Найти в Дзене
Точка зрения

Новый глава Минтранса в ужасе: ведомство «кишит» кумовьями, затями, сватами. Получится ли зачистить коррупционный «муравейник»

Оглавление

Новый глава Минтранса РФ Роман Никитин обнаружил, что ведомство, которым он должен управлять, напоминает не систему, а комплекс семейных связей, кланов и договорняков. Теперь он хочет зачистить министерство до основания. Удастся ли это — или «старые» сожрут «нового»?

Автор: В. Панченко
Автор: В. Панченко

МИНИСТЕРСТВО ПО БЛАТУ

Когда Роман Никитин получил назначение на пост министра транспорта, он, возможно, думал, что управлять этой сферой — дело сложное, но понятное. Однако, как рассказывают источники в министерстве, первым шоком стал даже не масштаб проблем в отрасли, а кадровый состав самого Минтранса.

Оказалось, что:

  • десятки постов занимают друзья, кумовья и сваты предыдущих руководителей;
  • в ведомстве сидят «своевременно перевезённые» кадры из Курской области, притащенные бывшим главой Минтранса, а ныне покойным Старовойтом;
  • отдельные лица — «представляют интересы» крупных кланов и групп влияния, включая людей, напрямую не связанных с транспортной отраслью.

«КТО-ТО ДРУГ КОГО-ТО», И ВСЕ ПРОТИВ РАБОТЫ

По словам сотрудников министерства, в коридорах Минтранса звучит один и тот же мотив:

«Он — человек случайный, чужой. А тут всё давно решено».

Под «всё решено» подразумевается:

  • кто подписывает контракты с РЖД и подрядчиками;
  • кто рулит авиационными дотациями;
  • кто курирует морские порты;
  • кто «своим» даёт контракты на миллиарды.

Никитин, не успев сесть в кресло министра, получил в наследство не просто аппарат, а монстра, у которого свои правила, связи и понятия.

Ведомство, созданное для управления одной из ключевых отраслей страны, оказалось погрязшим в «кадровой плесени», когда должности получают не по профессионализму, а «по звонку».

«Кто-то — зять генерала, кто-то — бывший советник губернатора, кто-то — просто “нужный человек”. Эти люди не знают, как строить логистику или реформировать железные дороги, но отлично умеют пилить бюджеты и блокировать любые реформы», — рассказывает инсайдер.

ЗАЧИСТКА НЕИЗБЕЖНА?

По словам источников в кабмине, Никитин уже заручился поддержкой высшего руководства для старта масштабной перезагрузки Минтранса. Готовится «новая матрица управления» — с ротациями, проверками и увольнениями.

Однако даже в правительстве признают:

«Молодому министру будет непросто. Там слишком много “старых интересов”, и за каждым креслом — чья-то крыша».

Не стоит забывать и о тени трагедии, нависшей над министерством. Предыдущий министр — Роман Старовойт — покончил с собой, и до сих пор ходят слухи, что одной из причин стало именно давление внутри системы и невозможность проводить реформы в среде, где «всё уже куплено и продано».

Если у Никитина получится вычистить Минтранс — это будет сенсацией. Если нет, значит, мы снова станем свидетелями того, как одна из ключевых отраслей страны управляется как семейный подряд.

Но сегодня — шанс всё ещё есть. Вопрос только в том, сколько врагов появится у Никитина, прежде чем он вообще начнёт реформу.

-2