Энергетическое сотрудничество Казахстана и России в последние годы всесторонне развивается. Весной Астана утвердила двустороннее соглашение о параллельной работе объединенных энергосистем. Республика также наращивает транзит российского газа. А в июле Москвой был ратифицирован протокол к соглашению о сотрудничестве в торговле нефтью и нефтепродуктами. Благодаря двустороннему сотрудничеству и интеграции в ЕАЭС на сегодня республика надежно обеспечена всеми необходимыми энергоносителями – газом, нефтепродуктами и электроэнергией. Почему Казахстану важны поставки нефтепродуктов из России, и какую выгоду принесет соглашение в этой сфере, проанализировал эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Торговля нефтью и нефтепродуктами между Россией и Казахстаном
2 июля Совет Федерации РФ ратифицировал протокол, предусматривающий возобновление и продление до 2028 г. действия межправительственного соглашения с Казахстаном о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в республику из России. Сам протокол был подписан в Астане 27 ноября 2024 г. Он предусматривает возобновление действия соглашения с 1 января 2024 года и его продление до 1 января 2028 г. После этой даты соглашение автоматически продлевается на пятилетние периоды неограниченное количество раз, если одна из сторон не выйдет из него.
Данный документ в итоге был принят и начал функционировать. Он нужен для ликвидации возникшего с начала 2024 г. правового вакуума, когда истек срок действия одних документов, а на смену им не были согласованы другие. Даже в пояснительной записке к законопроекту об утверждении Протокола сообщается, что российская и казахская сторона при взаимодействии в области поставок нефти и газа руководствуются де-факто утратившим силу соглашением.
Нынешним документом предусмотрены беспошлинные поставки российских нефтепродуктов и нефти в Казахстан в рамках ежегодных индикативных балансов, составленных министерствами энергетики двух стран. Формально стороны могут поставлять нефть и нефтепродукты на рынки друг друга без пошлин, так как это предусмотрено форматом ЕАЭС, так что это не односторонний формат.
Оформление наиболее благоприятного режима торговли нефтепродуктами между Казахстаном и Россией важно для обеих стран. Для Москвы это сиюминутная перестраховка, связанная с СВО. Украина в 2023 и 2024 г. целенаправленно наносила удары по российским НПЗ, пытаясь создать дефицит топлива. В сегменте дизельного топлива это сделать сложно, так как у России есть профицит мощностей производства, но и те мощности, что задействованы, позволяют производить в два раза больше внутреннего потребления (50% произведенного дизеля экспортируется).
А в сегменте бензина ситуация более напряженная. Ежегодно около 90% произведенного в России бензина потребляется на внутреннем рынке и только 10% экспортируется. Соответственно, при нахождении в ремонте нескольких НПЗ – крупных производителей бензина есть риск дефицита. Рассматривался даже вариант увеличения поставок российской нефти на белорусские НПЗ с последующим возвратом нефтепродуктов. Поэтому Россия хочет иметь возможность импортировать топливо из Казахстана, хотя вряд ли воспользуется этой опцией.
Откуда поставляет нефтепродукты Казахстан
Для Казахстана благоприятный режим импорта нефтепродуктов из России важен из-за нестабильности в своей нефтяной отрасли. Потребление топлива в стране стабильно растет, а добыча в последние годы колеблется.
Проблемы у Казахстана возникают и с обеспечением внутреннего рынка нефтепродуктами. Необходимость решать их за счет импорта нефтепродуктов из других стран то возникает, то исчезает в зависимости от объемов потребления и работы собственных НПЗ. Казахстан периодически импортирует автомобильный бензин, дизельное топливо, авиакеросин, мазут и масла.
Пик покупки автомобильного бензина из других стран у Казахстана был в 2024 г., когда он импортировал его на сумму $16,45 млн. А дизельного топлива страна импортировала больше всего в последние годы в 2024 г., на $299,8 млн. Россия остается крупнейшим поставщиком нефтепродуктов в Казахстан, лишь иногда по отдельным товарным позициям уступая лидерство.
Так, в 2022 г. из 1,1 тыс. т автомобильного бензина из России было ввезено 0,5 тыс. т, а первое место заняла Белоруссия, поставив 0,6 тыс. т. В 2023 г. в Казахстан было завезено 9,4 тыс. т автобензина, из которых 8,5 тыс. т – российского и 0,8 тыс. т – белорусского. В 2024 г. разрыв продолжал расти: из 20,3 тыс. т бензина, импортированного в Казахстан, 20 тыс. т пришло из России, 0,2 тыс. т из Белоруссии. За 5 месяцев 2025 г. импорт бензина в Казахстан существенно снизился, до 0,2 тыс. т, почти все из которых пришли из России.
В сегменте дизельного топлива Россия не уступает свое лидерство. В 2022 г. из 182,4 тыс. т 166,9 тыс. т было российскими, а 13,9 т – киргизскими. В 2023 г. из 392,7 тыс. т импортированного дизеля 371 тыс. т было из России, 21,5 тыс. т – из Кыргызстана. В 2024 г. из 62,3 тыс. т из России пришло 55,4 тыс. т. А за 5 месяцев 2025 г. 60,2 тыс. т из 61,2 тыс. т импортированного Казахстаном дизеля пришли из нашей страны.
Как Казахстан использует купленные нефтепродукты
При этом нельзя сказать, что Казахстан занимается реэкспортом нефтепродуктов, полученных у стран ЕАЭС. В 2022 г., когда он импортировал 1,1 тыс. т автобензина, он экспортировал 24,2 тыс. т, из которых 20,1 тыс. т ушло в страны за пределами ЕАЭС (преимущественно в Европу). А в 2023 г., когда страна нарастила импорт, экспорта бензина уже не было.
Правда, в 2024 г. при наличии импорта бензина в размере 20,3 тыс. т экспорт составил 37,3 тыс. т (21,7 тыс. т в Кыргызстан и 12,1 тыс. т в Грузию). При этом средняя цена экспортированного тогда автомобильного бензина составила $716 за тонну. А импортированный бензин обошелся в $810 за тонну. Поэтому нельзя сказать, что Казахстан просто реэкспортирует российский бензин, зарабатывая на разнице цен.
Экспортно-импортные операции, безусловно, выгодны Казахстану, но нужно учитывать, что из России завозится бензин зачастую более высокого экологического класса и высокооктановых марок, а экспортируется – бензин собственного производства, имеющий более низкие характеристики, что и объясняется указанным соотношением цен. За первые 5 месяцев 2024 г. Казахстан и вовсе почти не экспортировал бензин, а за аналогичный период вывез 106,6 тыс. т: 55 тыс. т – в Кыргызстан, 2,2 тыс. т – в Таджикистан, 46,6 тыс. т – в Узбекистан и 3,3 тыс. т – в Афганистан.
Касаемо дизельного топлива наблюдается примерно такая же картина: есть и экспорт, и импорт, но когда Казахстану не хватает топлива для внутреннего рынка, он сокращает продажи на внешние рынки. В обычном состоянии страна продает более низкокачественную продукцию и закупает у России топливо с высокими характеристиками.
Однако в настоящее время Казахстан реализует проекты по модернизации собственных НПЗ, что должно позволить и увеличить объемы выпуска топлива, и повысить качество. Это позволит ему отказаться от импорта топлива и нарастить его экспорт. Но при этом переработка будет оттягивать дополнительные объемы сырой нефти с экспорта.
Игорь Юшков, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности России