Найти в Дзене
Прочитал_Нарисовал

За кулисами балета: 4 откровенные автобиографии

Их любили, им завидовали, ими восхищались — великие танцоры и их мир. Эту подборку для рубрики «Одна книжная полка» я попросила составить Любовь, чемпионку Европы по бальным танцам, тренера по фитнесу и человека, открытого всему новому. А еще она автор телеграм-канала про танцы, в котором выкладывает видеотренировки, разучивает с подписчиками танцевальные движения и устраивает йога-челленджи. «Одна книжная полка» — рубрика о любимых книгах, в которой может поучаствовать каждый. Нужно выбрать любую свою полку, реальную или виртуальную, и рассказать о романах, которые на ней хранятся. Важно: книжки должна объединять какая-то тема. Для рубрики Любовь выбрала несколько автобиографий известных танцоров и рассказала о своих впечатлениях. «На мой взгляд, эта книга не столько про балет, сколько про человека, который прошел через всю систему — от училища до сцены Большого — и остался собой. Она честная, временами дерзкая, полная интересных деталей и наблюдений. Цискаридзе пишет с иронией и дост
Оглавление
Фото: Kazuo ota/ Unsplash
Фото: Kazuo ota/ Unsplash

Их любили, им завидовали, ими восхищались — великие танцоры и их мир.

Эту подборку для рубрики «Одна книжная полка» я попросила составить Любовь, чемпионку Европы по бальным танцам, тренера по фитнесу и человека, открытого всему новому.

А еще она автор телеграм-канала про танцы, в котором выкладывает видеотренировки, разучивает с подписчиками танцевальные движения и устраивает йога-челленджи.

«Одна книжная полка» — рубрика о любимых книгах, в которой может поучаствовать каждый. Нужно выбрать любую свою полку, реальную или виртуальную, и рассказать о романах, которые на ней хранятся. Важно: книжки должна объединять какая-то тема.

Для рубрики Любовь выбрала несколько автобиографий известных танцоров и рассказала о своих впечатлениях.

-2

«Мой театр», Николай Цискаридзе

«На мой взгляд, эта книга не столько про балет, сколько про человека, который прошел через всю систему — от училища до сцены Большого — и остался собой. Она честная, временами дерзкая, полная интересных деталей и наблюдений. Цискаридзе пишет с иронией и достоинством, не скрывая ни восторга, ни боли. За кулисами спектаклей — коммунальная комната, обиды, интриги, спектакли, отмененные в последний момент.

Особенно интересно читать про гастроли. Был случай в Чикаго, когда его не могли найти перед спектаклем — и сразу подумали, что он или в филармонии, или в институте искусств. В книге много таких эпизодов, и каждый раскрывает личность — внимательную, культурную, ранимую».

-3

«Я, Майя Плисецкая», Майя Плисецкая

«Книга оказалась одновременно захватывающей и резкой. В ней много откровений — о балете, о Большом театре, о жизни на сцене и вне ее. Плисецкая пишет живо и метко, но не щадит никого — ни систему, ни коллег. Ек язык — прямой, даже колючий. В какой-то момент ловишь себя на мысли, что это не просто воспоминания, а скорее внутренний монолог человека, которому есть что высказать миру.

Больше всего меня поразила энергия этой книги — она как нерв. Много внимания Плисецкая уделяет трудностям: ограничениям, запретам, интригам. Но между строк читается главное — несломленность. Она осталась собой, несмотря на все.

Интересно читать и про гастроли, и про творческие конфликты, и про сцену Большого, которую она называет самой удобной во всей Солнечной системе. Да, иногда хочется поспорить с ее оценками или взглядом, но именно эта субъективность и делает текст живым».

-4

«Рудольф Нуреев. Автобиография», Рудольф Нуреев

«До чтения этой книги я знала о Нурееве только в общих чертах: человек-миф, "прыжок в свободу", успех на Западе. Но автобиография, продиктованная им вскоре после эмиграции, позволяет посмотреть на него иначе — на молодого, яростного, целеустремленного. Его рассказ — не просто о балете, а о цене, которую приходится платить за свободу и искусство.

Несмотря на молодой возраст (Нурееву на тот момент было чуть больше 20, кажется), в этих воспоминаниях много осмысленности и страсти к танцу.

Читать было не только интересно, но и легко. Конечно, книга охватывает лишь начало пути Нуреева — всего лишь старт жизни великого танцовщика. Но именно этим и подкупает: это чистый, искренний голос артиста, еще не отягощенного мировой славой, но уже осознающего масштаб дара и сложности своего выбора».

-5

«Воспоминания», Матильда Кшесинская

«История рассказывается голосом женщины, видевшей смену эпох и разрушение империи. Но события она описывает сдержанно. Балет здесь не просто профессия — это воздух, которым она дышала. Особенно интересно было читать о ее работе, о закулисье, интригах, о тонкой внутренней иерархии в театре, где место на сцене зависело не только от таланта. Да, книга не слишком откровенная, многое остается за кадром».

-6

Читали какие-нибудь из этих книг?

Если хотите принять участие в рубрике и рассказать о своей "полке", то пишите мне в комментариях или на почту!