Найти в Дзене

Уникальная тессера из Фанагории с изображением счета на пальцах

В коллекции музея-заповедника «Фанагория» хранится необычный предмет – костяное изделие с рельефным изображением левой руки, пальцы которой сложены в определённом порядке, и греко-латинской надписью на оборотной стороне: XV/IЕ. Это изделие называется тессера. Тессера (от лат. tessera) – термин, использовавшийся в Древнем Риме для обозначения игральной кости, пропускного жетона или входного билета. Тессеры изготавливались из различных материалов: кости, стекла, глины, а также из камня, например, мрамора или полудрагоценных камней. Данная тессера относится к типу игральных фишек le comput digital, на лицевой стороне которых изображены комбинации пальцев левой руки, обозначающие числа от 1 до 15. Эти жесты соответствуют числовым значениям, зафиксированным на оборотной стороне в римской системе исчисления. Фанагорийская тессера уникальна тем, что на её обороте нанесены два граффити: и на латинском, и на греческом, каждое из которых обозначает число 15. Следовательно, и рельефное изображени

В коллекции музея-заповедника «Фанагория» хранится необычный предмет – костяное изделие с рельефным изображением левой руки, пальцы которой сложены в определённом порядке, и греко-латинской надписью на оборотной стороне: XV/IЕ. Это изделие называется тессера.

Лицевая сторона тессеры, I–II вв. до н.э. Предмет хранится в музее-заповеднике «Фанагория», ФМ-КП 22 А 1560 ГК 9180349
Лицевая сторона тессеры, I–II вв. до н.э. Предмет хранится в музее-заповеднике «Фанагория», ФМ-КП 22 А 1560 ГК 9180349
Тессера (от лат. tessera) – термин, использовавшийся в Древнем Риме для обозначения игральной кости, пропускного жетона или входного билета. Тессеры изготавливались из различных материалов: кости, стекла, глины, а также из камня, например, мрамора или полудрагоценных камней.

Данная тессера относится к типу игральных фишек le comput digital, на лицевой стороне которых изображены комбинации пальцев левой руки, обозначающие числа от 1 до 15. Эти жесты соответствуют числовым значениям, зафиксированным на оборотной стороне в римской системе исчисления. Фанагорийская тессера уникальна тем, что на её обороте нанесены два граффити: и на латинском, и на греческом, каждое из которых обозначает число 15. Следовательно, и рельефное изображение руки на лицевой стороне также должно соответствовать числу 15.

Оборотная сторона тессеры. Предмет хранится в музее-заповеднике «Фанагория», ФМ-КП 22 А 1560 ГК 9180349
Оборотная сторона тессеры. Предмет хранится в музее-заповеднике «Фанагория», ФМ-КП 22 А 1560 ГК 9180349

Что же известно о счёте на пальцах в Древнем Риме?

Ещё Квинтилиан подчёркивал важность умения считать на пальцах, отмечая, что неспособность делать это правильно выдает в человеке недостаток образования:

«Гео­мет­рия объ­ем­лет два пред­ме­та: чис­ла и фигу­ры: зна­ние пер­вых потреб­но не толь­ко Орато­ру, но вся­ко­му даже и начи­наю­ще­му учить­ся. В судеб­ных же речах тот­час почтет­ся Ора­тор за невеж­ду, если, не гово­рю уже, в боль­ших вычис­ле­ни­ях затруд­нит­ся, но счи­тая по паль­цам, каким ни есть нетвер­дым и непри­стой­ным дви­же­ни­ем оных от над­ле­жа­ще­го выво­да чисел отсту­пит.» – Квинтилиан, Риторические наставления I, 10, 35 (пер. А. Никольского)

Самое полное описание этой системы оставил бенедиктинский монах Беда Достопочтенный (ок. 673–735 гг.) в трактате De Temporum Ratione. Он подробно описывает, как при помощи пальцев рук и положения кисти относительно тела можно обозначать числа от 1 до 1 000 000.

Левая рука использовалась для обозначения единиц и десятков, правая – для сотен и тысяч. Числа от 1 до 9 передавались с помощью трёх пальцев раскрытой левой ладони: мизинца, безымянного и среднего. Десятки (от 10 до 90) выражались при участии большого и указательного пальцев.

Составные числа формировались путём объединения жестов: например, число 15 передавалось комбинацией, в которой сохраняется положение пальцев, обозначающее 10 (соединённые большой и указательный пальцы), и добавляется конфигурация, обозначающая число 5.

NB! Исследователь Г. Минауд, опираясь на анализ изображений на римских стелах, саркофагах и мозаиках, пришёл к выводу, что счёт единиц и десятков мог осуществляться как на левой, так и на правой руке – в зависимости от композиции изображения и удобства передачи жеста.

Прорисовка тессеры. Источник изображения: Остапенко С.Н. Костяная тессера из раскопок Фанагории // ПИФК 4 (2016), 75.
Прорисовка тессеры. Источник изображения: Остапенко С.Н. Костяная тессера из раскопок Фанагории // ПИФК 4 (2016), 75.

Тессера типа le comput digital из Фанагории в Северном Причерноморье встречается впервые и сочетает в себе уникальные черты. Во-первых, это единственный известный пример тессер на котором присутствует два граффити: римское и греческое, в то время как на всех остальных тессерах имеется только одно граффито – римское. Во-вторых, была обнаружена лишь одна тессера типа le comput digital с числом 15: на ней был изображен бюст мужчины, показывающего рукой число, а не только рука. Фанагорийская тессера оказалась первой, на которой числу 15 соответствует изображение только ладони с согнутыми пальцами.

Данный материал подготовлен по научной статье: Остапенко С.Н. Костяная тессера из раскопок Фанагории // ПИФК 4 (2016), 71–78. Доступна для чтения онлайн.