Мы хорошо знаем Исаака Ньютона как одного из отцов классической физики и помним легенду о знаменитом яблоке, которое натолкнуло его на формулировку закона всемирного тяготения. Сложно сказать, в какой области знания не отметился великий англичанин: высшая математика, теория цвета и света, астрономия, классическая механика, а заодно экзотические сегодня, но весьма уважаемые на рубеже XVII-XVIII веков алхимия и богословие. Однако есть и еще одна сфера, в которой заслуги и пример Ньютона неоспоримы: экономика и финансы.
Все думали, что это синекура
Несмотря на всеобщее уважение и европейскую известность, Исаак Ньютон жил весьма скромно, тратя большую часть своих доходов на книги, научные приборы и материалы для экспериментов. Ему уже минуло 50 лет, по меркам XVII века – весьма почтенный возраст, здоровье пошаливает, подорванное, в том числе вредными химическими опытами. Нужно было какое-то необременительное дело, чтобы поддержать уважаемого человека и при этом не оскорбить явной подачкой.
Его высокопоставленный друг и ученый соратник Чарльз Монтегю, первый граф Галифакс (среди прочего - основатель Банка Англии), предложил Ньютону должность хранителя Монетного Двора в лондонском Тауэре. Предполагалось, что великий ученый будет заниматься точно тем же, что и его предшественники – номинально отбывать должность и получать за это неплохие деньги. Как же все ошибались…
Порядок - как на Монетном Дворе...
Мы привыкли к тому, что в самом средоточии финансовой жизни государства царит железная дисциплина, точность и чистота как в операционной. Однако в конце 1600-х на лондонском Монетном Дворе были свои порядки.
Пьянство и буйный нрав работников вошли у соседей-горожан в пословицу, дуэли и просто драки между чеканщиками регулярно становились предметов городских новостей и сплетен. Уровень коррупции на Монетном Дворе был таков, что «налево» пускали не просто казенное серебро, а продавали или сдавали в аренду настоящие денежные штампы фальшивомонетчикам. Руководство смотрело на все это сквозь пальцы, поскольку часто было в доле.
Что в кошельке у Англии
Состояние денежного обращения в тогдашней Англии в конце XVII века точнее всего будет назвать плачевным. Удивительно, как оно вообще функционировало и позволяло существовать экономике. Вот лишь несколько фактов, позволяющих оценить ситуацию:
- Из находившихся в обороте монет примерно 12% были откровенно фальшивыми, т.е. если в те времена у вас в кармане было 8 монет, то одна из них с большой долей вероятности была подделкой.
- С подлинными было не легче – около 50% из них были обрезаны и обточены до 2/3 номинального веса. Масштабы хищения серебра этим способом были колоссальными, в Англии до сих пор регулярно находят клады с аккуратно обрезанными краешками монет и сточенным серебряным «песком», иногда весом по несколько килограммов.
- Краденое серебро либо разбавлялось медью, а потом из него чеканили фальшивки, либо очищалось и контрабандой переправлялось за рубеж, где курс был выше. Фальшивомонетничеством и обрезкой монет занимались все, от кабатчиков до лордов, разница была только в масштабе.
- В обращении на тот момент находились монеты всех прошедших царствований, монеты десятков проб, весов и номиналов, что не добавляло простоты и порядка. С ненулевой вероятностью в Лондоне конца 1600-х с вами могли рассчитаться монетой времен Столетней Войны.
- Не стоит забывать и о том, что английские монархи и сами были не прочь попортить монету: правивший за 100 с небольшим лет до того Генрих VIII получил от современников обидное прозвище «Старый медный нос» за выпуск откровенно фальшивых монет. На медной основе был такой тонкий слой серебра, что оно почти сразу же облезало, в первую очередь – на носу у монаршего портрета.
Исаак Ньютон берется за дело
Ко всеобщему удивлению, великий ученый воспользовался новой должностью как синекурой. После его назначения в 1696 году Ньютон взялся за новое дело с той же добросовестностью и системным подходом, с которыми проводил научные эксперименты. Он неделями безвылазно сидел на Монетном Дворе, вникая во все тонкости процесса производства монет, очистки серебра, настройки механизмов станков и организации труда работников.
Итогом всестороннего изучения проблемы Ньютоном стал целый комплекс мер, которыми удалось привести в порядок производство и оборот английской монеты. Ученый педантично изложил все вплоть до мелочей, представив правительству расписанный буквально по дням план того, как исправить сложившееся положение.
Первое, на чем настаивал новый хранитель Монетного Двора – полное изъятие из обращения всей старой монеты. Выкупить предстояло даже порченую монету по справедливому курсу 1:1. Это мероприятие означало, что казне пришлось бы потратить примерно 1,5 годовых дохода государства (2,7 млн «тех» фунтов). Доверие подданных было дороже, в противном случае, утверждал Ньютон, население, почуяв, что государство ущемляет его права, приложит все усилия, чтобы саботировать реформу и экономику ждет окончательный крах. В комплекте к прянику шел и кнут: налоги начали принимать только «новой» монетой.
