Найти в Дзене

«Зиланты» из Якутии с китайской подготовкой

Они выполняют уникальный авторский трюк – жонглируют в пирамиде на подвесной площадке под куполом цирка. Каждый из них с детства учился в китайской цирковой школе. Они – гордость Якутии, покорившие Европу и Азию, и участники национального татарского спектакля-фэнтези «Мирас», трио жонглеров под руководством Романа Романова. Откуда взялось это блестящее мастерство у Романа Романова, Михаила Мохотчунова и Дьулустана Гоголева? Из Китая! Так как якутский цирк очень молодой, азы искусства будущие звезды манежа отправились постигать в Поднебесную. Все трое приняли участие в проекте, поддержанным правительством республики – прошли кастинг и в очень юном возрасте, около 10 лет, вместе с отобранными 10 мальчиками и 10 девочками отправились учиться в Пекинcкий международный колледж искусств. Как и другие дети, сначала в течение двух лет осваивали базу – мучительные растяжки, стойки на руках и другие навыки. Потом пробовали жонглировать классическими кольцами, булавами, и постепенно сформировался
Оглавление

Они выполняют уникальный авторский трюк – жонглируют в пирамиде на подвесной площадке под куполом цирка. Каждый из них с детства учился в китайской цирковой школе. Они гордость Якутии, покорившие Европу и Азию, и участники национального татарского спектакля-фэнтези «Мирас», трио жонглеров под руководством Романа Романова.

Трио жонглеров п/у Романа Романова, национальный спектакль-фэнтези "Мирас" в Казанском цирке, фото Салавата Камалетдинова, www.tatar-inform.ru
Трио жонглеров п/у Романа Романова, национальный спектакль-фэнтези "Мирас" в Казанском цирке, фото Салавата Камалетдинова, www.tatar-inform.ru

Секреты искусства из Китая

Откуда взялось это блестящее мастерство у Романа Романова, Михаила Мохотчунова и Дьулустана Гоголева? Из Китая! Так как якутский цирк очень молодой, азы искусства будущие звезды манежа отправились постигать в Поднебесную.

Все трое приняли участие в проекте, поддержанным правительством республики – прошли кастинг и в очень юном возрасте, около 10 лет, вместе с отобранными 10 мальчиками и 10 девочками отправились учиться в Пекинcкий международный колледж искусств. Как и другие дети, сначала в течение двух лет осваивали базу – мучительные растяжки, стойки на руках и другие навыки. Потом пробовали жонглировать классическими кольцами, булавами, и постепенно сформировался номер с жонглированием мячами на отскок. Учеба заняла у кого чуть больше, у кого-то чуть меньше времени – Роман учился 8 лет, Дьулус – 7, Михаил – 9 лет.

В годы учебы в Пекинском международном колледже искусств, фото предоставлено Романом Романовым
В годы учебы в Пекинском международном колледже искусств, фото предоставлено Романом Романовым

Два дня в неделю были общеобразовательными – в среду и субботу все студенты изучали обычные предметы, плюс китайский и английский.

Закончив обучение, ребята уже имели в арсенале и сольные номера, и групповые со скакалками, жонглировали шляпами и мячами на отскок.

Отчетный выпускной в Пекинском международном колледже искусств, фото предоставлено Романом Романовым
Отчетный выпускной в Пекинском международном колледже искусств, фото предоставлено Романом Романовым

Получили диплом – и сразу устроились в Якутский цирк. Уже 12 лет они вместе. Гастролировали по всей России, Средней Азии с разными номерами и программами – как трио «Аттар» в постановке «Тепло вечной мерзлоты», «Циклопы» в «Землях мамонтов». Помимо жонглирования мячами с отскоком, у ребят также есть другие номера – жонглирование шляпами и трюки со скакалками. А теперь они крылатые Зиланты в первом национальном цирковом спектакле-фэнтези «Мирас» в Казанском цирке.

Трио жонглеров под управлением Романа Романова, фото отсюда: diamond-circus.ru
Трио жонглеров под управлением Романа Романова, фото отсюда: diamond-circus.ru

Почувствовать себя Зилантами

Сначала артисты познакомились с костюмами, а потом со своими персонажами – драконами, изображающими мифического Зиланта.

«Нам отправили фотографию с крылом и хвостом, черновой вариант в виде костюма из поролона, чтобы уточнить, не будут ли они мешать движениям. Решили: если будет некомфортно, скорректируем. В Москве на примерке мы увидели костюмы уже целиком», – рассказывает Роман.

Один костюм Зиланта весит около трех килограмм – при выполнении акробатических трюков ребята это очень хорошо чувствуют. К маске, которая тоже немного ограничивает обзор, и жилету с крыльями тоже пришлось привыкать. Но всё получилось!

Знакомиться со своим персонажем артисты начали в процессе подготовки к татарскому национальному шоу «Мирас».

