Летние каникулы – традиционное время поездок на юг. Тысячи людей отправляются в поездах к морю, в гости, по делам. Но лето 2025 года для многих превращается в испытание – с духотой, жарой, неработающими кондиционерами и молчанием перевозчиков. Впрочем, как и год назад.
До середины июля все было хорошо. Но потом как всегда неожиданно начали выходить кондиционеры из строя. Нет-нет, не только в старых вагонах, но и в тех, где, казалось бы, все должно быть идеально.
Первыми о поломке сообщили пассажиры сидячего вагона двухэтажного поезда №738 Москва – Воронеж. Пассажиры пожаловались, что ехали при +34 градусах в вагоне. Как сообщил подписчик телеграм-канала «Типичный Воронеж», проводники бездействовали, а в кулерах не было холодной воды.
На юге ситуация еще драматичнее. В «Ласточке» №810 Ростов-на-Дону – Кисловодск температура в салоне достигала +46. Некоторые пассажиры не выдержали и сошли с поезда досрочно. Люди теряли сознание, поезд пришлось экстренно остановить на станции Кущевка. Остановку растянули с двух минут до сорока, правда на улице было «всего» +40 и охладиться особо не получалось. На платформу вызвали полицию и скорую.
Позже Северо-Кавказская железная дорога выложила сообщение, в котором утверждала, что кондиционер вышел из строя из-за аномальной жары, но затем был восстановлен, а пассажирам якобы раздали охлажденную воду.
Сигналы бедствия с рельсов поступают регулярно. Снова всплывает уже ставший печально знаменитым поезд №289 Анапа – Екатеринбург. В прошлом году в нем было до 36 градусов в вагоне – и то же самое повторяется этим летом. По данным паблика «Осторожно новости», пассажиры сообщали, что в поезде было от +32 до +36. И это в вагонах, где много семей с детьми и маломобильными пассажирами.
Такая жара в южных регионах – не сюрприз. В Ростовской области температура держится около +40, но кажется, будто к ней никто не готов. Уже второй год подряд высокие температуры сопровождаются массовыми жалобами. В 2024 году крымскому перевозчику ГСЭ даже пришлось временно закрыть продажу билетов в проблемные вагоны, а ФПК – выплачивать компенсации через суд.
«Фирменность» поезда – не гарантия нормального климата. В этом году на жару пожаловались пассажиры «Северной Пальмиры» – фирменного поезда №36 Адлер – Петербург. Как рассказала одна из пассажирок, кондиционер в их купе сломался после Горячего Ключа.
Начальник поезда, по ее словам, была отзывчивой и старалась пересадить пассажиров в более прохладные вагоны. Но СВ хватило не на всех, и в итоге одна часть семьи из четырех человек ехала в прохладе, другая – «в душегубке». Температура в вагоне – +34, за бортом – +40, а за билеты отдали по 20 тысяч рублей.
Проблемы не ограничиваются температурой. «Гремит, скрипит, пищит вентиляция», – добавляет та же пассажирка.
Похожая история – у пассажирки Лилии, ехавшей в поезде №71 «Демидовский экспресс» (Екатеринбург – Петербург). В вагоне после «реновации» кондиционер не работал, жара – +35, окна не открываются, кулер выдает недокипяченую воду, белье – с дырками, проводник на контакт не идет. Билет – 18 тысяч.
Прокуратура начала реагировать и уже пообещала проверить ряд маршрутов. Но пока силовые ведомства включаются, пассажиры продолжают жаловаться в соцсетях.
В поезде №526 Новороссийск – Екатеринбург зафиксированы переполненные мусорные баки, грязные туалеты и снова – жара. Люди жалуются проводникам, но безрезультатно. По их словам, один из сотрудников компании прямо сказал: «вагон нагревается на стоянках, кондиционер не справляется». Пассажиры резюмируют: «Первый раз поехали поездом – и в таком кошмаре. Билеты дорогие, а везут как скот».
Аналогичные жалобы поступают с поезда №273 Самара – Адлер. Там в вагоне №11 весь маршрут не работал туалет и не включался кондиционер. На вопросы пассажиров отвечают – «жара виновата». Хотя в соседнем вагоне все работает, что ставит под сомнение версию о погоде как единственной причине.
Что говорят в РЖД
Замгендиректора РЖД Иван Колесников заявил, что из 15,4 тыс. вагонов, оснащенных кондиционерами, проблемы в прошлом году в среднем были в 20–30 из них в сутки – «мизерная величина». Но пассажиры, попавшие в этот «мизерный процент», вспоминают поездку как мучение.
Колесников уверяет, что компания увеличила количество резервного подвижного состава, ввела специальные ремонтные бригады и запас запчастей. Также, по его словам, с производителями кондиционеров обсуждаются новые установки с повышенной мощностью, способные выдерживать нагрев до +60–70 градусов.
Вдобавок внедряется система охлаждения вагонов еще до их подачи на посадку, чтобы снизить начальную нагрузку на кондиционеры в первой части поездки.
Поможет ли это – скоро узнаем. Ведь жара-2025 только началась.