Цены на новые автомобили в России упали впервые за 10 лет, но рынок грустит: дилеры опускают цены совсем не от хорошей жизни. В демпинге обвиняют «китайцев», а ещё сетуют на сложную экономическую ситуацию. Государство обещает помочь, но скажется ли это на ценах? Бежать за машиной сейчас или ждать, пока авто подешевеет ещё больше? Разбирался 78.ru вместе с экспертами.
Пострадали почти все
Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» поделилась статистикой, согласно которой за первое полугодие 2025 года средняя стоимость новых автомобилей в России снизилась впервые за 10 лет. Снижение составило около 7 % в годовом выражении: если в 2024 году средняя цена составляла 3,35 млн рублей, то в 2025 году — 3,12 млн рублей. В последний раз такой спад отмечался в 2013 году, и это значимый сдвиг, а не просто статистическая погрешность, указали опрошенные 78.ru эксперты.
При этом тенденция затронула далеко не все сегменты рынка — точнее, где-то она вовсе не проявилась, а где-то сильно отличается по динамике и глубине проблем. Как рассказала 78.ru генеральный директор компании Frank Auto Ирина Франк, больше всего, катастрофически пострадал бюджетный сегмент, где стоимость авто не превышает 1,8 млн рублей.
— Высокие ставки по кредитам и рост утильсбора сделали новые машины здесь практически недоступными. Спрос рухнул, предложение сокращается, и хотя скидки могут быть, выбор очень скуден. Многие покупатели уходят на вторичный рынок, — констатировала она.
Вторым пострадавшим сегментом стал массовый, где автомобили стоят от 1,8 до 3,5 млн рублей. Именно здесь разворачиваются самые серьёзные ценовые войны, поскольку падение продаж в сегменте стало самым резким. В отчаянной борьбе за оставшихся покупателей китайские бренды устанавливают скидки до 20 %, указала Ирина Франк. Не отстаёт и отечественный производитель: так, Lada ввела специальные условия, которые позволяют покупателям приобретать автомобили прошлых лет выпуска дешевле — ровно так же поступил и китайский Haval.
Премиум-сегмент, где стоимость авто начинается от 3,5 млн рублей, пострадал меньше и проявляет наибольшую устойчивость, отметила Ирина Франк. А руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК «Альфа-Лизинг» Анастасия Байбароша привела цифры: в премиальном сегменте подешевели только кроссоверы Hongqi на 200–400 тыс. рублей.
— Его (премиум-сегмента. — Прим. ред.) клиенты менее чувствительны к процентным ставкам и утильсбору в процентном выражении. Цены здесь стабильнее, скидки точечные, хотя падение спроса тоже ощутимо, и этот сегмент сильно зависит от валютных колебаний. Люкс-сегмент и вовсе живёт в своей реальности, где цены определяются спросом узкого круга лиц, валютой и эксклюзивностью, и кризис массового рынка его почти не касается, — резюмировала Ирина Франк.
Таким образом, локомотивом снижения цен стал массовый сегмент, а особенно китайские бренды, которые стремятся сохранить своего покупателя. И причины этому есть, ведь за первое полугодие рухнули не только цены, но и продажи — до минус 27 %. Ключевым индикатором стало резкое сокращение выдачи автокредитов на 53 % за первые пять месяцев, что в целом рисует картину глубокого кризиса спроса, констатировала эксперт.
Причины падения спроса, казалось бы, очевидны: с одной стороны, высокая ключевая ставка и недоступность кредитов, а с другой — высокие цены на автомобили, которые «выбили» из рынка значительную часть покупателей. Однако опрошенные 78.ru эксперты назвали и другие факторы, повлиявшие на спрос, и разошлись в оценке, который из них сыграл наибольшую роль.
И ЦБ, и ТО, и утильсбор
Ирина Франк назвала главными драйверами нынешнего падения цен дорогие деньги и фискальное давление.
— Ключевая ставка ЦБ держится на высоком уровне, делая автокредиты кабальными для многих — платить 15–20 % годовых неподъёмно. Параллельно рост утильсбора увеличивает издержки производителей и импортёров, что частично закладывается в цену, но главное — создаёт неопределённость и отпугивает покупателей слухами о новых повышениях. Нельзя сбрасывать со счетов и снижение реальных доходов населения из-за инфляции, а также психологию выжидания: видя первые скидки, люди надеются на большее и откладывают покупку, — описала текущую ситуацию эксперт.
С ней согласна и Анастасия Байбароша: она подтвердила, что основной фактор падения спроса — ухудшение экономической ситуации из-за высокой ключевой ставки, строгих условий кредитования и общего замедления экономики. Это вынуждает производителей снижать цены различными способами, включая акции и скидки.
— Пополняются и стоки лизинговых компаний, которые тоже распродаются с существенной выгодой. В условиях невозможности вовремя выплачивать лизинговые платежи лизингополучатели возвращают предметы договора лизингодателям, — рассказала эксперт.
Покупательная способность населения действительно снизилась, и машины превратились в рискованный для инвестирования объект — в условиях высокой ключевой ставки гораздо выгоднее положить деньги на вклад, чем купить автомобиль, согласилась доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге Линда Рыжих. Однако она назвала и другие причины современного падения цен, среди которых — существенное расширение импорта из Китая и Южной Кореи автомобилей с пробегом и перенасыщение рынка.
Перенасыщение рынка началось не сегодня, оно постепенно формировалось с конца 2024 года в связи с повышением утилизационного сбора, который радикально, на 70–85 %, вырос с 1 октября. Поскольку было заранее известно, что утильсбор вырастет, дилеры старались завозить автомобили до этого повышения, и чем больше, тем лучше. Однако спрос за предложением не поспел, в итоге сформировалось перенасыщение.
— Сейчас российский рынок перенасыщен легковыми автомобилями, ввезёнными в страну без уплаты утилизационного сбора (в том числе под индивидуальный заказ). Таким образом, произошло нарушение рыночного равновесия: рынок легковых автомобилей оказался перенасыщен из-за избытка предложения, которое значительно превышает спрос. Дилеры ещё в прошлом году в преддверии повышения утилизационного сбора массово завезли в Россию слишком много машин и столкнулись с большими проблемами продаж на фоне непростой экономической ситуации. В результате к началу текущего года склады оказались затоварены невостребованной продукцией, — констатировала Линда Рыжих.
Есть и другие факторы, помимо утильсбора, перенасыщения рынка и падения покупательной способности. Так, на фоне попыток наладить отношения между Россией и США, а также «авансов» американского президента многие стали ждать снятия санкций и возвращения на российский рынок европейских брендов — в итоге покупку такие люди откладывают. Помимо этого, сказался и рост стоимости технического обслуживания, ведь из-за инфляции затраты на ремонт и ТО, особенно для новых автомобилей, выросли.
— Для того чтобы стабилизировать рынок, дилеры и автомобильные компании вынуждены организовывать распродажи и предоставлять большие скидки и таким образом попытаться сократить запасы. Наряду с этим происходит закрытие автосалонов (преимущественно китайских брендов), — резюмировала Линда Рыжих.
Однако скидки и общее снижение цен пока не помогают: в РОАД ждут уменьшения ёмкости рынка на 20 % к концу 2025 года, а её президент Алексей Подщеколдин отметил, что «рынок болен и такое лекарство, как снижение цен, его не лечит». Фактически авторынок терпит бедствие и взывает к властям о помощи.
Поддержка будет, но для кого?
Нельзя сказать, что государство остаётся к призывам авторынка глухим: на федеральном уровне регулярно обсуждается сложившаяся ситуация, предлагаются разные варианты действий и поддержки. О том, что новые меры поддержки в автопроме уже рассматриваются и вот-вот должны быть введены, в июне на ПМЭФ сообщал первый вице-премьер РФ Денис Мантуров. Среди обсуждаемых мер — прямые субсидии производителям, которые закладывали бы в скидки, минуя этап льготного кредитования, такой вариант предлагает АвтоВАЗ. Кроме того, в начале июля министр промышленности и торговли Антон Алиханов анонсировал восстановление программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль».
Опрошенные 78.ru эксперты по-разному оценили эти нововведения. С одной стороны, конечно, поддержка государства производителям важна, но с другой стороны — вряд ли она сильно скажется на ценах.
— Планы властей по поддержке производителей (субсидии, льготы) могут незначительно сдержать рост их себестоимости или даже позволить точечно снизить цены на конкретные, особенно локализованные, модели. Однако ожидать от этой меры общего снижения цен не стоит. Гораздо более значимым для рынка может стать возвращение программ прямой поддержки покупателей, таких как «Первый автомобиль». Если такая программа будет запущена с реальным финансированием и существенной скидкой (скажем, 10–25 % от цены), она способна сильно стимулировать спрос, прежде всего в бюджетном и начальном массовом сегментах, — указала Ирина Франк.
В то же время это не означает, что цены снизятся, предупредила эксперт: по сути, такая госсубсидия заменит скидки дилеров, и чистый эффект для покупателя будет нейтральным или слегка положительным.
Анастасия Байбароша также призвала не ждать значительных изменений в ценах благодаря господдержке производителей. Причина проста: все эти программы направлены не на регулирование цен, а именно на помощь отрасли.
— Программы поддержки больше направлены на повышение доступности кредитных продуктов и улучшение финансовой устойчивости производителей, нежели на прямое регулирование цен. Более вероятно, что государственная помощь окажет позитивное влияние на доступность покупки автомобиля, но вряд ли станет основным фактором формирования ценовой политики, — считает эксперт.
Другого мнения придерживается Линда Рыжих: она обратила внимание, что господдержка направлена в том числе и на повышение производительности труда, а это должно снизить себестоимость производства — что в конечном итоге приведёт и к снижению цен без ущерба для автопрома, то есть с сохранением рентабельности и прибыли.
— Наиболее действенные меры государственной поддержки, которые позволят укрепить конкурентные позиции российского автомобильного рынка и реально снизить себестоимость продукции — это автоматизация производства и наращивание объёмов выпуска собственных комплектующих. Именно это повлияет на цену автомобилей в сторону снижения, — указала Линда Рыжих.
