие, так пройдём». С тех пор монахов никто и никогда не видел. Вот к чему приводит самоуверенность и самообольщение.
В завершение приведу пример из своей жизни. В конце восьмидесятых я решил выкопать на даче пруд в заболоченном углу. У меня был старенький «Москвич», на котором я отъехал пару километров и нашёл тракториста. Договорились, что вечером он раскопает мне участок. Перед началом работы я предупредил его об опасности мягкого грунта с северной стороны. Тракторист лишь отмахнулся: «Я тридцать лет за рулём, не учите меня. Лучше купите бутылку водки — после работы пропущу пару рюмок». Я уехал выполнять его просьбу, а когда вернулся, увидел тракториста, барахтающегося рядом с трактором, увязшим в болотной жиже.
Вот видишь, Алексей, к чему приводит самоуверенность. Даже когда тебя предупреждают, гордыня и переоценка своих сил могут обернуться бедой.
Но есть в жизни и исключения. Их называют чудесами. Однако чудеса происходят не по воле человека, а по воле Бога. Они необъяснимы с точки зрения логики, но оправданы верой. И случаются не всегда по нашим заслугам, а скорее по молитвам близких или даже тех людей, которых мы не знаем.
Вспомни императора Юлиана, прозванного Отступником. Он пытался возродить язычество и уничтожить христианство, но его усилия провалились. История закончилась для него трагически: согласно преданию, в битве с персами он был смертельно ранен и перед смертью воскликнул: «Ты победил, Галилеянин!» — обращаясь ко Христу.
Бывает, кому-то везёт, и он думает, что особенный. А на самом деле кто-то молится за него денно и нощно. Даже в невидимом нам мире звучат молитвы, обращённые к Творцу.
Поэтому поговорка «На Бога надейся, а сам не плошай» не совсем точна. Вернее будет: надеяться на Него, просить у Него помощи и с Его поддержкой добиваться целей.
Самоуверенность — признак гордыни. Она ведёт к разочарованиям, обидам, поиску виноватых и, в конце концов, к цепочке неудач.
Далее мы ехали молча. Я не знал, о чём думал мой попутчик. Может, он предавался своим наивным фантазиям, а может, впервые в жизни осознал, что пустая самоуверенность оборачивается разбитыми мечтами, или же был обижен моим менторским тоном. Но, по правде сказать, я был удивлён, что он всё-таки знал, кто такой Сократ, и читал греческую литературу.
Я же размышлял о том, как много молодых людей понапрасну тратят время, грезя о несбыточном. Ведь между самомнением, обольстительной, но ложной самоуверенностью и реальным успехом лежит глубокая пропасть.
В тридцать — менеджер, и в сорок — менеджер, и в конце пути — тоже менеджер, уповающий на волю случая.