Найти в Дзене
MVF Community

Когда архитектура достигла своего расцвета?

*согласно исследованию Джона Рёскина. Для викторианского мыслителя Джона Рёскина (John Ruskin) ответ был не в греческих храмах или ренессансных палаццо. Скорее, ответ был в готике — величественных, возвышающихся соборах средневековой Европы. Но почему? В «Семи светочей архитектуры» (The Seven Lamps of Architecture) (1849) Рёскин говорил, что архитектуру следует оценивать не только по полезности или пропорциям, но и по моральному видению. «Лучшие здания, писал он, являются физическим выражением добродетели — добродетели, коренящейся в жертвенности, правде, памяти и почтении к традиции.» Рёскин называл эти принципы «светочами» архитектуры. И для него ни один стиль не горел ярче, чем готика. Сегодня мы рассмотрим причины… 1. Жертвоприношение Согласно утверждениям Джона Рёскина, архитектура должна быть формой приношения, настоящим трудом любви. Само здание должно нести видимое свидетельство времени, усилий и преданности, вложенных в его создание. cathedral of notre dame paris Сравните это

*согласно исследованию Джона Рёскина.

Для викторианского мыслителя Джона Рёскина (John Ruskin) ответ был не в греческих храмах или ренессансных палаццо. Скорее, ответ был в готике — величественных, возвышающихся соборах средневековой Европы.

Но почему?

В «Семи светочей архитектуры» (The Seven Lamps of Architecture) (1849) Рёскин говорил, что архитектуру следует оценивать не только по полезности или пропорциям, но и по моральному видению. «Лучшие здания, писал он, являются физическим выражением добродетели — добродетели, коренящейся в жертвенности, правде, памяти и почтении к традиции.»

Рёскин называл эти принципы «светочами» архитектуры. И для него ни один стиль не горел ярче, чем готика. Сегодня мы рассмотрим причины…

1. Жертвоприношение

Согласно утверждениям Джона Рёскина, архитектура должна быть формой приношения, настоящим трудом любви. Само здание должно нести видимое свидетельство времени, усилий и преданности, вложенных в его создание.

cathedral of notre dame paris
cathedral of notre dame paris

Сравните это с современным подходом к строительству, который пытается достичь наибольшего масштаба за наименьшую цену. Для Рёскина «ненужные» детали, которые упускаются в современных постройках, на самом деле являются наиболее существенными, поскольку они подразумевают наибольшие жертвы.

В готической архитектуре эти детали просвечивают в вырезанных вручную горгульях, изящных узорах из камня и стекла и скрытых ангелах, спрятанных под карнизами. Детализируя места, которые никто никогда не увидит, если не посмотрит, художники, стоявшие за готическими сооружениями, доказали, что в их строительство было вложено много времени и усилий — или, другими словами, любви.

2. Правда

Вторым «светильником» Рёскина было то, что великая архитектура должна говорить правду. Она не может лгать, притворяясь тем, чем она не является.

gothic architecture
gothic architecture

В готических зданиях материалы настоящие и честные. Камень выставлен напоказ, а не скрыт штукатуркой или краской. Вместо этого структура здания публично заявляет о себе, поскольку функциональные арки, колонны и своды подчеркиваются и прославляются в его дизайне.

Такая правда в архитектуре — вот что придает готическому зодчеству его достоинство. В нем нет ничего поддельного, и это большая часть того, что делает его прекрасным.

3. Власть

Великая архитектура должна приковывать ваше внимание. Она должна вызывать у вас благоговение и заставлять вас задуматься о силе, которая вдохновила ее создание.

-4

По словам Рёскина, готические соборы были спроектированы так, чтобы заставить вас сделать именно это. Их стрельчатые арки, парящие шпили и высокие витражи создают ощущение духовной интенсивности, которая может казаться подавляющей.

Сочетание всего этого заставляет вас остановиться и задуматься о том, что вас ждет дальше, и о том, как вам следует организовать свою жизнь в свете этого.

4. Красота

Раскин считал, что красота кроется в природе, поэтому великая архитектура должна отражать этот естественный мир.

И здесь готическая архитектура была создана, чтобы отражать творение Бога. Колонны напоминают стволы деревьев, капители вторят листве, а каменная кладка вокруг витражных окон напоминает все: от лепестков роз до космоса (апсида Миланского собора — прекрасный пример).

-5

Все это использовалось как способ привлечь природный мир в мир сакральный. Готические соборы сами по себе стали своего рода живыми садами — сформированными руками человека и основанными на формах, которые указывают на творение.

5. Жизнь

Рёскин был твердо убежден, что здание должно передавать жизненную энергию людей, которые его построили.

В готической архитектуре эта энергия сохраняется в каждом камне. Ни гравюра, ни скульптура не являются совершенно однородными, но каждый камень несет на себе отпечаток отдельного мастера. Часто строившийся сотни лет, каждый собор рассказывает историю сообщества, которое его воздвигло.

duomo di milano
duomo di milano

В этом смысле готические соборы полны жизни — жизни людей и общин, которые их построили, трудившихся вместе на протяжении поколений во славу Божию.

6. Память

Великая архитектура, утверждал Рёскин, должна связывать вас с прошлым. Он рассуждал, что готические соборы делают это двумя способами:

Во-первых, они продолжают формы более ранних стилей, создавая видимую связь между поколениями. Например, готический стиль развился из более раннего романского, трансформировав свои определяющие арки для новых архитектурных амбиций.

catedral de santiago de compostela
catedral de santiago de compostela

Но во-вторых, и что более важно, готические соборы наполнены символами, которые вызывают в памяти Писание, миф и древний мир. Каждое украшение и украшение уходит в прошлое, чтобы рассказать историю, и приглашает вас войти в Великую Традицию, передаваемую вам. Это общая культурная память в лучшем виде.

cathedral of saint vitus
cathedral of saint vitus

7. Послушание

Семь принципов архитектуры Рёскина завершаются следованием вечным традициям.

Так же, как оригинальность в поэзии не зависит от изобретения новых слов, а в живописи — от изобретения цветов, великой архитектуре не нужно изобретать новый визуальный язык. Готика — прекрасный пример этого, возникший из общей традиции строить на формах, которые совершенствовались на протяжении столетий.

В то время как современная архитектура часто ставит оригинальность превыше всего, готика напоминает нам, что истинная красота не приходит через разрыв с прошлым. Она приходит через верное новаторство, которое сохраняет преемственность с прошлым и чтит тех, кто был до нас.

Именно сегодня захотелось написать о чем-то вечном, о высоком. Буду рада вашим комментариям, пожеланиям…

© www.mvf-art.ruwww.mvfworld.ru

#архитектурныйдетокс #архитектура #готика #джонрёскин #искусство #культура #вдохновение #арт #статья

Присоединяйтесь к нашему сообществу в телеграмм. Читайте больше о самом интересном.