Найти в Дзене
Черное золото

Азотная станция.

При бурении на депрессии в качестве бурового раствора используют нефть, насыщенную азотом. Азот для газирования нефти получают на передвижных азотно-компрессорных станциях. В этой статье рассмотрим подробнее конструкцию и принцип действия азотной компрессорной установки.

Подробнее о депрессивном бурении можно почитать в статье: «Бурение на депрессии.»

Азот является одним из самых распространенных элементов на Земле. Газообразный азот окружает нас повсюду, так как атмосфера на 78 % состоит из азота. Остается лишь научиться сепарировать его из воздуха. А впервые азот выделили из воздуха в 1772 году.

Использование альтернативных газов в нефтедобыче началось в семидесятые годы прошлого столетия. До этого нефтяники применяли углекислый газ и природный газ. Но растущие потребности и стоимость этих газов привели к необходимости перехода на более простой и дешевый в получении азот. На месторождениях начали строить производительные стационарные криогенные воздухоразделительные станции. Но эти энергоемкие объекты было сложно обеспечивать электроэнергией на удаленных промыслах. И они требовали постоянного присутствия обслуживающего персонала. Кроме того, капитальные цеха невозможно было перевозить со старых месторождения на новые и их приходилось консервировать.

Поэтому технологически сложные криогенные стационары стали заменять на более простые в использовании мембранные воздухоразделители.

В мембранной установке очищенный от мехпримесей и осушенный воздух нагнетается в мембранные модули. Аргон, кислород, углекислый газ, пары воды отфильтровываются мембранами и выводятся в атмосферу, а азот поступает в накопитель – ресивер.

Принципиальная схема мембранной азотной установки.
Принципиальная схема мембранной азотной установки.

Азот мембранных генераторов соответствует стандарту технического азота первого сорта с чистотой 99,6 %. Мембранный азот не такой чистый по сравнению с адсорбционным и криогенным. Используют его, обычно, для пожаротушения, резке металлов, некоторых химических процессах.

Простота конструкции с минимумом движущихся элементов, малый вес при высокой производительности, возможность контейнерного исполнения и экономичность определили широкое распространение мембранных установок в нефтедобыче.

СДА-10/251 – азотная компрессорная станция на базе грузового автомобиля КамАЗ или Урал. Установка работает по следующей технологической цепочке.

Воздух винтовым компрессором нагнетается в блок воздухоподготовки, где он очищается от масла, мехпримесей, воды и подогревается. Очищенный воздух подается в мембранный блок газоразделения. После отделения от других газов азот поступает в ресивер. Дожимной поршневой компрессор дожимает азот до давления 250 кг/см2. Производительность установки составляет 10 м3/мин.

Азотная компрессорная станция СДА 10/251. Снимок взят из https://potok-sp.ru/zapchasti/azotyne-stancii
Азотная компрессорная станция СДА 10/251. Снимок взят из https://potok-sp.ru/zapchasti/azotyne-stancii

СДА-10/251 используют для:

- продувки и опрессовки нефтепроводов и газопроводов;

- осушения нефтегазопроводов и оборудования;

- азотного пожаротушения;

- освоения скважин, цементирования скважин;

- бурения скважин;

- ремонта скважин.

При бурении на депрессии буровую установку обслуживают две или три таких станции.

Как же происходит разделение воздуха на составляющие газы в мембранной установке?

Всем нам знакомо понятие: «фильтр». Фильтр – это устройство или материал для отделения одних компонентов смеси от других. А мембрана — это перегородка, которая пропускает через себя одни составляющие газовой смеси и задерживает другие. Иными словами, мембрана – это более тонкий фильтр, разделяющий компоненты смеси на молекулярном уровне.

Технология мембранного разделения воздуха основана на молекулярных свойствах составляющих его газов. Масса молекулы азота примерно в два раза больше массы молекулы кислорода. При одинаковых условиях молекулы кислорода из-за меньшей массы движутся быстрее молекул азота. И при диффузии в материал молекулы кислорода проникают в него быстрее молекул азота.
То есть, «быстрые» газы: кислород, углекислый газ, пары воды проходят через стенки половолоконной мембраны раньше азота.

Полая волокнистая мембрана (ПВМ) представляет собой полупроницаемый барьер в виде полого волокна. ПВМ производят из искусственных полимеров. Первоначально разработанные в шестидесятых годах прошлого века ПВМ для обратного осмоса сегодня широко применяются для разделения самых разнообразных смесей.

Схема воздухоразделения половолоконной мембраной. Рисунок взят из https://сферанефтьигаз.рф/kompressorgaz-2018-1
Схема воздухоразделения половолоконной мембраной. Рисунок взят из https://сферанефтьигаз.рф/kompressorgaz-2018-1

ПВМ – это собранные в пучок несколько тысяч полых волокон. Внешний диаметр волоконной трубочки в зависимости от назначения может составлять от 50 до 3000 мкм.

Газопроницаемость мембраны характеризует способность ее материала пропускать через себя газ под действием разницы давлений с обеих сторон мембраны. Но при этом один газ мембрана пропускает лучше, чем другой. В этом свойстве выражается селективность или избирательность мембраны.

Например, тетрабром-поликарбонат (ТБПК) имеет селективность О2/N2 = 7,6. То есть, ТБПК пропускает через себя кислорода в 7,6 раза больше, чем азота.

Половолоконные материалы, которые производят по специальной технологии применяют для того, чтобы увеличить поверхность мембран. Для промышленного использования пучки или пряди полых волокон упаковывают в унифицированные модули - картриджи. Отношение удельной площади материала к единице объема в половолоконных модулях (м2/м3) составляет более 10 000. Таким образом в стандартных картриджах площадь мембран составляет 300 – 600 м2.

Устройство половолоконного картриджа. Рисунок взят из https://сферанефтьигаз.рф/kompressorgaz-2018-1
Устройство половолоконного картриджа. Рисунок взят из https://сферанефтьигаз.рф/kompressorgaz-2018-1

Кроме воздухоразделения полые волокнистые мембраны повсеместно используются в промышленной сепарации, особенно для фильтрации питьевой воды.