Найти в Дзене
VK Play

Это классика, милорд: ремастер Stronghold Crusader глазами новичка

Впечатления от знакомства с переизданием стратегии из «нулевых» Как бы ни ругали моду на ремастеры с ремейками, иногда они бывают кстати. В тех случаях, когда стряхивают пыль с крутых старых игр, а не паразитируют на относительно свежих. Для кого-то такие релизы — возможность запрыгнуть в машину времени и предаться ностальгии за осовремененным, но таким знакомым хитом давно ушедших лет. А для меня — шанс хоть в каком-то виде «пощупать» классику, которая по разным причинам прошла мимо. Поэтому когда я увидела ремастер Stronghold Crusader от FireFly Studios, не закатила глаза, а искренне порадовалась. Культовая стратегия в реальном времени и средневековом сетттинге, вдохновленная событиями крестовых походов, про замки, строительство и управление, а также битвы среди песков, теперь в обновленном виде — с подзаголовком Definitive Edition. Артефакт прямиком из «нулевых», актуализированный, поэтому варианта «не играть» не было. Релизный трейлер Stronghold Crusader: Definitive Edition Я не за
Оглавление

Впечатления от знакомства с переизданием стратегии из «нулевых»

Это классика, милорд: ремастер Stronghold Crusader глазами новичка
Это классика, милорд: ремастер Stronghold Crusader глазами новичка

Как бы ни ругали моду на ремастеры с ремейками, иногда они бывают кстати. В тех случаях, когда стряхивают пыль с крутых старых игр, а не паразитируют на относительно свежих. Для кого-то такие релизы — возможность запрыгнуть в машину времени и предаться ностальгии за осовремененным, но таким знакомым хитом давно ушедших лет. А для меня — шанс хоть в каком-то виде «пощупать» классику, которая по разным причинам прошла мимо.

Поэтому когда я увидела ремастер Stronghold Crusader от FireFly Studios, не закатила глаза, а искренне порадовалась. Культовая стратегия в реальном времени и средневековом сетттинге, вдохновленная событиями крестовых походов, про замки, строительство и управление, а также битвы среди песков, теперь в обновленном виде — с подзаголовком Definitive Edition. Артефакт прямиком из «нулевых», актуализированный, поэтому варианта «не играть» не было.

Релизный трейлер Stronghold Crusader: Definitive Edition

С любовью и уважением к оригиналу

Я не застала оригинал, поэтому не могу говорить о Stronghold Crusader: Definitive Edition в том ключе, в котором это делают уже бывалые. Я знаю, что FireFly Studios обновила графику и звук, не забыв про новый контент: кампании, юниты, вражеские ИИ-командиры. Но я воспринимаю все это не как улучшения, а как данность, начальные характеристики новой для меня игры.

Но классическую RTS не переработали как-то глобально. Команда сохранила всю основу и дух оригинала. Получился косметический ремастер, и по нему очень легко понять, почему же стратегия 2002 года стала великой (и многими обожаемой).

«Добро пожаловать, сэр, пустыня ждет вас»

Stronghold Crusader: Definitive Edition напрашивается на панегирик уже с первых минут. Точнее, с первой ноты и первого звука. Игра мигом с головой погружает в колоритный антураж через чарующий саундтрек с четко прослеживающимися восточными мотивами (спасибо Роберту Эвино за это, ну и за открывающую композицию «A Pane in the Glass» в частности).

С помощью музыки и мастерской работы со звуками FireFly приобщает игрока к созданному ею миру, делает его частью событий. И правда: услышав мелодию таких инструментов, как бансури или кеманча, сразу ощущаешь себя лично среди каких-то далеких пустынных пейзажей.

Ты — командир (милорд), где-то рядом тихонько трещат дрова к костре, слышится топот копыт пробегающих мимо зверей, а по округе разносятся удары топоров о редкие в этой глуши деревья. Растворяешься во всем этом шуме, быстро погружаешься в атмосферу места и времени, и спустя пару минут уже чувствуешь себя частью того, что происходит на экране.

Если бы сейчас звучал саундтрек, вы бы сразу почувствовали особую атмосферу
Если бы сейчас звучал саундтрек, вы бы сразу почувствовали особую атмосферу

Stronghold Crusader не только звучит отлично, но и выглядит хорошо. Да, если воспринимать ее как новую игру в прямом смысле слова, то по современным меркам она не впечатляет. Но если осознавать, что это все же ремастер RTS 2002-го, а разработчики просто подняли визуал на новый уровень, то вопросов не возникает. В этом отголоске ретро есть своя прелесть и очарование.

Stronghold Crusader: Definitive Edition очень хочется рассматривать. Все элементы, которые видишь на экране, невольно приближаешь. Мелких деталей много: любуешься на крепостные стены средь песков, на мельницы и оазисы в отдалении, следишь за снующими между крошечных домиков людьми.

В поселении всегда кипит активная жизнь
В поселении всегда кипит активная жизнь

Познавать тягости жизни лорда на практике

Стратегия FireFly точно обладает определенными чарами. Заходишь и попадаешь в ловушку на несколько часов. Не знаю, как чувствуют себя в ремастере «старички», но с «новичками» игра дружелюбна.