Однако всё это — скорее планы на будущее, которые сегодня воплощаются, но дадут свой эффект не прямо сейчас, а в перспективе. Те же меры господдержки, которые обсуждаются и уже вводятся сегодня, призваны ни много ни мало спасти отрасль, считает Ирина Франк.
— Основная цель господдержки — не удешевить машины радикально, а стабилизировать рынок, остановить падение продаж и спасти производителей и дилеров от краха. Она направлена на спасение отрасли, а не на подарок покупателям, — подытожила эксперт.
Цены низкие не навсегда
Пока же цены продолжают падать, поскольку дилерам ничего больше не остаётся, кроме как предлагать скидки в надежде стимулировать спрос. Но долго ли ещё это продлится? Эксперты также разошлись во мнениях.
Ирина Франк спрогнозировала дальнейшее снижение цен или их стагнацию на протяжении ближайших 6–12 месяцев. Способствовать этому будет сохраняющийся избыток предложения на складах, агрессивная ценовая политика китайских брендов, необходимость дилеров освобождать площади под новые поступления и слабость спроса.
— Однако есть и факторы, способные потянуть цены вверх: это ослабление рубля, повышающее стоимость импорта комплектующих и готовых машин, а также возможный рост логистических издержек. Господдержка может оказать стабилизирующий эффект. Значительного общего роста цен в этих условиях ждать не приходится — для этого нужны кардинальные улучшения в макроэкономике, такие как снижение ставок и укрепление рубля, — уверена Ирина Франк.
Линда Рыжих также указала, что в ближайшее время цены продолжат умеренно снижаться, особенно в массовом сегменте — правда, она отвела на это падение 3–4 месяца. А вот к концу года она прогнозирует определённый рост, который будет связан с экономической ситуацией в стране. Не секрет, что многие аналитики ждут к концу года снижения ключевой ставки, а это оживит рынок и повысит цены.
— Денежно-кредитная политика ЦБ РФ, динамика уровня инфляции, стабильность рубля, изменения потребительских предпочтений, а также действия государства по поддержке автомобильной отрасли — это те факторы, которые напрямую будут влиять на динамику рыночных цен, — отметила эксперт.
Другого мнения придерживается Анастасия Байбароша. По её словам, вряд ли тенденция на снижение цен сохранится надолго, и главная причина тому — сокращение производства. Ведь к концу года прогнозируют продажи всего 1,3 млн автомобилей, значит, производить на отечественных площадках целесообразно только 700–800 тыс. — такие цифры озвучил глава Минпромторга Антон Алиханов.
— В условиях сокращения объёмов производства и увеличения затрат производителей высока вероятность обратного роста цен. Базовый прогноз предполагает дальнейшее сокращение продаж автомобилей в 2025 году на 23 %, до уровня около 1,3 млн автомобилей. Таким образом, снижение цен носит скорее временный характер и обусловлено преимущественно специальными предложениями от производителей и дилеров, — резюмировала Анастасия Байбароша.
Что же делать в таких условиях покупателям?
Покупать сейчас или подождать?
В ответе на этот вопрос эксперты единодушны: если машина действительно нужна, сейчас лучший момент для покупки, поскольку можно воспользоваться акциями и скидками. Затягивать не имеет смысла, учитывая прогнозы на повышение цен в будущем, указала Анастасия Байбароша.
А вот частности различаются, ведь многое зависит от личной ситуации покупателя, предупредила она.
— Перед принятием решения важно оценить свою финансовую ситуацию и, возможно, рассмотреть ассортимент автомобилей с пробегом. Несмотря на 5–10 % снижение средней стоимости нового авто, его цена по-прежнему составляет около 3 млн рублей. В то время как ликвидное авто с пробегом из КНР можно приобрести за 2 млн рублей, отечественное — за 700 000 рублей, европейского или японского производства — за 2,4 млн рублей, — отметила Анастасия Байбароша.
Ирина Франк также указала, что нет единой рекомендации — «всем бежать» или «всем ждать», решение должно быть взвешенным и зависеть от личных обстоятельств. Если старая машина сломалась или жизненные планы изменились, конечно, нужно покупать машину сейчас. Кроме того, можно рассмотреть срочную покупку, если нашли конкретную модель с привлекательной скидкой, которая позже может исчезнуть, или модель вовсе уйдёт с рынка.
— Если же у вас нет острой необходимости, то имеет смысл подождать, возможно, до конца года. Особенно это актуально, если вы планируете брать автокредит — ключевым триггером здесь станет снижение ключевой ставки ЦБ, за новостями которого надо следить. Также стоит подождать, если вы присматриваетесь к моделям, которых сейчас явный избыток на складах — давление на дилеров будет нарастать, и скидки могут увеличиться, особенно ближе к концу квартала или года, — рекомендовала эксперт.
В целом для покупателей ситуация действительно складывается положительно: пока рынок лихорадит от недостаточного спроса, можно приобрести авто по привлекательной цене. Однако определиться с покупкой явно стоит в ближайшие месяцы, иначе можно упустить скидки, а цены на фоне снижения ключевой ставки вновь пойдут в рост.