Если вы получили 0 баллов за эссе на ЕГЭ по английскому языку, значит, скорее всего, вам поставили 0 баллов по критерию решение коммуникативной задачи (К1).
Эссе проверяется по 5 критериям, за каждый из которых выставляются баллы, которые затем суммируются в итоговую оценку.
К1 - Решение коммуникативной задачи - максимум 3 балла
К2 - Организация текста - максимум 3 балла
К3 - Лексика - максимум 3 балла
К4 - Грамматика - максимум 3 балла
К5 - Орфография и пунктуация - максимум 2 балла
Итого: максимум 14 баллов
Если эссе получает 0 баллов по первому критерию (РКЗ), то дальше оно даже не проверяется. За всю работу автоматически выставляется 0 баллов.
Что такого нужно сделать, чтобы получить 0 баллов по РКЗ?
Способ 1 - Написать менее 180 слов
В задании просят написать 200-250 слов. Благодаря правилу 10% можно ограничиться 180 словами. Если слов в работе меньше, то ее не будут проверять, выставив 0 баллов.
Подробнее об этом - в нашей статье о допустимом количестве слов в эссе:
Сколько слов должно быть в эссе по английскому (задание 38)?
Способ 2 - Написать более 180 слов, но при этом не выполнить коммуникативную задачу
У каждого абзаца эссе (обычно соответствует одному пункту плана из задания) есть своя коммуникативная задача.
Абзац 1 - введение - сообщить читателю всю информацию о проекте и найденных данных
Абзац 2 - описание фактов - представить читателю 2-3 факта о результатах социологического опроса
Абзац 3 - сравнение с комментарием - привести 1-2 существенных сравнения по результатам соцопроса и как минимум одно сравнение прокомментировать
Абзац 4 - проблема и решение - выявить проблему по указанному в задании вопросу и предложить решение этой проблемы
Абзац 5 - заключение - Высказать свое мнение по указанному в задании вопросу
В критерии оценивания решение коммуникативной задачи есть 6 аспектов: по одному аспекту приходится на каждый абзац (или пункт плана) и шестой аспект - это стиль, который должен быть нейтральным.
Если в каком-то абзаце коммуникативная задача не выполнена, то соответствующий аспект считается нераскрытым и за него ставится минус (-). Если задача выполнена неполностью, то соответствующий аспект считается раскрытым неполно / неточно, и за него ставится плюс-минус (±). Если обошлось без ошибок, то за соответствующий аспект ставится плюс (+).
За что можно получить минус (-) или плюс-минус (±)? Вот неполный список ошибок, которые часто допускают авторы эссе:
Абзац 1 - введение - сообщить читателю всю информацию о проекте и найденных данных
- не упоминают или искажают тему проекта
- не сообщают, что данные - это результаты социологического опроса
- не сообщают, среди кого и где проводился опрос
- пишут, что сами собрали данные для проекта
Абзац 2 - описание фактов - представить читателю 2-3 факта о результатах социологического опроса
- не связывают данные с вопросом, который задавали респондентам
- не пишут числовые показатели
- приводят ошибочные числовые показатели
- описывают данные так, что искажают смысл результатов опроса
Абзац 3 - сравнение с комментарием - привести 1-2 существенных сравнения по результатам соцопроса и как минимум одно сравнение прокомментировать
- сравнивают данные таким образом, что искажают смысл результатов опроса
- допускают математические ошибки при вычислении разницы между показателями
- неправильно интерпретируют разницу в числовых показателях (например, «маленькая разница» при разнице в два раза)
- не поясняют приведенное сравнение в комментарии
Абзац 4 - проблема и решение - выявить проблему по указанному в задании вопросу и предложить решение этой проблемы
- предлагают абсурдную проблему
- предлагают проблему не по тому вопросу, который дан в задании
- предлагают нереалистичное или абстрактное решение проблемы
- предлагают решение, которое не решает обозначенную проблему
Абзац 5 - заключение - Высказать свое мнение по указанному в задании вопросу
- вообще не высказывают свое мнение
- высказывают мнение не по тому вопросу, который дан в задании
- не поясняют свое мнение
- не пишут «я считаю…», «по моему мнению…» и т.п.
- подменяют аудиторию (например, все зетландцы вместо зетландских подростков)
За какие-то ошибки эксперт поставит за соответствующий аспект минус (-), а за какие-то - плюс-минус (±). Если обошлось без ошибок, то за соответствующий аспект поставят плюс (+).
В итоге получится определенная комбинация плюсов, плюс-минусов и минусов. На основании этой комбинации и выставляется балл по критерию РКЗ: 3, 2, 1 или 0.
Итак, сколько нужно допустить ошибок по РКЗ, чтобы получить 0 баллов по этому критерию и, соответственно, за все эссе? Т.е. сколько нераскрытых и / или неполностью раскрытых аспектов приведут к 0?
В критериях оценивания задания 38 перечислены комбинации, при которых по РКЗ еще можно получить 1 балл:
- 1 аспект не раскрыт и 3 раскрыты неполно/неточно
- 2 аспекта не раскрыты и 1 раскрыт неполно/неточно
- 5 аспектов раскрыты неполно/неточно;
Если комбинация ошибок оказалась хуже любого из этих вариантов, то за такое эссе ставят 0 баллов.
Например, автор эссе допустил следующие ошибки:
Абзац 1 (введение): вообще не упомянул проект, после вступительного предложения перешел сразу к найденным данным
Аспект 1 (-)
Абзац 2 (описание фактов): не сделал отсылку к вопросу респондентам
Аспект 2 (±)
Абзац 3 (сравнение с комментарием): написал такой комментарий к сравнению, который не пояснял приведенное сравнение
Аспект 3 (±)
Абзац 4 (проблема и решение): предложил слишком абстрактное решение проблемы, в стиле “надо спросить родителей”
Аспект 4 (±)
Абзац 5 (заключение): написал прекрасное заключение, которое бы приняли, но (!) написал слишком много слов в эссе, т.е. больше 275. Эксперт отсчитал первые 250 слов и заключение в эти 250 слов не попало. Отрезанный текст не проверяется, т.е. эссе осталось без заключения.
Аспект 5 (-)
Допустим, что стилистических ошибок (аспект 6) автор не допустил.
Итого 2 аспекта оказались не раскрыты совсем, и 3 раскрыты неполно/неточно. Согласно критериям оценивания, на 1 балл по РКЗ допускается:
- 2 аспекта не раскрыты и 1 раскрыт неполно/неточно.
У автора этого эссе при двух нераскрытых аспектах оказалось аж 3 неполно/неточно раскрытых, что никак не тянет на 1 балл по РКЗ, поэтому такое эссе получит в итоге 0 баллов.
Если бы автор не превысил допустимый объем высказывания (250 слов + 10%), то заключение проверили бы, аспект 5 получил бы +, тогда комбинация плюсов, плюс-минусов и минусов выглядела бы так:
Аспект 1 (-)
Аспект 2 (±)
Аспект 3 (±)
Аспект 4 (±)
Аспект 5 (+)
Такая комбинация еще позволяет получить 1 балл по РКЗ:
- 1 аспект не раскрыт и 3 раскрыты неполно/неточно
Если бы автор получил 1 балл по РКЗ, то у него был бы шанс набрать баллы по организации текста, лексике, грамматике или хотя бы орфографии и пунктуации. Можно было бы даже рассчитывать на приличный балл за эссе.
Обязательно изучите нашу статью о том, сколько слов можно написать в эссе, чтобы не потерять на этом баллы!
Сколько слов должно быть в эссе по английскому (задание 38)?