По теме:

Мнение: бесконечные ремастеры и ремейки отбивают желание покупать игры
Российская стратегия Broken Arrow поставила новый рекорд по онлайну

Сначала по базе — проходишь обучение основам. Тебя высаживают на карту, и приятный женский голос на русском (озвучка — бомба) рассказывает, с чего надо начинать свой замок, за какими параметрами и как нужно следить, что можно строить, для чего нужны люди и так далее. Все это на примере лишь нескольких измерений (популярность, рацион) и парочки зданий. Ни про армию, ни про битвы, ни про возведение стен, ни про пожары, ни про кнуты с пряниками — про эти вещи в обучении не рассказывают. Они органично вплетены в миссии режима «Исторические сражения».

Внутри — шесть сюжетных кампаний из нескольких миссий. Пока играешь — как раз и узнаешь то, чего не говорят в обучении. Только думаешь, что познакомился со всем добром, тебе подбрасывают какой-то новый юнит или строение.

Справа — возможные постройки, слева — ресурсы
Справа — возможные постройки, слева — ресурсы

Выполнено это реально круто. Есть мотивация начинать следующую миссию после окончания предыдущей — хочется узнать, что тебе еще приготовили. Например, в той же кампании «За Иерусалим!» учат и юнитами управлять, и сражаться от обороны и нападения, и чаны с водой для безопасности ставить, и стены с башнями возводить. А в «Славе Саладина» узнаешь новые виды боевых единиц — со всеми механиками и особенностями знакомишься постепенно, прямо в разгар игры.

У кампаний есть сюжет, основанный на исторических событиях, но мне он не показался интересным. Да, прикольно, что можно и Никею взять, и поучаствовать в осадах Иерусалима и Антиохии, но я нашла все это второстепенным — прелесть кампаний в другом. Миссии зачастую ставят игроков в разные условия и задают им определенные цели. На примере той же кампании «За Иерусалим!»: в одной главе нужно накопить определенное количество золота, а в другой — изготовить эль (чертовый долгоносик) или взять штурмом крепость.

Stronghold Crusader: Definitive Edition грамотно удерживает интерес. В первые часы на то, чтобы заскучать, не оставляют никакого шанса. А ведь тут не только кампании — есть еще и различные тропы в режиме «Битва», представляющие собой цепочку сражений с возрастающей сложностью, и редактор карт, и «свободное строительство», и многопользовательская игра. Все хочется попробовать сразу, но лучше сначала закончить обучение и получить полное представление об игре.

Иду «Путем крестоносца». Султан Абдулла побежден
Иду «Путем крестоносца». Султан Абдулла побежден

Неидеальная головоломка

Stronghold Crusader: Definitive Edition сперва может показаться легкой даже новичку. Первые миссии щелкаешь как орешки, с большим интересом. Но сложность не стоит на месте, а повышается. Тогда начинаются и первые проигрыши.

Они не злят, а мотивируют — выбрать стратегию получше или принять иное решение. На крайний случай в игре есть подсказки, причем нередко полезные. Победа придет в случае, если ты правильно понял, как все тут работает. Ошибки — абсолютная норма, к ним нужно быть готовым.

Думать и анализировать необходимо постоянно. Как пережить голод, сколько лесопилок поставить, нужно ли увеличивать население, хватит ли лучников или лучше сфокусироваться на других юнитах, поставить яблоневый сад или начать делать хлеб, нанять арабских наемников или сделать мечника через казармы — это лишь малая часть вопросов, которые задаешь себе во время партии в Stronghold Crusader: Definitive Edition. Как и настоящему лорду замка, нужно заботиться обо всем: продовольствии, безопасности, популярности в народе и так далее. Ошибся и не придумал, как все исправить — получай поражение.

Что-то в этой партии явно пошло не так
Что-то в этой партии явно пошло не так

Строить замки, управлять разными процессами, штурмовать врагов и отбиваться от них в осаде — интересно. Но местами кажется, что базовый темп игры низкий. Медленно работники плетутся с бревнами из лесопилки до склада и обратно. По ощущениям долго делается тот же хлеб. Мечники так вообще состариться могут, пока идут. Да и сами бойцы иногда ведут себя странно: у меня пару раз как-то глупо выстраивали маршрут до цели атаки, а другие не слушались приказов.

Да, пока ты всех ждешь, не просто сидишь. Параллельно что-то обдумываешь, строишь, красиво расставляешь тех же лучников по башням. Но низкая базовая скорость начинает надоедать, если несколько раз решаешь перезапустить партию или просто проигрываешь. Это не критично — так увлекаешься другими зонами ответственности, что время зачастую летит незаметно. Да и динамику можно скорректировать в настройках, если совсем начнешь сходить с ума.

В Stronghold Crusader: Definitive Edition есть и баги. Но мне они не так сильно испортили впечатление. Больше расстроил поворот камеры: она меняется резко и каждый раз приходится как минимум несколько секунд потратить, чтобы снова разобраться, что где находится.

Несмотря на некоторые проблемы, Stronghold Crusader: Definitive Edition производит хорошее первое впечатление, особенно на новичка. Она быстро погружает в атмосферу и здорово передает антураж сеттинга, учит прямо в процессе, предлагает щадящие вызовы, а также легко увлекает геймплеем.