Плывет, плывет кораблик,
Кораблик золотой,
Везет, везет подарки,
Подарки нам с тобой...
Эти и многие другие строчки всплывают в нашей памяти, когда мы говорим про известного детского писателя С. Маршака. Ведь его стихи сопровождали не только наших родителей, но также прекрасно знакомы нам самим и нашим детям.
Конечно, мне, знакомой со стихами Маршака, всегда хотелось побольше узнать о нём самом и необыкновенной его судьбе. И наконец мне недавно повезло познакомиться с книгой Сущинской А. "Маршак нашего детства", которая приоткрывает тайны и секреты, связанные с жизнью этого человека.
Примечательно, что она была издана "Вече" в 2017 г. - к 130-летию С. Маршака. Её украшает множество чёрно-белых иллюстраций сценариста, редактора и журналиста И. Маршака.
Книга довольно небольшая по объему- всего лишь 152 страницы, а потому прочитается довольно быстро и легко. Несомненным её достоинством я считаю то, что довольно кратко и увлекательно в ней рассказывается о жизни С. Маршака, а также в неё включены мысли и афоризмы С. Маршака, некоторые из которых мне так понравились, что позднее о них тоже вам непременно расскажу.
Интересные факты из жизни С. Маршака
- с 4-лет начал сочинять стихи, еще не освоив письменную речь;
- в 12 лет, когда Самуил читал свои стихи на даче, его заметил критик В. Стасов, друг Л. Толстого, который ввел Маршака в круг талантливых деятелей культуры начала 20 в. В частности - познакомил юного поэта с М. Горьким и Ф. Шаляпиным;
- до Октябрьской революции Маршак успел поработать в Петрозаводской Детской колонии, и это сыграло большую роль в его дальнейшей жизни. Ибо работа с детьми его всегда очень захватывала и все больше и больше увлекала;
- организовал в Краснодаре в 1920-1922 гг. первый детский театр, а затем был создан первый Детский городок, в котором детей кормили, учили и воспитывали;
- в 1923 г. выходят в свет первые детские книжки Маршака ("Дом, который построил Джек", "Сказка о глупом мышонке");
- в 1923 г. создается первый в СССР детский журнал "Воробей", которым управлял Маршак. Причем направлением его деятельности становится "воспитание Человека Будущего". А для этого необходимо было, по его мнению, создать новую детскую литературу для советских детей;
- собрал вокруг себя немало талантливых писателей, оказав им несомненную поддержку в творчестве и являясь по сути "отцом принципиально новой литературы для детей":
"Именно к нему (Маршаку) пришли Л. Пантелеев, Б. Житков, В. Бианки, В. Чарушин, скорее всего, никогда ничего не написали бы без его поддержки".
( А. Толстой)
- в 1929-1930 гг. проходила острая дискуссия против детских произведений Маршака и Чуковского. Их стихи были объявлены вредными, а Маршака стали считать "явно чуждым по идеологии". И все из-за того, что, по мнению педантов, ребенок должен воспитываться по-новому, привыкать к правде жизни. И неизвестно, чем бы могло все закончиться, если бы в этом деле не поставил точку М. Горький, оказывавший до конца жизни поддержку Маршаку:
"Ребенок до 10-летнего возраста требует забав, и требование его биологически законно".
- в годы Великой Отечественной войны Маршак попал в список личных врагов Гитлера за серию плакатов в "Окнах ТАСС";
- удивляет необычайная творческая активность писателя и его работоспособность. Он трудился более 60 лет и за день до смерти занимался переводами стихов У. Блейка, несмотря на тяжелую болезнь. Так, его сын вспоминал об этом:
"Последний год его жизни был особенно плодотворным. Хроническая болезнь легких часто приковывала его к постели. Но он все время писал мужественные вещи, иногда полные детского веселья, иногда проникнутые светлой печалью".
Какие требования предъявлял Маршак к детским книгам
Очень большое значение писатель придавал требованиям к детской литературе, утверждая, что в ней реализм должен сочетаться с романтикой:
"Говорить с детьми без ложной сентиментальности, без фальшивых идиллий, говорить с ними о реальной жизни, суровой и радостной... Подрлсток заранее примеряет на себя судьбы самых разных героев, обязанности и задачи самых разных профессий... Надо создавать повести и романы, полные событий и приключений, показывающие беспредельные возможности человека мысли и труда".
Очень большое значение при этом писатель придавал особенностям литературного языка для детских книг:
"Язык должен быть лишен безразличности и сухости. Авторы тратили большое время на то чтобы довести язык до совершенства - звонкого, образного... Слово должно быть звучным как монета... В книжках для детей безликим словам не место".
Маршак среди всей тематики детской литературы особенно выделял историческую, ибо благодаря ей дети будут хорошо знать историю, признавая как никогда большую роль в этом художественной литературы:
"Дать им живые образы может только художественная литература".
При этом детская литература не должна быть слишком сложной для восприятия детей. А напротив - образной, простой и конкретной. И в качестве образца при этом указывает на повесть Л. Толстого " Кавказский пленник".
Мысли и афоризмы С. Маршака
Сразу уточню, что решила привести не все мысли писателя, а лишь те из них, которые особенно мне близки:
1. У детей нужно учиться мудрости.
2. Все, что вы в мире любите и чтите, нуждается всегда в его защите или исчезнуть может без следа...
3. Я любил "счастливые концы" и потому предпочитал книги, в которых рассказ ведется от первого лица. Это давало мне уверенность, что герой романа "не утонет и не застрелится".
4. Радость с грустью пополам суждено изведать нам.
5. Без любви ничего не бывает хорошего и ничего не создашь.
Почему мы до сих пор любим творчество Маршака? Читаем его стихи и сказки? И не только сами, но и наши дети?
Думаю, всё дело в том, что все книги Маршака наполнены большой любовью к детям, которые отвечают ему не менее пылкой любовью, чем и он сам по отношению к ним. Дети были всегда главным для Маршака, именно поэтому он так стремился воспитывать их словом через свои замечательные произведения:
"Наши дети должны вырасти культурнее нас. Им нужны знания, воображение, историческая перспектива. Школа без художественной литературы это не дает".
Данная книга была прочитана в рамках марафона "Книга жизни", который был
организован на канале "Книжная юла".