«Узнали, что в Казани есть Зилант и основательно «прогуглили» это мифическое существо. Оказывается, есть разные легенды – одна рассказывает, как пришел отважный Батыр и его убил, другая, что Зилант защищал город. Потом стали обращать внимание на то, что в Казани везде Зиланты, даже на крышках люков».
Трио жонглеров под управлением Романа Романова, фото отсюда: diamond-circus.ru
Трио жонглеров под управлением Романа Романова, фото отсюда: diamond-circus.ru

Ребята даже нашли сходство Зиланта и циклопов, которых они играли в своем номере, сделанном для программы «Земля мамонтов» на основе якутского эпоса, Олонхо. В нем есть жители среднего мира, верхнего и нижнего, весьма злобного – последних и изображали Роман и его команда. Костюма тогда тоже были навороченные – шерсть, рога. Поэтому войти в образ Зилантов труда не составило.

"Земля мамонтов", номер трио под управлением Романа Романова, фото отсюда: https://t.me/sakhacircus
"Земля мамонтов", номер трио под управлением Романа Романова, фото отсюда: https://t.me/sakhacircus

«Музыка нас связала»

Все движения в номере просчитаны до каждой… ноты. Да-да! Композитору Дмитрию Кузнецову ребята отправили музыку, с которой выступали до этого, чтобы он смог попасть в ритм номера. Конечно, авторская музыка для «Мираса» совсем другая, но счет одинаковый. Какие-то мелочи артисты «подрегулировали» уже в Казани. По их словам, татарская музыка немного похожа на якутскую, в традициях которой так же звучит кубыз, по-другому варган – в Якутии он называется хомус.

Невозможное возможно

Номер «зилантов» уникальный – артисты жонглируют на подъемной площадке, поднимаемой с помощью четырех тросов, ее ребята привезли с собой в Казань. Идея трюка пришла в голову Роману Романову, а воплотить ее в жизнь помогли инспекторы манежа якутского цирка около четырех лет назад, когда шла подготовка программы «Земли мамонтов».

«Это был очень хороший шанс попробовать новое. До этого мы работали трио «Аттар», где мы были лошадьми, в таком образе не полетаешь. Поэтому, когда сказали, что готовится программа, в которую хорошо бы добавить что-то свежее, я подумал, что надо пробовать», – рассказывает Роман.

Поначалу было некомфортно, все-таки платформа сильно качается.

"Нужно стоять ровно в центре, если будешь чуть-чуть делать шаги, она двигается. Необходимо было к этому привыкнуть – сначала внизу. Потом начали поднимать площадку вверх", – рассказывают артисты.

Самым сложным было уверенно делать пирамиду, в котором Роман верхний, а Михаил и Дьулустан нижние. Хотя ребята работают со страховкой, нужно было адаптироваться к неустойчивому основанию.

"Ноги дрожали, страшно было. Ещё Рома стоит над нами. Если мы сделаем лишнее движение, мы все упадем, – рассказывают о своих ощущениях в первый раз ребята. – Но человек ко всему привыкает"

Впервые авторский трюк с подъемной площадкой жонглеры показали в 2023 году на фестивале в Алма-Аты – и получили за него "золото".

На Первом Международный цирковой фестиваль Almaty Circus Festival артисты Государственного цирка Якутии имени Марфы и Сергея Расторгуевых «TRIO жонглеров» (Михаил Мохотчунов, Дьулустан Гоголев и Роман Романов) представили номер со взлетающей конструкцией и стали обладателями «Золотого приза». Фото отсюда: sakhaday.ru
На Первом Международный цирковой фестиваль Almaty Circus Festival артисты Государственного цирка Якутии имени Марфы и Сергея Расторгуевых «TRIO жонглеров» (Михаил Мохотчунов, Дьулустан Гоголев и Роман Романов) представили номер со взлетающей конструкцией и стали обладателями «Золотого приза». Фото отсюда: sakhaday.ru

«Дышите глубже»

Жонглерский рецепт от волнения – дышать ртом. Дело в том, что когда артист кидает мяч, от напряжения и волнения он иногда не дышит. Из-за того мышцы зажимаются, а ровное дыхание ртом, помогает этот зажим снять.

Перед каждым представлением артисты придерживаются одного и того же «ритуала» – размяться, повторить номер в голове, и всё будет нормально.

Трио жонглеров под управлением Романа Романова, гастроли в Минске. Фото предоставлено Романом Романовым.
Трио жонглеров под управлением Романа Романова, гастроли в Минске. Фото предоставлено Романом Романовым.

Нам удалось выведать секрет: артисты готовятся усложнять свой номер. Сейчас они жонглируют на подъем в статичном положении площадки в общей сумме семью мячами. Один Роман максимум жонглирует десятью. В перспективе ребята планируют делать пирамиду с жонглированием на раскачку, то есть платформа будет качаться.

У жонглеров в Якутии «все схвачено»

Основатели цирка в Якутии имеют непосредственное отношение к жонглированию. Именем Сергея Васильевича Расторгуева, первого жонглера Якутии, назван Якутский цирк. Его супруги, с которой они работали, Марфы Петровны уже нет в живых. Он же сейчас занимает пост директора. Роман, Михаил и Дьулуустан рассказывают что он всегда их поддерживает на фестивалях, приезжает на гастроли – настоящий наставник, «отец». Он навещал подопечных и в годы учебы в Китае. Обещал добраться до Казани, посмотреть на огненных «Зилантов» в шоу «Мирас».