Вторая важная составляющая – Ньютон потребовал для руководства Монетного Двора огромных полномочий, в том числе организовать особую сыскную полицию по делам о порче и подделке монеты, специальную тюрьму для фальшивомонетчиков их пособников, а также наделить его статусом главного коронного обвинителя по финансовым преступлениям. Беспощадная борьба с подделками велась невзирая на чины, покровительство и происхождение. Усилиями ученого фальшивомонетничество приравняли к государственной измене и примерно четверть пойманных преступников в итоге ждала смертная казнь.
Третий компонент «плана Ньютона» - организация системы учета и управления производством монет и оборотом драгоценных металлов. Благодаря этому удалось закрыть все «утечки» из системы, навести дисциплину и порядок на лондонском Монетном дворе, организовать еще несколько производств в основных экономических центрах Англии, и наладить чеканку полноценной новой монеты.
Стоимость проекта была колоссальной, но, к счастью, в Парламенте смогли понять, что без предложенных Ньютоном мер положение будет только хуже и спасение разваливающейся экономики стоит своих денег. Уже за первые три года новому хранителю получилось сделать больше, чем всем его предшественникам за 30 с лишним предыдущих лет. За 5 лет, на которые был рассчитан проект, удалось добиться неслыханных результатов: из оборота изъяли свыше 95% всей старой монеты и искоренили массовую обрезку монеты. Современники назвали эту реформу «Великой Перечеканкой».
Ученый против жуликов
Распространенная легенда приписывает изобретение гурта на монетах и станка для гуртовки именно Ньютону. Благодаря фигурному рифлению краев с монеты стало практически невозможно незаметно срезать или сточить драгоценный металл.
В действительности, гурт как средство борьбы с обрезкой и станки для его нанесения существовали еще за полвека до того, как Ньютон занялся деньгами, и ограниченно применялись в той же Англии еще при Кромвеле, в конце 1650-х. Но именно Исаак Ньютон сделал это «украшение» обязательным для всех монет, выпускаемых в Англии.
А что еще важнее – ввел единый стандарт чистоты металла, веса и размеров монет и полностью механизировал производство. Потом удачный английский опыт переняли французы, а затем подтянулись и остальные европейские страны. В самой Великобритании принципы производства и учета денег, заложенные Исааком Ньютоном, работали почти до середины ХХ века.
Петр I, Ньютон и чеканка денег
Повлияли идеи Ньютона и на Россию. Во время своего зарубежного вояжа в 1698 году с Ньютоном, скорее всего, инкогнито встречался царь Петр I. Неизвестно, о чем могли говорить великий реформатор и великий ученый, но, поскольку царь ездил именно в Тауэр и провел много времени на Монетном дворе – Петр явно желал изучить самый передовой тогдашний опыт чеканки монеты и борьбы с фальшивомонетчиками.
Косвенным подтверждением этому стало то, что в 1701 году в Москву привезли станки последнего на тот момент поколения и начали чеканить новую российскую монету – по самым современным на тот момент стандартам. Петровская Россия обогнала тогдашнюю Европу: она стала первой европейской страной, в которой была внедрена простая и ясная десятичная денежная система.
Финансовая ошибка гения
«Синекура» обернулась для Ньютона более чем 30 годами плодотворной работы – до самой смерти он занимался вопросами экономики и денежного обращения. С его подачи прошло еще несколько реформ и переход Соединенного Королевства на золотой стандарт. Должность хранителя Монетного Двора приносила хороший доход, но ученый остался верен себе: жил по-прежнему весьма скромно, а большую часть денег тратил на науку, создание огромнейшей библиотеки и поддержку молодых ученых. Тем не менее, кое-какие капиталы у него завелись.
Сэр Исаак Ньютон прекрасно понимал, что деньги не должны лежать без дела. В том числе и его усилиями экономика королевства вошла в фазу роста, грамотные вложения могли принести весьма солидный доход. Он выбрал купить пакет акций солидной компании с государственной поддержкой, бумаги которой росли быстрыми темпами.
Как оказалось, великий математик просчитался. Пресловутая «Компания Южных морей» оказалась грандиозной пирамидой, построенной на взятках чиновникам и обмане акционеров. Тысячи инвесторов разорились дотла, а имя самой компании стало нарицательным. По некоторым сведениям, Ньютон потерял около 20 000 фунтов (в пересчете на сегодняшние деньги – более 3,5 млн фунтов стерлингов). Ученому приписывают брошенную в сердцах фразу: «Я могу рассчитать движение звезд, но не безумие людей», которой он ответил на вопрос о дальнейшей судьбе акций компании.
История Исаака Ньютона лишний раз показывает: можно быть сколь угодно гениальным ученым и спасителем национальной экономики, но без финансовой грамотности и здравого смысла в управлении своими деньгами – никуда.
Материал подготовлен командой ПАО Норвик Банк
Норвик Банк предлагает услуги физическим и юридическим лицам: кредиты под залог недвижимости, вклады, расчетно-кассовое обслуживание, обмен валюты, дебетовые и кредитные карты. Читайте наш Блог на сайте, подписывайтесь на наш Телеграм-канал и будьте в курсе актуальных новостей!