Новый глава Минтранса РФ Роман Никитин обнаружил, что ведомство, которым он должен управлять, напоминает не систему, а комплекс семейных связей, кланов и договорняков. Теперь он хочет зачистить министерство до основания. Удастся ли это — или «старые» сожрут «нового»?
МИНИСТЕРСТВО ПО БЛАТУ
Когда Роман Никитин получил назначение на пост министра транспорта, он, возможно, думал, что управлять этой сферой — дело сложное, но понятное. Однако, как рассказывают источники в министерстве, первым шоком стал даже не масштаб проблем в отрасли, а кадровый состав самого Минтранса.
Оказалось, что:
- десятки постов занимают друзья, кумовья и сваты предыдущих руководителей;
- в ведомстве сидят «своевременно перевезённые» кадры из Курской области, притащенные бывшим главой Минтранса, а ныне покойным Старовойтом;
- отдельные лица — «представляют интересы» крупных кланов и групп влияния, включая людей, напрямую не связанных с транспортной отраслью.
«КТО-ТО ДРУГ КОГО-ТО», И ВСЕ ПРОТИВ РАБОТЫ
По словам сотрудников министерства, в коридорах Минтранса звучит один и тот же мотив:
«Он — человек случайный, чужой. А тут всё давно решено».
Под «всё решено» подразумевается:
- кто подписывает контракты с РЖД и подрядчиками;
- кто рулит авиационными дотациями;
- кто курирует морские порты;
- кто «своим» даёт контракты на миллиарды.
Никитин, не успев сесть в кресло министра, получил в наследство не просто аппарат, а монстра, у которого свои правила, связи и понятия.
Ведомство, созданное для управления одной из ключевых отраслей страны, оказалось погрязшим в «кадровой плесени», когда должности получают не по профессионализму, а «по звонку».
«Кто-то — зять генерала, кто-то — бывший советник губернатора, кто-то — просто “нужный человек”. Эти люди не знают, как строить логистику или реформировать железные дороги, но отлично умеют пилить бюджеты и блокировать любые реформы», — рассказывает инсайдер.
ЗАЧИСТКА НЕИЗБЕЖНА?
По словам источников в кабмине, Никитин уже заручился поддержкой высшего руководства для старта масштабной перезагрузки Минтранса. Готовится «новая матрица управления» — с ротациями, проверками и увольнениями.
Однако даже в правительстве признают:
«Молодому министру будет непросто. Там слишком много “старых интересов”, и за каждым креслом — чья-то крыша».
Не стоит забывать и о тени трагедии, нависшей над министерством. Предыдущий министр — Роман Старовойт — покончил с собой, и до сих пор ходят слухи, что одной из причин стало именно давление внутри системы и невозможность проводить реформы в среде, где «всё уже куплено и продано».
Если у Никитина получится вычистить Минтранс — это будет сенсацией. Если нет, значит, мы снова станем свидетелями того, как одна из ключевых отраслей страны управляется как семейный подряд.
Но сегодня — шанс всё ещё есть. Вопрос только в том, сколько врагов появится у Никитина, прежде чем он вообще начнёт реформу.