II Международном цирковом фестивале «Кастильо де Фигерас» в Испании. Номер «Жонглеры с мячами», «Trio Attar» – обладатели спецприза международного жюри прессы. 2013 г. На фотографии также Сергей Васильевич и Марфа Петровна Расторгуевы.  Фото предоставлено Романом Романовым.
II Международном цирковом фестивале «Кастильо де Фигерас» в Испании. Номер «Жонглеры с мячами», «Trio Attar» – обладатели спецприза международного жюри прессы. 2013 г. На фотографии также Сергей Васильевич и Марфа Петровна Расторгуевы. Фото предоставлено Романом Романовым.

Ни минуты покоя

Обычно трюк в жонглировании получается достаточно быстро, важно потом довести его до стабильности.

"Он должен получаться всегда, «10 из 10», – рассказывает Роман Романов, - я стараюсь делать всё лучше, лучше и лучше, постоянно совершенствуюсь».

Ребята тренируются каждый день, даже в отпуске. Если один-два дня отдохнёшь – всё, руки "забывают".

Государственный цирк Респулики Саха (Якутия), постановка "Trio Attar", фото предоставлено Романом Романовым
Государственный цирк Респулики Саха (Якутия), постановка "Trio Attar", фото предоставлено Романом Романовым

Конечно, для жонглеров важна выносливость, но самое главное – терпение и трудолюбие.

«Когда ничего не получается, важно суметь собраться, сбегать за улетевшими мячами, собрать и вновь сделать трюк», – говорит Роман Романов.

То ли еще будет!

Помимо "золота" на I Международном цирковом фестивале в Алма-Аты в копилке жонглеров много наград:

  • В 2012 году они завоевали золото Международного циркового фестиваля «Мамонтёнок».
  • В 2013 году получили спецприз «Пресса» и вошли в десятку лучших на II Международном цирковом фестивале «Кастильо де Фигерас» в Испании.
  • В 2014 году взяли серебро VII Международного циркового фестиваля «Эхо Азии» в Астане и специальный приз цирка Вьетнама.
  • В 2020 году получили спецприз на международном фестивале циркового искусства в Будапеште.
  • В 2024 году выиграли «Бронзового артиста» на II Международном цирковом фестивале «Артист» в Московском цирке Никулина и контракт на гастроли на шоу "Фонтаны Лас-Вегаса" в Израиле.

Важный момент: на фестивалях организаторы предоставляют пространства с разными манежами – где-то он резиновый, мягкий, и тогда мяч отлетает недалеко. Где-то поверхность твердая, от нее мяч отскакивает очень высоко. Могут попасться «кривые» места, отскок может быть под углом. Ко всему можно адаптироваться, но лучше перед представлением проходить номер, желательно под музыку.

Артисты под управлением Романа Романова на гастролях в Минске, жонглирование шляпами. Фото предоставлено Романом Романовым.
Артисты под управлением Романа Романова на гастролях в Минске, жонглирование шляпами. Фото предоставлено Романом Романовым.

Надежный тыл

В Казань к артистам приехали их близкие. Жена Романа Романова, Айна тоже цирковая, работает каучук. Дети совсем маленькие – им 4 и 1,5 годика. Жена Михаила Мохотчунова, Екатерина танцует в цирковом балете в Якутске, их дочке два года, и сейчас они тоже собрались всей семьей в Казани. Единственный холостой участник коллектива – Дьулустан Гоголев, так что, девчонки, у вас есть шанс.

Все свободное время жонглеров, по совместительству молодых отцов, принадлежит семье. Дьулустан с Мишей, пока тот не обзавелся семейством, играли в футбольной команде, в любительской лиге в Якутске – два раза в неделю тренировки, а по выходным соревнования. Зимой для поддержания формы периодически балуются оздоровительным бегом.

Роман Романов, руководитель трио жонглеров, фото отсюда https://t.me/sakhacircus
Роман Романов, руководитель трио жонглеров, фото отсюда https://t.me/sakhacircus

А еще ребята участвовали в образовательных проектах – в Якутске проводили выездной мастер-класс для школьников, обучали жонглированию.

Гостеприимная Казань

В 2020 году артисты выступали в Казани в программе «Тигры, львы и Якутский цирк», в которой участвовали артисты Бриллиантового цирка Якутии, Большого Московского государственного цирка и Московского цирка Юрия Никулина. Татарский язык пока выучить не успели, а вот китайским владеют хорошо – все-таки годы учебы! И китайскую кухню уважают. Конечно, пробовали и казанские вкусности – куда без этого.

Трио жонглеров под управлением Романа Романова, прогулки по Казани.
Трио жонглеров под управлением Романа Романова, прогулки по Казани.
«Мы хотим поблагодарить администрацию Казанского цирка, режиссера, костюмеров, всю команду. Мы очень рады, что нас пригласили в такой большой, хороший проект. Большое спасибо всем, кто помогает нам работать», – сказали артисты.

Увидеть якутских жонглеров вы можете в Казанском цирке в первом национальном спектакле-фэнтези «Мирас» до конца лета.